Никакой свободы слова
Разоблачительную статью опубликовала на днях немецкая газета Berliner Zeitung по поводу преследований на «незалежной» за свободу слова. «Серия нападений на независимых журналистов поднимает вопросы», — указывает издание, отмечая, что главный из них: «имеет ли к этому какое-либо отношение украинское правительство»?
«В стране, — свидетельствует Berliner Zeitung, ссылаясь на информацию украинского портала «Медиарух», — участились нападения на журналистов, независимых авторов «пытаются оклеветать, как "врагов народа", российских агентов или наркоманов, дискредитируют их профессиональную деятельность».
Со стороны украинской власти инициированы меры, «ставящие журналистов под наблюдение и нацеленные на то, чтобы оказать давление на независимые СМИ в Украине». В качестве примера давления на журналистов немецкое издание приводит случай с нападением на Юрия Николова. Этот журналист известен на Украине тем, что публиковал расследования коррупционной деятельности бывшего главы Министерства обороны Алексея Резникова, которые «привели к отставке министра».
После этих публикаций Николова выследили и напали на него у дверей его дома неизвестные. «На нескольких видеороликах, размещённых в Telegram, слышно, как нападавшие кричат, что Николов — "предатель" и "провокатор", и что он должен идти на фронт», — указывает Berliner Zeitung.
Такое нападение — не единичный случай. На прошлой неделе «гибридному диффамационному удару» подверглась украинская группа журналистов-расследователей Bihus.info, которая занимается подготовкой статей о коррупции и разоблачением замешанных в ней государственных служащих. Скандальный YouTube-канал «Народная правда» опубликовал видео, на котором сотрудники Bihus якобы заказывают и затем употребляют запрещенные вещества во время новогодней вечеринки. Нижний титр под экраном при показе ролика гласил: «Можем ли мы еще верить их расследованиям?».
После этого основатель компании Денис Бихус решил уволить всех сотрудников, которые попали на видео. Бихус также объявил о том, что всех оставшихся работников проверят на предмет употребления наркотиков, и упомянул, что за журналистами, вероятно, наблюдали на протяжении последнего года.
Сам Зеленский делает вид, что ни он, ни его правительство никак не причастны к упомянутым случаям преследования работников печати. Главарь киевского режима, постоянно твердящий, будто Украина — «демократическая страна», лицемерно пообещал, что Служба безопасности начнёт расследование слежки за журналистами, так как, по его словам, «любое давление на журналистов недопустимо».
Однако Berliner Zeitung ставит эти разглагольствования главы украинского государства о свободе слова под сомнение и напоминает, что после начала Специальной военной операции на Украине «все крупнейшие телеканалы были объединены в один», и на них «нет никакой критики правительства».
«Ситуация с журналистикой в Украине угрожающая», — делает вывод немецкая газета. Уже упомянутые случаи нападения на журналистов издание считает лишь верхушкой айсберга, так как есть истории «с ещё более трагичным финалом». Berliner Zeitung указывает, что 11 января 2024 года в харьковской тюрьме умер американский независимый журналист Гонсало Лира, «содержавшийся более восьми месяцев в тюрьме по обвинению в попытке оправдать боевые действия России в Украине».
В немногих письмах из тюрьмы Лира сообщал, что у него развилось двустороннее воспаление лёгких, и он не получал никакой медицинской помощи. Обращение отца Лиры в Госдепартамент США тоже не помогло. Он считает, что обращение с его сыном в украинской тюрьме сравнимо с «пытками», и теперь ведёт информационную кампанию для того, чтобы «мир узнал, что происходит в Украине с этим бесчеловечным диктатором Зеленским».
О том, что на Украине преследуют и убивают журналистов, недавно рассказали журналисты влиятельного европейского издания EU Reporter. «Преследование оппозиционных журналистов в Украине стало почти традицией, — отмечает издание, — Наиболее известный пример — убийство журналиста Георгия Гонгадзе в 2000 году. Он был в оппозиции к тогдашнему президенту Леониду Кучме».
Отсутствие «прозрачных» правоохранительных органов, констатирует EU Reporter, позволяет властям расправляться с политическими оппонентами силой, зная, что они уйдут от ответственности. Это может привести к весьма трагическим последствиям, предупреждает издание.
В 2018 году на активистку, политика и общественного деятеля Екатерину Гандзюк, находившуюся в конфликте с некоторыми местными властями в городе Херсоне, было совершено нападение. Нападавшие облили ее серной кислотой, и через три месяца она умерла от сильных ожогов. Другой пример — нападение на харьковского активиста, которого избили бейсбольными битами по голове. Пострадавший выжил, но получил множественные травмы. Его фотография из больницы с окровавленным лицом, опухшими глазами и забинтованной головой распространилась по всей Украине. До этого инцидента потерпевший рассказывал об угрозах, которые он получил от представителей местного отделения партии «Национальный корпус»*, сообщил EU Reporter.
Случаи нападений на журналистов на Украине особенно участились с 2014 года, сразу после второго Майдана. Так, 24 февраля 2014 года поддерживающая Евромайдан украинская организация «Стоп цензуре» выступила с заявлением, в котором призвала «не допускать в телеэфир, на страницы печатных и известных интернет-СМИ тех политтехнологов и медийных персон», которые поддерживали свергнутый режим Януковича. Националистами был составлен «чёрный список» неугодных журналистов, после чего начались расправы. В список попали главный редактор издания Ревизор.ua Александр Чаленко, известный публицист Олесь Бузина, убитый потом националистами в Киеве в апреле 2015 года, телеведущий канала «Интер» Максим Равреба, вынужденный покинуть Украину и др. В апреле 2014 года в лесу Черкасской области Украины было обнаружено тело журналиста газеты «Надросся», участника «Автомайдана» Василия Сергиенко.
В январе 2015 года был арестован ивано-франковский журналист, блогер и общественный деятель Руслан Коцаба. Его «взяли» после того, как он публично осудил объявленную президентом Порошенко мобилизацию. В 2016 году суд приговорил Коцабу к 3,5 годам заключения «за препятствование деятельности вооружённых сил Украины и госизмену». В том же 2015 году в своей квартире в городе Нетешин Хмельницкой области убита главный редактор газеты «Нетешинский вестник» Ольга Мороз. Убийц до сих пор не нашли.
В ноябре 2015 года в Киеве были арестованы журналист «17 канала» Дмитрий Василец и его помощник Сергей Тимонин. В сентябре 2017-го оба были приговорены к девяти годам тюрьмы по обвинению в сепаратизме. По версии обвинения, Василец и Тимонин создали канал «Новороссия-ТВ», пропагандирующий отделение от Украины юго-восточных областей.
Широкий общественный резонанс произвело убийство исполнительного директора интернет-издания «Украинская правда», в прошлом журналиста российского Первого канала Павла Шеремета. 20 июня 2016 года его автомобиль взорвали в Киеве.
Летом 2017 года по обвинению в госизмене, терроризме и разжигании межнациональной розни в Житомире арестован журналист и блогер Василий Муравицкий, регулярно публиковавший в российских изданиях статьи с критикой украинского режима. В мае 2018 года в Киеве по обвинению в госизмене был арестован глава представительства РИА Новости на Украине Кирилл Вышинский. При обыске в редакции и пресс-центре представительства сотрудники СБУ обнаружили «георгиевские ленточки» — страшная крамола на современной Украине.
20 июня 2019 года председатель Национального союза журналистов Украины (НСЖУ) Сергей Томиленко сообщил о смерти журналиста-расследователя из Черкасс Вадима Комарова. На него на улице напал неизвестный и ударил молотком по голове, утром в тот же день Комаров скончался в больнице, не приходя в сознание. Томиленко напрямую связал нападение с профессиональной деятельностью Комарова и обратил внимание на вопиющее положение с правами журналистов на Украине.
Еще в 2017-м году международная неправительственная организация Комитет защиты журналистов впервые внесла Украину в список стран, где представители масс-медиа регулярно попадают в тюрьмы за профессиональную деятельность. В этот антирейтинг Украина попала наряду с такими государствами, как Сомали, Алжир, Демократическая Республика Конго, Гватемала, Гвинея и Ирак.
Сегодня же ситуация еще больше ухудшилась. При помощи запугивания, террора и убийств информационное поле на Украине уже полностью «зачищено», и фактически ни один свободный голос не может прорваться сквозь завесу лживой информации, которую распространяют украинские СМИ, полностью подконтрольные нацистскому режиму Зеленского.
О том, что на Украине попираются все основы демократии, в прошлом году заявлял депутат Европарламента Мик Уоллес. По его словам, режим Зеленского создал на Украине самую настоящую диктатуру, гораздо более жесткую, чем была в Грузии при Саакашвили.
В недавнем докладе американской правозащитной организации Jacobin представлены результаты исследования дефицита демократии на Украине, а также перечислены многочисленные нарушения прав человека в этой стране.
Воспользовавшись вооруженным конфликтом, Зеленский уничтожил значительную часть политической оппозиции и устранил возможных соперников в потенциальной борьбе за власть. Для того, чтобы укрепить свой диктаторский режим, он запретил деятельность любых СМИ, хоть в малейшей степени не согласных с его политикой. В марте 2022 года в уголовный кодекс Украины по его указанию были внесены поправки, значительно ужесточающие наказание за государственную измену в условиях военного положения.
О какой «свободе печати» в таких условиях можно говорить? Все это теперь уже вынуждены признавать даже в тех странах, которые все еще поддерживают неонацистский режим на Украине и снабжают его оружием.