Русофобия как фактор единства
Украинская оппозиция протестует. Протестует против всего, что делает президент Виктор Янукович, правительство Николая Азарова и Верховная Рада. Виктор Ющенко всерьез полагает, что массы опять пойдут за ним на Майдан, поскольку те, кто поднимает руку на права людей, должны «получить народный отпор».
Сторонники партии Ющенко «Наша Украина» требуют не принимать законопроект, которым предлагается определить порядок использования языков на Украине, а если называть вещи своими именами, то предоставить, наконец, равные права гражданам, разговаривающим по-украински и по-русски.
Перед тем на акции против приезда на Украину Патриарха Кирилла выходила ультранационалистическая партия «Свобода» и ее «симпатики». Еще раньше выводила на улицу своих сторонников Юлия Тимошенко, дважды несостоявшийся премьер и лидер партии «Батькивщина» («Родина»). Они выступали против новых соглашений между Россией и Украиной по газу и условий пребывания Черноморского флота РФ в Крыму.
Сегодня десять оппозиционных партий (Европейская партия Украины, Народный рух Украины, «Гражданская позиция», «Народная самооборона», «Реформы и порядок», «Украинская платформа», «Батькивщина», «Свобода», Партии защитников Отчизны, Украинской республиканской партии «Собор») нашли очередной повод для протеста: требуют досрочных выборов президента Украины и Верховной Рады. По их мнению, после того как недавно Конституционный суд признал незаконной политреформу 2004 г., согласно которой Украина из президентско-парламентской превратилась в парламентско-президентскую республику, необходимо провести досрочные выборы президента и парламента. Правда, оппозиционеры почему-то скромно умалчивают о том, что реформа стала результатом компромисса между Майданом и Верховной Радой, когда было принято совершенно незаконное решение о проведении так называемого повторного второго тура (фактически третьего) президентских выборов, что и обеспечило Ющенко восхождение на «престол». А потом поставило страну на грань раскола, и отбросило ее лет на десять назад в экономическом отношении. Итог таков: Ющенко получил в правление одну Украину, а оставил после себя десятки конфликтующих между собой удельных княжеств.
Последнее замечание, впрочем, не для оппозиционеров, скорее, ради исторической правды. Оппозиционеры и далее столь же «скромно» будут замалчивать все, что в данный момент может подпортить их «светлый» патриотический имидж. Например, тот факт, что все перечисленные выше партии и общественные организации скатились так далеко на окраину политической жизни, что никоим образом не в состоянии представлять широкое общественное мнение. Что стержнем их идеологии является национализм, направленный исключительно против России. Что эффективность всех протестных акций практически равна нулю. Но это мало кого из «национально-озабоченных» волнует. Как и то, что готовность двинуться вслед за Ющенко на очередной Майдан изъявили не более двух сотен «протестантов».
Против визита Святейшего Патриарха выступало в Киеве максимум пять-шесть десятков профессиональных партийцев.
На митинг, организованный Тимошенко, из всей Украины приехало, по данным МВД, от трех до пяти тыс. человек. (На Майдане в 2004 г. одновременно пребывало около 100 тыс. участников действа.) Оранжевая собака, однако, зарыта в другом: любой национализм не может существовать без политического театра, без постоянных шоу, нагнетания страстей и психоза, низводящих массы до состояния толпы, а потом и стада во главе с харизматичным пастухом. Ющенко не случайно опять сзывает народ на Майдан.
«Гуру» нынешних украинских националистов небезызвестный Йозеф Геббельс не скрывал, что манипулирует народом. Его последователи во главе с Ющенко с гордым чувством «настоящих украинцев» охотно подчиняются западным политтехнологам. Вообще-то, фашизм изначально задумывался как огромный театр с конкретными актерами-кумирами. Журналист Бенито Муссолини своих боевиков назвал fascio di combattimento (связка борьбы), а теоретическое обоснование грядущему фашизму дали Габриэле д'Аннунцио, прославленный драматург, и Эмилио Маринетти (псевдоним — Филиппо Томмазо), поэт, писатель, основатель футуризма. Мистическую сторону фашизма обосновал, популяризировал, усовершенствовал концепцией «расизма духа» Джулио Эвола, художник и философ, аристократ с давней родословной (его труды по сей день популярны). Оболваненный народ с благоговением взирал на вождей снизу вверх, в том числе, и на «мессию» Ющенко первого года его правления, а в дальнейшем на «спасительницу нации» Юлию Тимошенко, которая уверяла страну в том, что мировой финансово-экономический кризис Украины не коснется. И убедила до такой степени, что многие поверили. А когда кризис все-таки ударил по «рядовому» украинцу, вместе с Ющенко и подобными ему лидерами указала на главного виновника всех бед – коварную Россию, преследующую почему-то собственные национальные интересы, а отнюдь не украинские.
Украинский национализм, как и прочие его разновидности, тоже не может существовать без врагов, и враг здесь давно определен. Определение дал «социальный дарвинист» и основоположник интегрального национализма Дмитрий Донцов. По Донцову (кстати, русскому), враги украинской нации - это все неукраинцы или украинцы, не разделяющие идей интегрального национализма. Украинцы не все равны и в расовом отношении, среди них «самые равные» - представители некоего «нордического расового элемента», которые, якобы, более способны к управлению государством.
Лидер угнездившейся в Галиции партии «Свобода» Олег Тягнибок еще в 2004 г. вполне доступно для каждого гражданина конкретизировал образ врага, призвав к борьбе с «москальско-жидовской мафией», которая «правит в Украине».
Против него было возбуждено и тихо закрыто уголовное дело за разжигание межнациональной ненависти и розни. Хотя Ющенко тогда и заявил, что осуждает ксенофобию и что «патриот Украины не есть синонимом слова ксенофоб», даже назвал участников акции «Украина без Кучмы» фашистами, но всей своей последующей политикой опроверг собственное заявление. Более того, его слова о фашистах оказались вполне пророческими, а бывшие недруги стали надежными союзниками в противостоянии с Россией.
При Ющенко, как выяснилось, «патриот Украины» есть синоним слова «русофоб». Посеянные им зерна ненависти дали буйные всходы. Закономерно, что в нынешней оппозиции стакнулись именно те партии, где правит бал русофобия, и Тимошенко готова вступить в прочный союз с Тягнибоком для совместной борьбы с новой властью и лично с Виктором Януковичем. А председатель Львовского областного совета Мирослав Сенык от имени всего «сознательного украинства» заявляет, что сегодня приходится констатировать «отступление от укрепления украинского государства» и «на 19-м году независимости самыми почитаемыми и наделенными льготами и привилегиями стали те, кто прикладывал все свои усилия для того, чтобы украинского государства не было и боролся против тех, кто воевал за независимость Украины» (участники Великой Отечественной войны).
История «украинства» вообще – это постоянная борьба против чего-то, но непонятно за что. Потому вы никогда не услышите от «сознательного украинца» какой-то конкретики, каких-то определенных решений. Они все сведут к многословной болтовне о тяжелом прошлом под «пятой» колонизаторов-москалей, о притеснениях, мешающих достичь «незалэжного» процветания в настоящем и, конечно, в «светлом будущем», которое вопреки титаническим усилиям свободолюбивой нации с каждым шагом удаляется как вечно недоступный горизонт. Сама по себе историческая правда мало кого волнует. Ведь для «свидомых» (сознательных) и тех, кто за ними стоит, важна не абстрактная ненависть украинцев к русским, а то, что не позволит двум народам наладить добрососедские, партнерские, союзнические отношения, что не усилит оба государственных образования в экономическом и социальном плане. Русофобия является ключевым звеном националистической пропаганды, возведенной при оранжевых в ранг государственной. Именно на этом, начиная с первого дня «нэзалэжности», базируется и сейчас украинское прошлое, настоящее и будущее. А все попытки новых властей изменить ситуацию встречают яростное сопротивление «апельсиновых» лузеров.
С уходом Ющенко с поста президента Украины радикализация страны не прекратилась.
Заведующий отделом Украины Института стран СНГ Кирилл Фролов сказал: «Россия не имеет права молчать, потому что фашизация Украины – это угроза и для самой России, и для мира наших соотечественников на Украине».
И с сожалением приходится делать вывод, что суверенитет Украины в посторанжевом его варианте не более чем формальность, что по-прежнему тон общественно-политической жизни задает популистская болтовня ее бывших пронационалистически настроенных лидеров. Но лишенные нынче власти, они все чаще вынуждены прибегать к любым так называемым протестным акциям, чтобы с подмостков политической сцены по-прежнему демонстрировать народу свою значимость, и наиболее заметной особенностью уходящего летне-осеннего политсезона стало участие в нем авторитетных литераторов, актеров и прочих мастеров художественного слова.
Известный писатель Юрий Андрухович заявляет, что Крым и Донбасс политически являются частью русской нации, поэтому этим регионам нужно дать возможность отделиться от Украины. Народный артист Украины Богдан Бенюк (член партии «Свобода»), частенько снимающийся, кстати, в российском кино, утверждает, что «то руководство, которое было в нашей державе, способствовало тому, чтобы пришла такая власть, которая легко и просто открыла ворота и впустила большое войско, которое сейчас воюет с украинским народом… даже в государстве Украина мы, украинцы, не умеем защитить себя». Историк Ярослав Дашкевич (покойный ныне) писал, что «значительную часть Украины захватили российские шовинисты и их коллаборанты, которые издеваются над правами нации, ведут никем не пресекаемую антиукраинскую кампанию… В Украине осуществляется стремление, несмотря на формально провозглашенную независимость, продлить господство российского меньшинства над украинской нацией».
Да заплатите, наконец, по «счетам», господа, и никто, и ничто вам не будет угрожать. Ответьте за взятые перед народом «повышенные обязательства», за разваленную экономику, за украинизацию, за героев ОУН-УПА и памятники «голодомору-геноциду». За те 5-7 млн. гастарбайтеров, которые ищут счастья на чужбине. Не русские ведь едут зарабатывать на Украину, а украинцы в Россию. А их туда уже не пускают в прежних количествах. Это для «свидомых» очередной антиукраинский шаг России!
А то, что Россия, значительно снизив цену на газ практически в ущерб себе, готова безвозмездно финансировать экономику Украины почти на четыре млрд. долларов ежегодно, выдается за очередные происки ужасной «северной соседки» и посягательство на украинскую государственность.
Крайне недружественной представляется и российская политика «транзитной независимости» от Украины. Построен «Голубой поток», реализуется проект «Северный поток». Построены новые и увеличены мощности действовавших морских портов на Балтике, в Черном море и на Дальнем Востоке. Да, в России тоже есть проблемы. Только Россия, в отличие от Украины, входит в «большую восьмерку», «большую двадцатку», имеет огромные золотовалютные резервы, расплатилась с долгами СССР. В том числе за счет нефти и газа. А что в этом плохого? Тем более что в последнее время доля нефте- и газорублей в российском бюджете уменьшается.
«Настоящие патриоты», стенавшие еще вчера оттого, что Россия вывозит из Украины хлеб и мясо, ест украинское сало и колбасу, сегодня театрально заламывают руки и требуют купить отечественную сельскохозяйственную продукцию. А введение квот и санитарных норм в их интерпретации означает торговую войну с Россией. Фрагментарное мышление украинских националистов не позволяет им увидеть связи между отдельными фактами окружающей их действительности. События, происходящие в мире и стране, сами по себе не имеют для них логической связи. Как в захудалом провинциальном театре, они с маниакальным упорством выходят на одну и ту же сцену в одних и тех же ролях при полупустом зале.
А что народ? Безмолствует, как всегда. Нет ни гнилых помидоров, ни тухлых яиц, ни бурных аплодисментов, переходящих в рыдания. И не будет: без изрядной русофобии Украина просто не в состоянии существовать в нынешних границах как государство. В полном соответствии с законом материалистической диалектики о борьбе и единстве противоположностей – националистической Западной Украины и тяготеющих к России Востока и Юго-востока страны. Итоги многих социологических опросов показывают, что большинство населения не видит в русофобии причину раскола страны. В отношениях с Украиной Россия, кажется, начала учитывать некоторые из этих особенностей. В Европе и США плюсы и минусы этого разнообразия оценили значительно раньше, их позиции на Украине прочнее российских, особенно – в западном регионе. Даже при заметном крене украинской политики в сторону России, стержнем этой политики еще надолго останется русофобия.