Троянский конь Вашингтона?
На минувшей неделе на пост премьер-министра Республики Сербия была назначена 41-летняя Ана Брнабич. Главной сенсацией при этом стал тот факт, что впервые на столь важном посту в этой православной стране, где сильно влияние Церкви, оказалась женщина в молодом для политика возрасте, открыто позиционирующая себя как лесбиянка. В прошлом году она участвовала в гей-параде в Белграде, что было неоднозначно воспринято в обществе. Такое произошло впервые не только в Сербии, но и вообще на Балканах.
Кроме того, Брнабич известна, как политик с ярко выраженной прозападной ориентацией. В этой связи, объявив о столь необычном назначении, Александр Вучич был вынужден выступить со специальным телеобращением к нации, чтобы объяснить свое решение. При этом большую часть своего выступления президент посвятил отношениям с Россией, вернее, заверениям, что курс на дружбу и сотрудничество с Москвой не изменится.
«Нет никаких сомнений, что мы сохраним позицию независимой страны, это имеет для нас наибольшее значение. Мы не собираемся вступать ни в НАТО, ни еще куда-то. Я надеюсь и уверен, что правительство Сербии не будет вводить санкции в отношении России, это была политика правительства, которое я возглавлял, и как президент я посоветовал бы придерживаться и далее этой политики», — заявил он.
Для поддержки необычной кандидатуры заранее были обработаны и члены парламента. После экстренной встречи с президентом руководство правящей парламентской коалиции заявило о поддержке кандидатуры Аны Брнабич. В итоге против нее публично высказались лишь отдельные депутаты, в том числе бывший верховный муфтий Сербии и Санджака, ныне — парламентарий Муамер Зуколич.
Между тем биография Брнабич говорит сама за себя. В 1994 году она закончила среднюю школу № 5 в Белграде. Но потом уже училась только за рубежом: изучала управление бизнесом в Нортвудском университете в штате Мичиган в США, а позже пополняла знания в британском Университете Халла.
В Сербию вернулась в 2001 году, работала в Программе по аграрному развитию под эгидой ЕС, которая пыталась переделать сербских крестьян в европейских фермеров, но без особого успеха. Ведь в перспективе это привело бы к введению «евросоюзных» стандартов на сельскохозяйственную продукцию и, как следствие, квот на производство, например, яблок, что грозило «убить» сельское хозяйство страны еще до вступления в ЕС. Программу по-тихому свернули, а Брнабич перешла в американскую консалтинговую компанию Continental Wind Serbia, которая устойчиво ассоциируется с фондом Рокфеллера и занимается развитием «экологической энергетики». С ветряками дело тоже особо не выгорело, и Брнабич стала президентом Национального альянса местного экономического развития, финансируемого по программе USAID (агентство США по международному развитию), которое известно своей поддержкой исключительно выгодных Вашингтону проектов и прозападных политических деятелей. После этого она и стала делать карьеру в правительственных структурах Сербии. В 2016 году была в правительстве Вучича министром государственного и локального самоуправления.
Но самое интересное, наверное, еще и в том, что Ана Брнабич длительное время состоит в белградском объединении «East West bridge» (EWB), которое в свою очередь входит в так называемую «Трехстороннюю комиссию». Как известно, «Трехсторонняя комиссия» — международный клуб глобалистов, созданный в 1973 году Дэвидом Рокфеллером, а один из основных ее соучредителей — печальной памяти Збигнев Бжезинский. Эта деталь в ее биографии раздражают сербское общество куда больше, чем личная жизнь будущего премьера. Именно потому Вучич в своем обращении к нации говорил в основном об отношениях с Москвой, а не о политкорректности и толерантности. А от пикантной детали в биографии нового премьера президент вообще отмахнулся, заявив, что, мол, «сексуальная ориентация личное дело каждого».
Некоторые комментаторы оценивают неожиданное решение Вучича так. С одной стороны, он «бросил кость» ЕС и глобалистам – назначение премьером в православной стране, которую НАТО не так давно за непокорность подвергло ковровым бомбардировкам, лесбиянки прозападной ориентации не может их не радовать.
С другой стороны, Вучич назначил на важнейший государственный пост человека, который никак не может стать ему политическим конкурентом. Открытой лесбиянке с дипломами университетов США и Англии и «рокфеллеровским» настоящим самостоятельная политическая карьера в нынешней Сербии никак не светит.
И потому многие считают, что Брнабич, фактически, - «технический премьер», который будет заниматься лишь экономикой и финансами, а политические вопросы останутся за Ивицей Дачичем, который теперь не только министр иностранных дел, но и вице-премьер.
Есть и еще одна причина, по которой Вучич принял такое неожиданное решение. Третий месяц подряд в Белграде и других городах страны проходят акции протеста оппозиции, а их организаторы, называющие себя инициативной группой граждан, утверждают, что президентские выборы, на которых победил Вучич, прошли с грубейшими нарушениями, а результаты были сфальсифицированы в целях недопущения второго круга голосования. В этой связи президенту важно заручиться поддержкой как можно более широких слоев общества и групп граждан самой разной ориентации. Ведь Вучичу регулярно напоминают его выступления в парламенте во времена Милошевича. Особенно то, в котором он пообещал «убивать за каждого серба по сто мусульман».
Однако, несмотря на маневры Вучича, в Сербии новое назначение вызвало волну возмущения в национально настроенных политических кругах, и даже в недрах правящей коалиции. Сербское национальное движение "Наши" объяснило, что Брнабич обязана назначением своей сексуальной ориентации и Западу. Драган Маркович, глава небольшой партии "Единая Сербия", которая входит в правящую коалицию, заявил, что предпочел бы видеть вместо нее "семейного человека, у которого есть дети".
А на Западе появление в Сербии нового премьера воспринято с явным удовлетворением. «Такое решение, - пишет влиятельная французская газета «Фигаро», - переворачивает вверх дном политическую ситуацию в этой консервативной стране. Молодая проевропейка, открытая лесбиянка, да еще хорватского происхождения! Будущая премьер-министр Сербии диссонирует с этой традиционалистской страной с православным большинством, где гомофобским проявлениям нет числа… Выбором этого молодого премьера лидер Сербии намерен вновь подтвердить свой прогрессистский и проевропейский курс. При этом даже рискуя задеть чувства населения».
"Повышение по службе своего бывшего министра также является для Вучича ответом на критику, касающуюся отношения к ЛГБТ-сообществу в Сербии. Оно позволяет ему подправить имидж его страны перед Западом и символически дистанцироваться от России, где ситуация с гомосексуалами незавидная", - отметила «Фигаро» и подчеркнула, что перед новым премьером поставлена задача по перезапуску переговоров о вступлении Сербии в ЕС.
Став президентом, Вучич заметно продвинулся в последнее время в отношениях с Россией (два визита в Москву за полгода, договоренности о поставках Белграду российских МиГ-29 и другой военной техники), но, с другой стороны, он намерен ускорить реализацию своей стратегической цели — интеграцию Сербии в ЕС. И Брнабич для этого подходит почти идеально. При том, что, как уже упоминалось, ключевые политические вопросы, в том числе и отношения с Россией, будет в правительстве курировать Ивица Дачич. А кроме того, незадолго до формирования кабинета министров в Сербии была создана новая госструктура — Бюро по координации отношений с Россией и Китаем. Возглавил его бывший президент Томислав Николич, известный своим заявлением, что для него «Россия — мать родная».
Однако по конституции Сербии у главы правительства куда больше полномочий, чем у президента.
И хотя Александр Вучич остается наиболее популярным в стране политиком, появление на посту премьера сильной политической фигуры грозило бы Сербии двоевластием. А при премьере, которому самостоятельная карьера «не грозит», такое случиться не может, считают обозреватели. Ключевой фигурой в Сербии при таком раскладе все равно останется Александр Вучич.
Все это верно. Однако факт остается фактом: среди высших руководителей Сербии оказался теперь политик, которого многие называют «троянским конем» Вашингтона.
?>