Россия – Украина: no problems?
Переговоры президентов России и Украины были обставлены драматически. 12 февраля в 18 часов по московскому времени истекал срок ультиматума, предъявленного «Газпромом» украинской стороне на то, чтобы та выразила готовность рассчитаться за долги по газу. И вот, как в остросюжетном фильме, держащем зрителей в напряжении, ровно в шесть вечера президенты двух стран появились на публике и объявили, что достигли необходимых договорённостей.
Голубое пламя не погаснет в киевских квартирах. Ющенко, в пику своей заклятой подруге-премьеру с косой, перехватил её инициативу. Теперь Тимошенко, намеревавшейся 21 февраля ехать в Москву, договариваться, вроде бы, будет уже не о чем. Главный козырь из её рук выбит. Паразитарная компания-посредник – «РосУкрЭнерго» – на которую направляла свой главный удар харизматичная премьер-министр, ликвидирована. Вместо нее создается другая на паритетных началах между «Газпромом» и украинским «Нафтагазом». То есть как бы осуществляется переход на прямые поставки. Ющенко продемонстрировал, что именно он умеет договариваться с Кремлём, отстаивая при этом интересы Украины. А Москва ему в этом, как могла, поспособствовала.
Однако напомним, что ещё три недели назад ничто вроде бы не предвещало, что газовая тема станет главной в ходе визита украинского президента в Москву. Это даже вроде бы нарушало законы жанра: за последние годы мы привыкли, что в январе-феврале всегда происходит обострение на западном «газовом фронте» РФ. И нынешний год, как видим, тоже не выпал из уже установившейся традиции.
Инициатором нынешнего обострения на сей раз выступила Украина.
Точнее – ее железная леди-премьер. Говорить об украинском руководстве в одном лице как-то не приходится. Итак, Юлия Тимошенко давно начала вести разговоры об изменении схем поставок российского газа на Украину, а Ющенко доказывал, что реальной альтернативы действующей схеме нет. А потом, наложив вето на поездку Тимошенко в Москву, полетел туда без неё и осуществил её идею.
Для украинских политиков газовый вопрос – на самом деле внутриполитический. Нынешний виток напряжённости уже привёл к тому, что в Верховной раде начали поговаривать о том, что неплохо бы снова развлечься национальной украинской забавой времён незалежности – выборами в Раду. А то какой же год на Украине может обойтись без выборов! Это, считай, год впустую! Вот деятели трёх крупнейших партий и начинают готовиться к очередной электоральной схватке.
Россия может использовать «газовое оружие» в этой внутренней грызне украинских политиков, разделяя их между собой и властвуя над ними.
Конечно, возможности такого оружия не безграничны, но и не ничтожны. Другой вопрос – какими интересами мотивируется российская элита, провоцируя очередной газовый конфликт, а потом разруливая его с тем из украинских руководителей, которому в данный момент наиболее благоволит?
Очевидно, что важнейшие вопросы, которые должны волновать Россию и волнуют российское общество в связи с Украиной – НАТО, ПРО США, Черноморский флот, русский язык и реабилитация нацистских пособников на Украине. Наверное, многие ожидали, что эти вопросы будут поставлены в фокус московских переговоров. Наивные идеалисты! Мир – всего лишь иллюзия в огне огромной газовой горелки!
Если «газовое оружие» и используется российским руководством для воздействия на политическую позицию украинской власти, то в очень ничтожной степени. Прошедший саммит это лишний раз подтвердил.
Посмотрим внимательнее на политические результаты состоявшихся переговоров. Путин и Ющенко подписали «План действий: Россия – Украина» на период до 2009 года. Он предусматривает всего лишь проведение дальнейших консультаций по вопросам условий базирования российского Черноморского флота в Севастополе и о разграничении Азовского моря.
Никаких хотя бы приблизительных рамочных условий будущих соглашений пока не определено.
Между тем, поставив своей задачей не продлять аренду российским ЧФ Севастопольской базы и других объектов после 2017 года, украинские власти, похоже, раньше этого срока смогут выдавить наш флот путем постоянного повышения арендной платы.
СМИ обсуждают еще одну жанровую сценку прошедшего саммита. Её уже окрестили словами Владимира Путина: «Страшно подумать!». Это, если кто не помнит, он сказал по поводу возможного нацеливания российских ракет на Украину в случае включения её в систему ПРО США и размещения там военных баз НАТО. На что тут же последовало заверение Виктора Ющенко, что Украина никогда не допустит размещения на своей территории иностранных военных баз, угрожающих России. Он даже предположил, что это может быть закреплено Украиной в законодательном порядке. И при этом прибавил, что Украина тем самым не сделает ничего такого, что беспокоило бы Россию. Почтительно, но одновременно и как бы делая одолжение.
Не знаю у кого как, а у автора сразу возникают аналогии с давешними, 1990-х годов, заверениями различных западных руководителей сначала о том, что НАТО не будет расширяться восточнее границ объединённой Германии, потом – что НАТО не включит в себя бывшие советские республики, потом – что на территории новых членов НАТО не появится военных баз блока, потом – что там не будет средств ПРО… Все такие заверения, как мы знаем, исполнялись с точностью до наоборот.
Настораживает сама легкость данных на пресс-конференции обещаний.
Ющенко не ответствен за решения украинского парламента, поэтому запросто может говорить о принятии закона о запрете на размещение иностранных баз: с него не спросится, если такой закон так никогда и не будет принят.
С другой стороны, утверждение о возможности «нацеливания российских ракет на Украину» вообще непонятно. О каких ракетах может идти речь? Все РСД и РМД давно ликвидированы. Значит, речь может идти лишь о тактических ракетах. Их перенацеливание куда-либо – дело нескольких минут, на то они и тактические. Они в любой момент времени могут быть нацелены куда угодно. Главное – подтянуть их на нужное расстояние до объекта удара. Да и МБР тоже перепрограммировать – недолго. Вообще, любые разговоры о «перенацеливании ракет» как факторе угрозы рассчитаны исключительно на простачков, которые понятия не имеют о технической стороне дела, но у них уже кровь стынет в жилах от такого непонятного им, да ещё и произносимого со зловещим придыханием термина «перенацеливание»…
Если же посмотреть на дела, то как раз накануне визита Ющенко Путин подписал принятый ранее Федеральным Собранием закон об отказе России от аренды РЛС в Севастополе и Мукачёво (Закарпатье)… Вместо них ещё только собираются строить новую РЛС в Армавире на Северном Кавказе, которая якобы прикроет тоже направление на ту же дальность (хотя и отстоит на 1500 км к востоку, да ещё и в сторону от московского направления).
Может быть, здесь есть какие-то стратегические соображения, которые нам, профанам, не раскрывают. Но есть и более понятные вопросы: глумление над памятью солдат Великой Отечественной, разжигание русофобии, создание культа бандеровских приспешников Гитлера, дискриминация русского языка и русской культуры. Всё это делается украинским руководством и лично Ющенко сознательно и со смаком. Но ни одна из этих тем на переговорах, если судить по пресс-конференции президентов, так и не прозвучала.
Мы раньше писали, что в месяцы, остающиеся до президентских выборов, российское руководство не будет делать крутых шагов во внешней политике. Но поставить перед лидером соседней страны вопросы, волнующие всё российское общество – шаг не крутой, а естественный, вдобавок принципиальный. Увы, в этом смысле результат саммита был нулевым. Гоголь и Булгаков, Нахимов и Ковпак, слава севастопольской твердыни и просеки партизанских лесов – все догорают во всепожирающем пламени вселенского газового факела…
?>