Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
29 марта 2024
«Троянский конь» России?

«Троянский конь» России?

Насколько прочен венгерский бастион здравого смысла посреди Европы
Дмитрий Минин
19.12.2022
«Троянский конь» России?

В последнее время на пути многих решений Евросоюза антироссийского характера, порою в полном одиночестве, встает Будапешт. Недоброжелатели склонны видеть в этом поведение вздорного ребенка, своего рода enfantterrible, рассчитывающего за отказ от своих капризов что-то получить. У нас, разумеется, хотели бы лицезреть в лице Венгрии надежный бастион, который предотвратит от принятия евробюрократами крайних карательных мер против России. На деле, как всегда, всего понемножку.

Венгерское руководство, конечно, в ряде случаев, как, например, с затягиванием одобрения на оказание помощи Украине, откровенно торгуется с Брюсселем за определенные уступки для себя. Так, согласившись накануне с выделением Киеву €18 млрд помощи от ЕС в 2023 году, Венгрия в обмен получила доступ к средствам на восстановление после «пандемии» в размере €5,8 млрд. Однако по более принципиальным вопросам установления предельных цен на нефть и газ, а также введения очередных санкций против России Будапешт стоит достаточно твердо.

Западные партнеры говорят венграм: как же так, ведь русские вторгались на вашу территорию в 1956 году, а теперь вы их защищаете? На что они отвечают, что не для того защищали свою свободу в те времена, чтобы становиться безгласными и так легко ею жертвовать – в нынешние. В речи по случаю 66-й годовщины тех событий глава национального правительства В. Орбан недвусмысленно сказал: «Урок 1956 года ясен. Тот, кто мечтает встать коленом нам на горло, обречен на провал. Мы выстояли, когда на нас напала первая захватническая империя, и будем стоять, когда рухнет последняя».

По поводу же резолюции Европарламента о том, что Венгрия «больше не является демократией», Орбан едко сравнил высокопоставленных чиновников ЕС с советскими лидерами.

«Давайте не обращать внимания на тех, кто целится в Венгрию из тени или с высоты Брюсселя. Они кончат так же, как их предшественники». А его советник Жолтан Ковач заметил, что «люди, назвавшие Венгрию "гибридной избирательной автократией", убеждены, что мужчины тоже могут рожать детей». Намек не случаен. Венгерское общество разделяют с нынешним европейским руководством не только конкретные экономические интересы, но и ценности.  Оно достаточно традиционалистское, в нём ЛГБТ- повестка Евросоюза вызывает явное отторжение.

И дело не только в конкретных темах и вопросах, расхождения носят глубинный характер, выходящий за рамки Европы. Орбан в полемике с Соросом писал: «Великие силы вновь движутся к уничтожению народов Европы и объединению континента под эгидой глобальной империи… Цели очевидны: создание полиэтничных мультикультурных «открытых обществ» путем ускорения миграции и демонтажа национального процесса принятия решений, отдавая его в руки глобальной элиты… Битва за и против новой брюссельской империи еще не решена. Брюссель, похоже, поддается, но многие национальные государства продолжают сопротивляться». Венгры, разумеется, не дерзают разрушить или покинуть Евросоюз, они лишь стремятся оградить себя от не устраивающих их крайностей повестки ЕС.

В Венгрии полагают, что наивысшим проявлением демократии со стороны политиков является следование по пути национальных интересов, а не чужой воле. При этом на Западе часто персонифицируют венгерский курс, сводя его к личности харизматичного премьера Виктора Орбана и настраивая против него всю свою изощренную пропагандистскую машину.

Кажется, что даже престарелый «мессия» концепции «открытого общества» Джордж Сорос, венгерский еврей по происхождению, никак не хочет покидать сей мир, не разделавшись с Орбаном, в котором он видит своего заклятого врага.

Однако все опросы показывают, что внешнеполитическую линию  правящей партии ФИДЕС и ее лидера В. Орбана уверенно и последовательно поддерживает большинство венгерского населения, а претензии к нему в основном касаются внутренних вопросов. Запущенный им в ответ на упреки в отсутствии демократии механизм общенациональных консультаций по поводу введения санкций против России устойчиво показывает, что венгры в массе своей их не одобряют. Скепсис по отношению к Украине в Венгрии, в частности, объясняется не только тем, что подобно другим соседним странам там устали от украинских беженцев, но и тем, что венгры на примере собственного национального меньшинства в Закарпатье знают, насколько нетерпимой является политика киевского режима по отношению к другим народам.

Да и не только Орбан со стороны Будапешта демонстрирует свой «буйный» характер. Достаточно яркой фигурой является министр иностранных дел и торговли страны Петер Сийярто.

13 декабря после встречи министров энергетики стран – членов ЕС Сийярто заявил на пресс-конференции, что предложение о введении предельных цен на импорт газа из России противоречит руководящим принципам Европейского совета, согласно которым ограничение цен не может применяться к долгосрочным соглашениям о поставках и должно учитывать конкретную энергетическую ситуацию государств-членов. «Это предложение вредно, опасно и угрожает безопасности энергоснабжения Европы», – сказал Сийярто, добавив, что физически невозможно полностью заменить российский природный газ в среднесрочной перспективе. Хотя государства-члены Европейского союза еще не приняли решения, Венгрии уже удалось добиться исключения из его проекта двух «особо опасных» положений. Одно из них касалось регулирования цен, когда речь шла о сделках за пределами газовой биржи, что, по словам Сийярто, ограничило бы свободу государств-членов в закупках газа, поскольку сделало бы невозможными двусторонние соглашения без применения предельных цен. Другое предложение требовало, чтобы государства-члены консультировались с Европейской комиссией, прежде чем вносить изменения в какие-либо долгосрочные соглашения о поставках газа.

Кроме того, Сийярто сообщил, что уже разговаривал с вице-премьером России Александром Новаком, который, по его словам, «выразил открытость» для внесения изменений в долгосрочное соглашение о поставках газа между двумя странами, если это станет необходимым из-за предельных цен.

По-видимому, речь может идти о том, что благодаря своему конструктивному курсу Венгрия получит некие дополнительные скидки (надеемся, не очень большие) по долгосрочному контракту. А остальные могут продолжать закупать втридорога американский сжиженный газ.

Кстати, сам Орбан в это же время посетил одного из крупнейших поставщиков СПГ на мировом рынке Катар, где провел встречу с его эмиром. Там он посетил полуфинал чемпионата мира по футболу между Аргентиной и Хорватией, а заодно показал партнерам по Евросоюзу, что, если, пытаясь его обуздать, Венгрию попытаются каким-то образом отключить от российского газа, она сможет завести его из дружественных стран, подобных Катару. Сийярто подтвердил достижение подобного соглашения в расчете на расширение хорватских мощностей приема СПГ. Орбан ведь наверняка контактировал в Катаре и с руководителями Хорватии, демонстрируя им свою «спортивную и человеческую солидарность».

Ёсукэ Цутида – из корпорации Японии Mitsubishi UFJ Research&Consulting назвал свою статью, объясняющую особенности политики Венгрии для ресурса President Online, так: «Чтобы выжить, Венгрия использует Путина... Маленькая страна, которая отказывается от дерусификации, очень умна».  И он, безусловно, прав.

В. Орбан, конечно, не «троянский конь» России в Евросоюзе, как его все чаще хотят представить многие на Западе. Он венгерский «конь», который отчетливо разглядел, что европейский табун скачет куда-то не туда.

А подгоняющие его шустрые американские ковбои сами не очень хорошо представляют, где конечная точка их маршрута. Кто вместе с ним вовремя поймет это и остановится, хотя бы перед краем пропасти, тот и спасётся.




Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..