Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
17 сентября 2024
Сергей Михеев: «Оранжевое похмелье быстро не пройдет»

Сергей Михеев: «Оранжевое похмелье быстро не пройдет»

О президентских выборах на Украине наш корреспондент беседует с вице-президентом Центра политических технологий
07.09.2009
Сергей Михеев: «Оранжевое похмелье быстро не пройдет»

- Понятно, что Дмитрий Медведев выступил с заявлением по российско-украинским отношениям, поскольку «так дальше жить нельзя». Однако многие считают, что он некорректно вмешался в кампанию по выборам президента «незалежной». Что же, теперь нам просто надо лишь подождать, пока политики в Киеве не успокоятся и поймут, как они заблуждались, выстраивая свою антироссийскую политику?

- Да, можно спорить о заявлении нашего президента, с точки зрения использования политтехнологий обсуждать те или иные формулировки. Но, так или иначе, Дмитрий Медведев озвучил положения, которые всем были известны, он, попросту, суммировал факты. Отношения России и Украины находятся в крайне тяжелом состоянии, два близких народа и два близких друг другу государства пребывают, де-факто и де-юре, в очень непростых отношениях. По мнению российского президента и многих наших экспертов вина за это лежит, в первую очередь, на новой украинской элите, на так называемых «оранжевых лидерах» страны. Разве это новости? Новость в том, что об этом четко и ясно заявил глава нашего государства. Он сказал то, что ранее прикрывалось всевозможными дипломатическими формулировками – и вот эта правда очень не понравилась украинской стороне. Если почитать ответ Виктора Ющенко, становится ясно: он, как говорится, «включает дурака» и начинает на все том же птичьем языке, уходя от конкретики, недоуменно вопрошать: «А в чем, собственно, дело? Не понимаю о чем речь, наши отношения находятся в рамках двусторонних договоренностей». У договоренностей есть дух и буква. Дмитрий Медведев говорил о духе, поэтому можно размышлять об уместности или неуместности его заявления, спорить насчет использования политтехнологий, но президент дал реальную картину отношений России и Украины. Прямого вмешательства в предвыборную кампанию в его словах я не увидел, хотя очевидно: это послание всем возможным будущим руководителям соседнего государства.

- Сейчас употребляют импортный термин «мессидж», что с английского и переводится именно как послание…

- Только вот никак не могут договориться о его написании, каждый предлагает свой вариант. Не знают, но ведь надо щегольнуть модным словцом. Я считаю непродуктивным для России переходить на этот птичий язык в наших отношениях с Украиной. Мы все отлично понимаем, что они для нас жизненно важны, мы не можем стоять в стороне и смотреть, как там происходят события, которые угрожают как нашей безопасности, так и вековым отношениям между украинским и русским народами, а также русским, там проживающим. Я не понимаю пафоса тех, кто сегодня трубит о нашем вмешательстве во внутренние дела Украины и в предвыборную кампанию. Мы реализуем свои собственные интересы – вот главное.

С точки зрения тактики совершенно очевидно: появление подобного заявления означает, что с Виктором Ющенко мы никаких отношений иметь не будем, иллюзий об этом политике в Москве не осталось. По большому счету, мы уверены, что на президентских выборах он не побеждает и позиция, которую он занимает, непродуктивна. А потому разговаривать с ним мы не будем. На самом деле, подобные настроения появились в России уже после нападения Грузии на Южную Осетию, когда выяснилось: Украина откровенно поддерживала Михаила Саакашвили в его планах. Суть – не только в поставках Киевом оружия для Тбилиси и его заявлениях о том, что при этом международные договора не были нарушены. Дело в том, что украинские военнослужащие участвовали в боевых действиях против российской армии – что доказано. Есть серьезные основания полагать, что наши боевые самолеты были сбиты именно украинскими военными. Вот тогда и стало ясно, что Виктор Ющенко стал в один ряд с Михаилом Саакашвили, и мы никогда больше с ним разговаривать не станем.

Так что суть послания Дмитрия Медведева украинским политикам сводится к элементарному призыву протрезветь. Никакой надежды на то, что от «оранжевого похмелья», после этих российских рекомендаций, излечатся Виктор Ющенко и Юлия Тимошенко, нет. Впрочем, Тимошенко - это немного другая история, она менее идеологизирована, чем Ющенко, да и похитрее его. Наоборот, по всем признакам президент Украины попытается максимально «раскрутить» послание президента России для подъема националистической волны в стране и сплочения вокруг себя электората западных областей. Все это – исходя из тех задач, которые он поставил перед собой. То, что он проигрывает – оговорюсь, в нормальной борьбе и при честном подсчете голосов – совершенно очевидно. Разве что устроит какую-либо жуткую «чрезвычайщину». Но при этом он стремится набрать максимальное количество голосов – чтобы его не выбросили «из политики». Чем больше он наберет, тем больше у него будет шансов на организацию собственной партии - реанимации, к примеру, той же «Нашей Украины». А у партии появляется шанс получить места в следующем составе Верховной Рады. Так что цель его, зацепиться за «большую политику», не секрет ни для кого. Получит он свои нынешние 3-4 процента голосов – может праздновать собственную «политическую смерть». Ему жизненно необходимо хотя бы удвоить этот результат. Иначе «политическое лицо» будет совсем потеряно. За это он и борется сейчас, используя любую возможность. И все его призывы к России в этом смысле не более чем элемент предстоящей избирательной кампании: показать, что он, якобы, сделал все, что мог, но вот ненавистная Москва, дескать, не идет навстречу из своей «москальской» вредности.

- Давайте помечтаем. Проходят президентские выборы на Украине, побеждает некий трезвомыслящий политик, начинающий восстанавливать дружественные партнерские отношения с Москвой. Ну, предположим, «газовую проблему» он быстро решает, и дела дальше ведутся честно и спокойно, без «оранжевых истерик». А дальше? Решить вопрос со статусом русского языка – только вот как станут реагировать националистические организации? Переосмыслить желание Виктора Ющенко вступить в НАТО – однако в стране много тех, кто наивно считает членство в Североатлантическом блоке панацеей от всех экономических невзгод. Запретить организации пособников фашистов – но что скажет западная часть Украины?

- Ну, газовую проблему никому не удастся решить просто и быстро. Для этого есть чисто экономические причины – украинская экономика давно находится в кризисе и страна не способна платить за нужные ей объемы газа. Это даже не политика, а чистая экономика.

Вообще, на сегодняшний день сильно сомневаюсь, что на украинском политическом Олимпе есть человек, который мог бы победить на предстоящих президентских выборах и, после этого, развернуть вектор движения страны вспять. Увы, приходится быть реалистами: за годы независимости на Украине выросла политическая элита, которая всю свою идентичность и всю программу деятельности строит на конфликте с Россией. Вот эта деструктивная идея и стала краеугольным камнем новой украинской государственности. Во всех прошлых бедах, проблемах настоящих и, даже, априори, будущих заведомо обвиняют «москалей». Жаль, но именно данные настроения доминируют сегодня в украинской элите, сейчас она крайне серьезно обеспокоена возможной потерей самостоятельности. Ей кажется, что возвращение к «лояльным» отношениям с Россией есть прямая угроза ее нынешнему статусу. Для нее главная ценность – власть, которая этой элите в 1991-м свалилась на голову. Даже не деньги, не говорю уже о независимости Украины – именно власть, которой в других обстоятельствах, в советские времена, она никогда бы не получила, для нее дороже всего. Поэтому политическая элита «незалежной» считает: ориентируясь на Запад, она власть сохранит, повернись она лицом к Востоку – может власти лишиться.

Так что на первых ролях в этой элите людей, способных развернуть вектор отношений в сторону России, пока нет. Однако, в принципе, существуют политики второго-третьего эшелона, способные вести равновзвешенный и нейтральный курс. Для нас даже нейтралитет Украины – зафиксированный, кстати, в ее конституции – уже будет большим достижением. Несмотря на положения Основного закона, Киев спит и видит, как бы Украину приняли в блок НАТО. А противоречия с конституцией власти совершенно не волнуют, так как на Украине уже давно главенствует принцип политической, конъюнктурной целесообразности. Закон в этом смысле ни для кого не помеха.

Наш идеал – трезвый политик, который бы понимал, что строительство новой украинской независимости на вечном конфликте с Россией не отвечает стратегическим интересам возглавляемой им страны. В принципе, подобные люди существуют в «Партии регионов», в левых партиях, возможно, сегодня они находятся во втором эшелоне политиков, им следует прокладывать дорогу – и послание Дмитрия Медведева в этом направлении и работает.

Что до возможного пересмотра каких-то одиозных реалий нынешней Украины, думаю, процедурных проблем с этим нет. Националисты? Ну, как говорят, нехай себе «бунтуют», размахивают флагами, печатают свои газеты. Насчет движения в сторону НАТО? Достаточно подойти трезво, подумать, можно ли на референдуме по этому вопросу набрать две трети голосов? Ах, нельзя? Значит, снимаем с повестки дня и занимаемся «земными» проблемами политики и экономики. С русским языком? Посмотреть на итоги переписи населения, и, пропорционально числу людей, считающих себя русскими или называющими русский язык родным, открыть соответствующее число школ. Все, решено, не надо биться на пропагандистских ристалищах, не следует изобретать велосипеда. Достаточно все привести в соответствие со здравым смыслом и с законами самой Украины, а также с подписанными ею международными соглашениями, например, Европейской хартии региональных языков – как ни странно, вот он, рецепт решения проблем, который известен всем.

- Вы ранее, в материалах, которые публиковались в нашей газете, высказывали предположение о возможном распаде Украины на две части. Восточную – с ее промышленным потенциалом и населением, тяготеющим к России и говорящим на русском. И – западную, где не приемлют «усих москалей». Этот исход возможен после победы все того же «здравомыслящего» политика? Или же, наоборот, в случае прихода к власти «борца за дело оранжевой революции»?

- Здравомыслящий политик, считаю, должен работать на то, чтобы внутри самой Украины противоречия не обострять, а сглаживать. Грубо говоря, и на западе, и на востоке страны проводить политику, основанную на том, чтобы и русские, и украинцы, и граждане других национальностей имели совершенно равные права, в политике внешней – осознавать, что Москва неизбежно является и будет являться важнейшим стратегическим партнером Киева. Поэтому нормальные отношения между нашими странами – приоритет номер один. Если же на пост президента придет человек, который, в той или иной форме, примется продолжать нынешнюю, стимулирующую раскол политику, полагаю, этот самый раскол вполне возможен. В создавшейся ситуации для регионов страны единственным выходом будет федерализация. В итоге сложится ситуация, при которой восточные области скажут, что они, конечно, в составе государства, но позвольте, здесь, у нас дома, нам самим решать, на каком языке говорить, какие памятники ставить и каких ветеранов войны чествовать. А вы у себя, на западенщине, можете делать, что хотите, но к нам со своим уставом не лезьте. Это – один из возможных вариантов развития событий, поскольку для реального объединения Украины необходим очень мощный политик, способный перешагнуть через эти долгие годы порочного разделения страны на «правильных» и «неправильных» украинцев. Правильные – западные, которые ставят памятники бойцам дивизии СС «Галичина», неправильные – все остальные, прежде всего, русские граждане государства.

- В ходе прошлой предвыборной кампании Россия обозначила свои предпочтения. Но «кандидат Москвы» проиграл. Не считаете ли вы, что нам следует четче демонстрировать наши предпочтения? Не откомандировывать своих политтехнологов на Украину, а просто сказать: «Дорогие соседи, конечно, выбирать вам. Но, если победит кандидат «А», то наши отношения будут строиться самым дружественным образом». Нет, недипломатично. Зато – ясно, как, видимо, и должно быть между нами.

- Может быть, и не на уровне президента, но нам свою точку зрения необходимо четко обозначать. Сегодня этого не происходит по одной, понятной всем причине: среди кандидатов на пост президента действительно нет людей, в которых мы были бы уверены, как говорят, «на все сто процентов».

- Уверены в их победе или уверены в том, что их можно назвать теми самыми «трезвомыслящими»?

- И в том, и в другом. Ведь проблема украинской политической элиты в том, что беспринципность для нее, прощу прощения за тавтологию, стала главнейшим принципом. Даже с теми политиками, которые декларируют свое лояльное отношение к России, договариваться очень трудно. Люди не могут держать своего слова и, вдобавок, за каждое свое телодвижение или заявление требуют очень высокую цену. К тому же они не способны ничего гарантировать в будущем. Добавьте к этому их неготовность брать на себя ответственность – даже за свои собственные ошибки. Скажем, тот же самый Виктор Янукович, которого именуют не иначе, как «кандидатом Москвы», в действительности вовсе «не наш» человек, его, в свое время, предложил нам Леонид Кучма. На прошлых президентских выборах на Украине мы изучали многих претендентов, но именно Кучма настоял на том, чтобы Москва поддержала именно Януковича. Ему поясняли: у кандидата от «Партии регионов», в действительности, очень много больших проблем, что серьезно затруднит его возможную победу. Но бывший президент Украины играл в свою, двойную игру.

Да, российских политтехнологов много ругают – и, возможно, отчасти по делу. Но надо иметь в виду: вступая в предвыборную кампанию, Виктор Янукович был человеком с рейтингом около десяти процентов, а сегодня, фактически, он второй по калибру политик страны.

- Украине, попросту говоря, многие рекомендуют «протрезветь» после «оранжевого похмелья». Удастся или голова будет болеть очень и очень долго? Конечно, долговременный прогноз – при всем внутриполитическом украинском хаосе – дело неблагодарное. Но, все же?

- Повторю: в нынешнем украинском «политикуме», как принято говорить в Киеве, большая проблема с адекватными людьми. Украина – это страна победившей политологии. Политологи там – все, число экспертов в государстве зашкаливает, заодно и каждый политик сам себе политолог и политтехнолог. Но, в действительности, постоянная болтовня, беспринципность, предательство, как главный способ ведения политики и превалирование исключительно личных интересов хоронят всю политическую жизнь на Украине. Все сводится к примитивному: «Правильно то, что выгодно сейчас конкретной группе политиков». На Украине в самом резком виде выражена проблема всего постсоветского пространства, это крайне низкое качество политической элиты.

Такая псевдоэлита не понимает подлинных национальных интересов и, тем более, не готова идти на какие-либо жертвы для их обеспечения. Так что быстрого протрезвления я не ожидаю, жонглировать антироссийским тезисами на Украине будут долго, от этого занятия не может быть свободен ни один политик страны. Голова будет болеть у всех. В первую очередь – у несчастных украинцев, мне очень их жалко, но, видимо, верна поговорка о том, что каждый народ заслуживает той власти, которую он выбирает. Голова, после президентских выборов на Украине, будет болеть и у Москвы – это тоже гарантировано. Увы.

Беседу вел Виктор Грибачев

Специально для Столетия


Эксклюзив
16.09.2024
Максим Столетов
У России есть силы, средства и политическая воля для ударов возмездия по НАТО
Фоторепортаж
09.09.2024
Подготовила Мария Максимова
В Париже проходит выставка знаменитого русского сценографа


* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.