Стратегия конфронтации
Начальник штаба ВВС США генерал Дэвин Эллвин заявил на днях о реализации программы расширения американского военного присутствия на Тихом океане. Таким образом, как планирует Пентагон, повысится боеспособность авиации и других родов войск США, что необходимо «особенно в случае вооруженного конфликта с КНР». При этом география расположения американских военных баз в регионе показывает, что они могут быть использованы в дальнейшей конфронтации не только с Китаем, но и с Россией.
По данным «Defense news» (США), командование ВВС США в случае конфликта с Китаем опасается масштабного ракетного удара КНР по американским базам, прежде всего, в Японии и на острове Гуам. Поэтому с осени 2024-го началась реализация концепции Пентагона «Agile Combat Employmen» («Гибкое боевое применение»), согласно которой подразделения ВВС и ВМФ США «будут впредь располагаться в большем количестве мест и/или на менее крупных объектах». Причем военно-воздушные силы и противоракетные объекты «смогут также постоянно или временно базироваться в гражданских аэропортах и на аэродромах с минимальным количеством сооружений и оборудования».
Со ссылкой на начштаба американских ВВС отмечается, что в рамках упомянутой программы «уделено внимание также обеспечению устойчивости командования и управления базами, мерам их защиты против радиоэлектронной борьбы, терроризма и кибератак». Что же касается общего числа военных баз США в регионе, оно за 2024-2026 гг. увеличится почти на треть.
Между тем США и без того располагают большим количеством военно-морских, военно-воздушных и сухопутных военных баз в Тихоокеанском бассейне. Например, в Японии таковых свыше 10, в том числе, две — недалеко от морской границы Японии с Россией и КНР. В Южной Корее около 20 американских военных баз и большинство из них — возле территориальных вод РФ (в Японском море) и КНР (Восточно-Китайское море). Не говоря уже о том, что почти все южнокорейские базы США расположены вблизи столицы КНДР Пхеньяна.
На Филиппинах, соседствующих с Китаем, — шесть американских военных баз, нацеленных на Китай. В случае военного конфликта США или Тайваня с КНР с этих баз может осуществиться попытка блокады обширного побережья юго-восточного Китая: от Гонконга и острова Хайнань – до китайских портов южнее Шанхая.
Кроме того, есть немало военных баз на принадлежащих США Алеутских островах и Аляске, граничащих с РФ. Причем некоторые из них – около Камчатки и наших Командорских островов. А на Гуаме, расположенном в западном секторе Тихого океана, размещены крупнейшие в тихоокеанском регионе базы американских ВВС и ВМФ.
Аналогичные объекты США находятся также в бывших тихоокеанских протекторатах Вашингтона: в Республике Палау, Федеративных штатах Микронезии и Республике Маршалловых островов. Как и на принадлежащих США Гавайских, Марианских островах, о-вах Мидуэй, Восточное Самоа. Плюс к тому американские объекты находятся в Австралии и на тихоокеанском побережье Канады.
Столь широкая география военных баз показывает, что США контролируют свыше 70% территории Тихоокеанского бассейна. Но американцам наличие столь обширной сети стратегически важных объектов представляется, видимо, недостаточной проекцией их военной силы. С весны с.г., после 35-летнего перерыва (!), возобновились совместные военно-морские маневры США и Тайваня. Их задача очевидна: показать, что Вашингтон усиливает военно-политическое давление на Пекин. И не допустит воссоединения Тайваня с КНР. Кстати, тайваньские власти с осени 1949 года контролируют ряд островов достаточно близко от китайского побережья — всего в трех — восьми км, — что в случае военного конфликта создает для КНР определенную угрозу.
Заметим в этой связи, что военные базы США на Тайване — их было четыре — закрыты с середины 1970-х. Но две из них могут быть восстановлены в статусе совместных американо-тайваньских. Очевидно, что в этом случае китайско-американские отношения, и без того напряженные, получат дополнительный импульс к конфронтации.
Между тем Россия и Китай провели совместные военно-морские учения «Северное взаимодействие-2024». Затем приступили к патрулированию северо-западного сектора Тихого океана, иными словами бросили вызов США, Японии и Южной Корее. Такие действия РФ и КНР, по оценке доктора политических наук Сергея Богдана, представляют собой «новые значимые шаги Москвы и Пекина в продолжении их стратегического, беспрецедентного сближения, меняющего тихоокеанский и в целом глобальный геополитический расклад сил не в пользу США». Так что расширение американского военного присутствия в Тихоокеанском бассейне встречает надлежащий ответ.