Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 апреля 2024
После гибели Хайдера

После гибели Хайдера

О праворадикальных политиках Запада
Ярослав Бутаков
14.10.2008
После гибели Хайдера

Загадочная гибель известного австрийского политика, губернатора Каринтии Йорга Хайдера наводит отдельных комментаторов на мысль о её неслучайном характере. Они её ставят в один ряд со смертями Яна Стюарта Дональдсона, Пима Фортейна и Дэвида Лейна. Вообще, праворадикальные политики на Западе представляют в последнее время что-то вроде «группы повышенного риска». Причём для некоторых из них роковой час настаёт почему-то в момент пика популярности.

Ян Стюарт Дональдсон, британский скинхедовский рок-музыкант, погиб в 1993 году также в автокатастрофе при невыясненных обстоятельствах. Один из основателей радикальной американской организации «Порядок» Дэвид Лейн, отбывавший пожизненное заключение в тюрьме штата Индиана, умер в прошлом году. По официальному заключению – от приступа эпилепсии во сне. Версия звучит неправдоподобно даже для человека, не очень искушённого в медицине. Лидер голландских националистов Пим Фортейн был застрелен в 2002 году. Убийца признался в политических мотивах преступления. Теперь вот странная смерть одного из самых популярных политиков Австрии за всю её историю – губернатора Каринтии Йорга Хайдера.

С убитым Пимом Фортейном Хайдера сближал общий антиисламский пафос идеологии и пропаганды. Оба видели в массовой миграции из мусульманских стран в Европу главную угрозу ценностям европейской культуры.

Фортейн даже написал на этот счёт книгу, ставшую бестселлером: «Против исламизации нашей культуры». Оба при этом заявляли себя ярыми приверженцами западноевропейских ценностей свободы и прав личности, указывая на те угрозы, которые, по их мнению, несёт ислам как тоталитарная религиозная доктрина западному образу жизни.

Фортейн «прославился» ещё и тем, что открыто принадлежал к сексуальным меньшинствам и отстаивал их права. Короче, он был бóльшим либералом, чем сами либералы, и одновременно националистом, доказывая, что национализм вовсе не противоречит свободе, а, скорее, наоборот, является единственным в наше время инструментом защиты прав и свобод в европейском мире, подвергаемом мультикультурной эрозии.

За несколько месяцев до парламентских выборов 2002 года Пим Фортейн был исключён из партийного списка созданной им партии «Жизнеспособные Нидерланды» за интервью, в котором резко выступил против иммиграции в Голландию. В ответ на это Фортейн сформировал свой партийный список, который с блеском выиграл муниципальные выборы во втором по величине голландском городе – Роттердаме.

Фортейн был застрелен за неделю до выборов в парламент, на которых все политологи единодушно предрекали крупный успех его партии. Убийство было явно заказным, но заказчик так и не был найден (вернее, его и не искали). Убийца, «зелёный», заявил, что таким образом «наказал» Фортейна за его слова о допустимости ношения одежды из натурального меха (не правда ли, веский мотив для гуманиста-эколога?). Правда, на суде он уже выступил как защитник прав бедных и угнетаемых мусульман.

Хайдер, возглавлявший региональное отделение Австрийской партии свободы, в 1989 году был в первый раз избран губернатором земли Каринтия.

В 1991 году ему пришлось подать в отставку за «неполиткорректное» высказывание о том, что при Гитлере успешнее реализовывалось право на труд, чем в нынешней демократической Австрии.

Однако это только добавило популярности Хайдеру в глазах земляков, и в 1999 году он вновь был избран губернатором Каринтии, в этой должности его и застигла внезапная смерть.

В 2000 году возглавляемая Хайдером Австрийская партия свободы стала победителем на выборах в федеральный парламент. Занявшая второе место умеренно правая Австрийская народная партия пошла на союз с АПС, в результате чего члены партии Хайдера вошли в федеральное правительство. Это привело к объявлению Австрии санкций по линии ЕС, однако бойкот вскоре стал невыгоден самим евробюрократам и был отменён в том же году.

В 2002 году в АПС произошёл раскол. Хайдер и его сторонники образовали новую партию – Альянс за будущее Австрии. На состоявшихся этой осенью очередных парламентских выборах партия получила более 10% голосов. Старая партия Хайдера набрала 18% голосов. Таким образом, партии, выступающие с националистических позиций заручились поддержкой почти 29% австрийского электората. При этом новая партия губернатора Каринтии явно стала восстанавливать свои позиции, отбирая голоса у своих идейных единомышленников и ярых политических конкурентов из АПС.

В начале этого года Хайдер выступил против предоставления «беженцам» из Чечни политического убежища в странах Евросоюза. Поводом стало массовое избиение граждан, учинённое чеченскими «беженцами» в кафе одного из городов Верхней Австрии.

Хайдер отметил по этому поводу, что чеченцы «обладают повышенным потенциалом насилия» и указал на пример соседней Словении, которая прекратила пускать к себе «беженцев» из Чечни.

Эти и многие другие подобные высказывания Йорга Хайдера снискали ему популярность далеко за пределами Австрии, в частности и у многих в России. Внешне благополучная Австрия – не единственная среднеевропейская страна, где общество всё сильнее озабочено будущим своего привычного образа жизни под натиском агрессивной «мультикультурности». В соседней Швейцарии уже не первый год у власти – коалиция, в составе которой Швейцарская народная партия, выступающая со сходной политической программой, основное место в которой занимает необходимость принятия жёсткого иммиграционного законодательства. В 2003 году эта партия впервые заняла первое место в выборной гонке, набрав 26,6% голосов. В прошлом году она поставила рекорд за всё время существования в Швейцарии (начиная с 1919 года) пропорциональной системы голосования, собрав голоса 28,8% избирателей. Очень схожий показатель с Австрией.

После своего прошлогоднего успеха Швейцарская народная партия, как и АПС в 2000 году, стала объектом жёсткой критики со стороны многих европейских политиков. Однако швейцарских и австрийских бюргеров всё больше беспокоит, похоже, не имидж их страны перед «респектабельными» дамами и господами, заседающими в Брюсселе, а комфортность жизни на своей родине, этнический баланс которой изменяется день ото дня.

Итальянская «Лига Севера», получившая на парламентских выборах весной этого года около 8% голосов и вошедшая в правительственную коалицию вместе с партией премьера Сильвио Берлускони, также выступает с жёстких антииммиграционных позиций. Одна из последних инициатив партии – законопроект депутата Андреа Джибелли об ограничении строительства мечетей. Разрешение на строительство будет выдаваться только с согласия граждан, выраженного на местном референдуме. Помимо этого, «Лига Севера», ратуя за автономию северных провинций, мечтает тем самым отгородить их от юга страны с его мафиозными группами. Как видим, и здесь налицо рост национал-изоляционистских настроений, разрушающих миф об «открытом обществе» в Европе, но на деле отстаивающих права и свободы коренных граждан европейских государств.

Инициатива «Лиги Севера» наверняка вызывает белую зависть у жителей немецкого Кёльна. Недавно городской совет Кёльна принял решение о строительстве монументальной мечети с минаретами высотой 55 м. Этот исламский конкурент Кёльнского собора вызывает явно отрицательное отношение большинства горожан, и властям упорно приходится убеждать их в том, что доминирование мусульманского культового здания в застройке старинного германского города – благо и прогресс для них. Думается, что, если в Кёльне всё-таки появится грандиозная мечеть, это не прибавит немецкому обществу «толерантности». Скорее наоборот.

Короче, если так будет продолжаться, то на место одного убитого Хайдера явятся десятки и сотни новых – в Австрии, Швейцарии, Германии, Дании, Голландии, Бельгии, Франции. Италии… В России?..

Кстати говоря, из всех политиков зарубежной Европы крайне правые демонстрируют наибольшую готовность понимать Россию и договариваться с ней.

Они оказались наименее подвержены русофобской истерии, захлестнувшей Европу после событий в Южной Осетии. Идя против политического мейнстрима Евросоюза в вопросах иммиграции, они отстаивают свою позицию и по проблемам внешней политики. Самое правое правительство нынешней Европы – итальянское – в августе этого года недвусмысленно заявляло о понимании действий России в грузино-осетинском конфликте. На днях Берлускони сделал очередное заявление, весьма оскорбившее гордых грузин и вызвавшее протесты официального Тбилиси. Итальянский премьер сказал буквально, что «реакция России была логичной после действий президента [Саакашвили], запятнавшего себя кровью».

Пока же мы вынуждены констатировать, что в лице Йорга Хайдера ушёл из жизни один из самых ярких политиков современной Европы, и без того очень бедной на неординарных личностей.

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.