Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 октября 2024
Поля битвы 2024: откроется ли «третий фронт» в Восточной Азии?

Поля битвы 2024: откроется ли «третий фронт» в Восточной Азии?

«Страсти» по Тайваню и островам Южно-Китайского моря
Дмитрий Минин
26.03.2024
Поля битвы 2024: откроется ли «третий фронт» в Восточной Азии?

В канун наступившего года немалые опасения по поводу сохранения международной стабильности вызывали перспективы осложнения обстановки вокруг Тайваня после проведения там в январе президентских выборов. Предсказывалось, что если на них победит сторонник независимости, то Пекин может начать вторжение на этот остров и тем самым открыть третий по счету очаг войны на планете после Украины и Ближнего Востока.

 

В бюджете Пентагона на 2024 год, например, заблаговременно на «сдерживание морских претензий» Китая, включая Тайваньский пролив, целевым назначением было выделено 16 млрд. долл.

И хотя президентом Тайваня стал именно такой человек – представитель Демократической прогрессивной партии Лай Цзин-те, материковый Китай не оправдал данных прогнозов, отреагировав на его приход к власти спокойно. На самом деле КНР получила там вполне устраивающий ее вариант. Победитель на выборах от «незалежников» набрал лишь 40% голосов, проиграв при этом парламент Гоминьдану и его союзникам, сохраняющим ориентацию на «общекитайскую перспективу». Таким образом, для провозглашения независимости у него нет реального мандата. Центральное же правительство имеет возможность лучше подготовиться к действиям, очередь которых, по его мнению, пока не настала. Китайские эксперты, например, тщательно исследуют опыт преодоления российской экономикой западных санкций, считая его весьма поучительным. Они, однако, приходят к выводу, что их экономика из-за ее зависимости от глобальных поставок могла бы под таким давлением понести гораздо больший ущерб, возможно, непоправимый. Пекин в очередной раз ловко обошел расставленную для него ловушку, что, однако, не означает ее исчезновение, а лишь – новое растягивание «тайваньской игры» во времени. 

Главной угрозой дестабилизации региона по-прежнему остается стремление США любой ценой подорвать восхождение Китая в качестве основного геополитического противника. А поскольку экономических рычагов для этого у Вашингтона не хватает, то он все активнее пытается использовать другие инструменты. 

В частности, ослабить Пекин за счет вплетения его в разного рода пограничные конфликты на суше и на море с соседями по уже опробованному образцу в отношении России.

На роль «восточноазиатской Украины» Соединенными Штатами уже примерялись Южная Корея, Япония и даже Вьетнам, которые довольно успешно используют себе во благо проявляемый к ним интерес американцев, но от почетной миссии «острия крестового похода» против Китая столь же успешно уклоняются. 

Сеул, находящийся в тесной военно-политической зависимости от Вашингтона, ссылается, например, на то, что не может себе позволить выступать на двух фронтах одновременно – против Пхеньяна и Пекина. К тому же Китай остается главным торговым партнером Южной Кореи. Осложнение с ним отношений чревато для нее серьезными хозяйственными неурядицами. Поэтому с втягиванием южнокорейцев в разного рода антикитайские блоки типа QUAD у Белого дома возникают определенные проблемы, хотя в совместных маневрах с американцами Сеул активно участвует, поскольку это укрепляет его обороноспособность.

Япония, столь же зависимая в военно-политическом отношении от США, сталкивается с трудностями другого порядка. Японское экономическое чудо не просто закончилось, страна на пороге тотального банкротства. За первые два месяца наступившего года промышленное производство упало в ней более чем на 7% (в КНР на столько же возросло), а производство автомобилей просто рухнуло – на 18,4%! Китай перехватывает у нее буквально все. Но дело не только в нем. Постаревшая и погрязшая в неге Япония проигрывает в динамичности едва ли не всем своим соседям по региону. Японию по ВВП уже обошла Германия, и это далеко не предел ее падения. Токио по инерции бредет за Вашингтоном в его стратегических комбинациях, но японцам уже далеко не до обострения отношений с Китаем, они все больше сосредоточиваются на внутренних проблемах.

До последнего времени в Вашингтоне чуть ли не с эйфорией смотрели на появление нового неожиданного союзника в «антикитайском походе» – Вьетнама, имеющего достаточно спорных пограничных и иных проблем в отношениях с КНР. Американцам представлялась в чем-то даже забавной перспектива столкнуть между собой эти два народа, тем самым наказав их обоих за историческое неповиновение себе. Кульминацией явилось провозглашение в 2023 году Ханоем своих отношений с США, достигшими высочайшего стратегического уровня, наряду с Китаем и Россией. Ощущалось рождение «нового Киева». При американском кураторстве были даже подписаны соглашения между Вьетнамом и Филиппинами о взаимодействии в отстаивании своих прав в прилегающих морях.

Но потом последовали обмен визитами первых лиц между Пекином и Ханоем, подписание разного рода важных соглашений между ними, которые показали, что, несмотря на неполное совпадение их интересов, уровень вьетнамо-китайского взаимодействия все же значительно глубже всего того, что могут предложить американцы. А идеологически, на что последние почему-то долго закрывали глаза, вьетнамцы и китайцы вообще «близнецы – братья». Уже в начале марта 2024 года в Washington Post появился вьетнамский секретный документ, явно слитый туда ЦРУ, из которого вытекало, что Ханой просто «дурит» Белый дом в расчете получить от него как можно больше средств для собственного развития. Но никаких исторических обид он не забыл и ни от каких идеологических постулатов, в которые война с Китаем никак не входит, отказываться не намерен. После знакомства с данным документом энтузиазм Вашингтона в отношении Вьетнама явно поостыл. 

На этом фоне у США в регионе появился очередной фаворит в нанесении «тысячи мелких порезов» Китаю – Филиппины. Еще сравнительно недавно при президенте Дутерте это островное государство было в авангарде «антиимпериалистической борьбы». 

Но при новом президенте Фердинанде Маркосе-младшем, по всей видимости, пришедшим к власти не без помощи американцев, вектор политики Манилы поменялся прямо в противоположную сторону. 

Она совершенно сознательно задирает Китай, посылая в зону его контроля в Южно-Китайском море суда, которые и в море-то держатся на одном честном слове, организует совместные с американцами маневры, приглашает их вновь занять крупнейшие в регионе еще с прошлых времен военные базы США типа Кларк и Субик-Бей.

Взамен Маркосу идут немалые по местным масштабам суммы. Экономическое положение Филиппин реально даже несколько укрепилось. Но вот надолго ли? И не слишком ли большой ценой за это временное, в основном персональное, процветание явится втягивание страны в конфронтацию с региональным лидером – Китаем, от сотрудничества с которым Филиппины, несмотря ни на что, зависят в первую очередь. 

Ирония судьбы состоит в том, что Маркос-папа в свое время был сметен в основном из-за коррупции, связанной с Америкой, которая очень легко от него открестилась. В нынешних схемах «исторического сближения» Вашингтона с Манилой также отчетливо присутствует похожий след. Не повторится ли история? При старшем Маркосе его сын, нынешний президент, например, возглавил одну из провинций страны в 20-летнем возрасте, обучаясь при этом в университете в США. Ему и его матери, кстати, грозил арест в США за нарушение судебного постановления о выплате 353 млн долл. в качестве компенсации жертвам нарушений прав человека во времена режима Маркоса-старшего. Но пока он с точки зрения американской Фемиды искупает свой долг «правильной политикой».   

Конечно, Филиппины Китаю не соперник, и Белый дом в выборе антикитайских союзников в регионе явно идет по нисходящей траектории, но от этого ситуация в Восточной Азии в 2024 году не выглядит спокойнее. За слабостью прочих ресурсов обуздания Китая США вполне могут разыграть здесь новые конфликты и не только в отношении Пекина, но и, например, между КНДР и Южной Кореей, чтобы, как они это делают повсеместно, воспользоваться хаосом для укрепления собственных позиций. 

Возможное возвращение к власти в США в конце наступившего года Дональда Трампа, известного своей ясно выраженной нацеленностью на «сдерживание» Китая, также способно принести дополнительную напряженность в указанное пространство. 

При этом, правда, эксперты отдают ему должное за умеренный и дальновидный подход к Пхеньяну и его лидеру Ким Чен Ыну. Если новый потенциальный глава Белого дома будет способен применить схожий подход и к Пекину, то худшего сценария развития ситуации в регионе в 2024 году, возможно, удастся и избежать.




Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Василь
26.03.2024 21:45
Что-то "горячее" может случиться только после глобального кризиса с разрушением существующих сегодня глобальных сетей - финансовых, транспортных, производственных. То есть когда будут стараться забрать себе кусок под непосредственное управление.
Конечно, есть вероятность что такое произойдёт, но когда и как, да и достаточной ли силы будет кризис сказать трудно.
Vlad
26.03.2024 15:22
Военного вмешательства, вторжения КНР на Тайвань не будет никогда. Юридически вся территория Тайваня является неотъемлемой частью КНР. Тайвань войдёт мирно, тихо в состав КНР, вопреки желаниям США, Японии и Кореи. Зачем КНР спешить и принимать радикальные меры в ущерб себе, зная положительный для себя результат. Время работает на КНР.

Эксклюзив
04.10.2024
Максим Столетов
В Иране ракетную атаку на Израиль сочли успешной, в Израиле призывают народ воспрянуть духом
Фоторепортаж
01.10.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном историческом музее стартовал проект «Пушкин. Страницы истории»



?>
* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.