Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
У Японии новое лицо

У Японии новое лицо

Новый премьер Страны восходящего солнца уже предлагал России «поделиться» островами
Андрей Федяшин
23.09.2008
У Японии новое лицо

Консерватор, бизнесмен, националист, популист, решительный, как самурай, неосторожный и импульсивный в высказываниях - это все о Таро Асо. У каждого премьера этого государства – своя Япония. У Таро Асо она слишком уж отдает национализмом, чтобы это могло нравиться соседям.

Японцы получили от Либерально-демократической партии нового премьера – Таро Асо. За пределами Страны восходящего солнца, особенно в Китае и Корее, премьерство Асо не вызвало никакого энтузиазма, поскольку он никак «не может разглядеть плохую сторону участия Японии во второй мировой войне».  

В самой же Японии «истинный патриотизм» частенько определяется отношением того или иного политика к «северным территориям» - Курильским островам.

 Так вот, Таро относится к ним с прагматизмом расчетливого бизнесмена. В 2006-м он вызвал мигрень сразу у всего японского министерства иностранных дел своим заявлением по поводу того как «разобраться» с русскими в «курильском вопросе». Всю эту дребедень вокруг Курил давно пора прекратить и просто поделить острова поровну между Россией и Японией, заявил Асо на заседании кабинета. По его плану, Итуруп, Кунашир, Шикотан и Хабомаи «распиливались» очень здорово. Россия получала 75 процентов Итурупа - крупнейшего острова гряды, а Япония - оставшиеся от него 25 процентов плюс все остальное. МИДу Японии, который тогда как раз и возглавлял Асо, стоило большого труда убедить министра в том, что Курильские острова это не мешок с цементом - производство цемента фамильный бизнес семьи Асо - и так просто решить проблему не получится. МИД даже выступил с опровержением, в котором говорилось, что «варианта решения проблемы путем раздела территорий пополам по площади министр не выдвигал… его слова были поданы не с тем нюансом, который имелся в виду». В общем, «министра не так поняли». Интересно, не вспомнит ли он свою идею сегодня?  

Хотя формально Асо, которого 22 сентября избрали лидером Либерально-демократической партии, 24 сентября еще должен утвердить премьером парламент, место у него уже в кармане: ЛДП и ее центристский союзник, партия Комэйто, имеют комфортное большинство в ключевой нижней палате. Как долго будет служить Асо – покажет время, но, учитывая все последние перипетии японской политики, вряд ли он поставит рекорд пребывания на посту.

С сентября 2006-го он уже третий японский премьер, который заступает на смену предшественнику, подавшему в отставку через год или менее после вступления в должность.

И речь, заметьте, идет о премьерах, которые не имеют всенародного мандата и не были избраны после триумфальной победы их партий на всеобщих выборах. В соответствии с японской политической традицией и процедурой, между выборами премьера может избирать парламент. И непосредственный предшественник Ассо, Ясуо Фукуда, и предшественник Фукуды, Синдзо Абэ, получили места аналогичным манером. И оба ушли, буквально согнутые невероятным падением популярности, на волне коррупционных скандалов, неспособности правительства решить экономические проблемы государства.  

То, что подобного рода чехарда особенно участилась в Стране восходящего солнца в последние несколько лет, говорит: а) о том, что мощная политическая машина под названием ЛДП - с краткими перерывами она управляет страной все послевоенные годы - начала давать серьезные сбои; б) что в Японии уже устарела и не работает сама политическая система. Эту систему даже с большой натяжкой трудно назвать сейчас двухпартийной, все мелкие партии – не в счет. Между ЛДП и ее главным конкурентом, Демократической партией Японии, ДПЯ, на деле так мало различий, идеологических и политических, что разобраться в том, чем же они собственно отличаются друг от друга, весьма затруднительно. Нынешний председатель ДПЯ, Ичиро Озава, кстати сказать, не так уж и давно был Генеральным секретарем все той же ЛДП. В обеих партиях есть убежденные консерваторы и пламенные либералы, «ястребы» и «голуби». Вся разница между ними, пожалуй, в том, что ЛДП все последние годы стабильно утрачивает доверие избирателей, а ДПЯ это доверие никак не может завоевать.  

Отсюда - и политический феномен последних лет в Японии: в «избирательном колледже» страны сильно выросла прослойка «колеблющихся», которые вышли из рядов в прошлом убежденных сторонников ЛДП, но еще не «полюбили» ДПЯ.

 Последним всенародно избранным премьером в Японии был Дзюнъитиро Коидзуми, который, собственно, и уберег партию от полного «расплавления», но в 2006-м он ушел, и спасет ли партию Таро Асо - неизвестно. Но попробовать может.  

Поговаривают, что эта проба начнется уже в ближайшее время. По данным газеты «Асахи симбун», самой влиятельной и информированной в Японии, новый премьер уже 3 октября может пойти на роспуск парламента и назначение на 26 октября досрочных парламентских выборов. По закону они должны были бы состояться в сентябре следующего года. Но партийные стратеги и сам Асо полагают: им хорошо бы использовать естественный после избрания нового лидера «медовый месяц» с избирателем и его веру в то, что «новая метла» действительно выметет хоть часть всех японских экономических и политических бед.  

Сам 68-летний Таро Асо в политике не новичок, много раз был депутатом парламента, министром образования, культуры и спорта, экономического планирования, экономики и финансов и министром иностранных дел. Премьером был его дед Сигэру Иосида, премьером был его тесть Дзенко Судзуки.  

Хотя в самом Таро - он, между прочим, некогда был членом Олимпийской сборной Японии по стрельбе - наверняка больше бизнесмена, чем политика.

Новый премьер – самый богатый член японского кабинета министров. С 1966-го он начал работать в семейном бизнесе и возглавил фамильную компанию «Асо семент». У фирмы, надо сказать, не очень хорошая родословная. Она представляет собой прямую наследницу горнодобывающей «Асо майнинг», которую обвиняют в том, что в годы войны она использовала подневольный труд 10 тысяч корейских заключенных и военнопленных союзнических войск. Асо эти факты не то, что отрицает, но и не признает, отговаривается тем, что в войну был так мал, что «ничего подобного не знает».  

Если проследить за высказываниями неуемного на язык Асо, то он, можно сказать, некое подобие японского Сильвио Берлускони. Как и от Сильвио, от Таро можно услышать «правду-матку» и сентенции, которые не раз повергали в шок и трепет его коллег. Подобно уже упоминавшемуся «курильскому плану».  

 

Андрей Федяшин - политический обозреватель «РИА Новости» 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.