Не только бомбят, но и пытают
Израильская газета Haaretz рассказала о том, как солдаты армии обороны Израиля (ЦАХАЛ) пытают пленных палестинцев, а кое-кто из них даже выкладывают эти шокирующие видео в социальные сети, видно, гордясь своими «подвигами».
По данным Haaretz, пытки палестинских заключенных имели место и до нового конфликта на Ближнем Востоке, но резко участились после нападения ХАМАС на Израиль и кровопролития в секторе Газа. Израильская газета собрала 15 подобных видеороликов, загруженных только за последний месяц. Армия Израиля подтвердила, что, по крайней мере, пять из них сняты с начала нынешнего конфликта. Остальные, по словам пресс-секретаря, все еще находятся под следствием, и они работают над решением проблемы.
Палестинцы, показанные на этих видеозаписях, в наручниках и с завязанными глазами, в некоторых случаях они предстают обнаженными или частично одетыми. На некоторых видеозаписях видно, как солдаты бьют и ругают задержанных, на других – заставляют их говорить или вести себя унизительным образом.
Как пишет Haaretz, неясно только, где были сняты эти видеоролики и, кто такие палестинцы, фигурирующие в них. Но, судя по всему, большинство из них снято на Западном берегу реки Иордан, а не в зоне боевых действий в Газе. На одной из видеозаписей, снятой в окрестностях Ятты на холмах Южного Хеврона на Западном берегу реки Иордан, семь палестинцев сидят на земле в наручниках и с завязанными глазами. Штаны одного из них, похоже, раненого, спущены.
Haaretz приводит показания Мохаммада, который рассказал изданию, что солдаты пришли в его дом посреди ночи, арестовали его и сына. «Затем они повалили нас на землю и связали руки и ноги, – рассказывает 55-летний Мохаммад. – Они били нас и проклинали. Меня били чем-то, кажется, электрическим. Они били меня по левой и правой стороне головы, и у меня пошла кровь. Меня они били меньше всех».
Солдаты записали инцидент на видео и выложили его в социальные сети, где Мохаммад мог быть опознан. «В итоге меня отпустили, но мой сын остался под стражей», – сказал он.
В другом похожем видеоролике палестинцы обнажены, у них закрыты глаза и связаны руки, солдаты избивают и волокут их по земле. Один из солдат бьет задержанного ногой по голове.
Как отмечает греческая интернет-газета Athens News, видеозаписи о пытках и избиениях вызывают споры между Израилем и Палестиной, поскольку, с одной стороны, палестинские социальные сети сообщают, что они были сняты на Западном берегу реки Иордан, а пресс-служба ЦАХАЛ это отрицает. Израильская армия утверждает, что запечатленные на видео палестинцы являются террористами, причастными к массовому убийству 7 октября, и что видео было снято в приграничной зоне Газы в дни после атаки ХАМАС. Однако не оспаривается тот факт, что поступок солдат был недопустимым. «Поведение солдат, показанное на видео, является серьезным и не соответствует приказам армии. Обстоятельства дела расследуются», – заявил представитель ЦАХАЛ.
На одном из видеороликов, снятых в районе Вифлеема, видно, как палестинец с завязанными глазами и руками бьет и ругает солдата. Тот называет его по-арабски «шлюхой» и «овцой», плюет на него и бьет ногами, а пленник кричит от боли. Пресс-служба ЦАХАЛ сообщила, что речь идет о солдате-резервисте, который был приговорен к 10 дням тюремного заключения и уволен из армии.
Видеоролики с палестинскими заключенными размещаются в группах на платформе Telegram, насчитывающих тысячи участников, а также на популярных профилях в Instagram и YouTube. Один из них принадлежит молодому человеку Йедидье Эпстиену, активно работающему в социальных сетях. По данным Haaretz, его страница в Instagram, куда были выложены некоторые из видеороликов, насчитывает 600 000 подписчиков.
Причем бьют в Израиле не только пленных. Аналогичные претензии, как свидетельствует газета, высказаны и в адрес сотрудников израильской пограничной полиции: двое палестинцев сообщили, что те напали на них и сняли на видео, как одного из них заставляют оскорблять его соплеменников.
«Полицейский спросил меня: "Откуда ты?". Я ответил: "Из Вифлеема". Он спросил, где находится Вифлеем, я ответил: "Это в Израиле", – рассказал палестинец. "Он ударил меня, когда я был в машине, и дал мне пощечину. Он попросил меня включить телефон, потом начал ругать меня, сказал, чтобы я вышел из машины, и сильно ударил меня по шее».
По словам палестинца, офицер отвел его в комнату, где его сопровождали другие сотрудники полиции. «Он велел мне положить руки на стену и раздвинуть ноги. Затем они начали бить меня по плечам, шее и рукам», – рассказал он. Затем ему дали израильский флаг и приказали проклинать палестинцев и ХАМАС, снимая действия на видео.
Однако это явление не ограничивается Западным берегом реки Иордан. Палестинцы в Восточном Иерусалиме с начала войны также жалуются на участившиеся случаи произвола со стороны полиции и солдат. Как сообщает Haaretz, свидетельства очевидцев и видеозаписи показывают, что молодые люди в Восточном Иерусалиме подвергаются жестоким избиениям со стороны полицейских и тюремных надзирателей.
Среди российских либералов распространен миф об Израиле, как о будто бы «демократической» стране. Но на самом деле в этом государстве уже давно процветают пытки. Об этом говорится, в частности, в разоблачительном репортаже, которые выложил в сеть один из тех, кому пришлось с этой «демократией» познакомится.
«Пытками в Израиле занимается Общая Служба Безопасности, более известная под аббревиатурой ШАБАК, – пишет автор, отмечая, что у этой организации свои здания и комплексы и свои выделенные помещения в обычных тюрьмах, куда никому хода нет, где подобное можно и организовать, и «не смущать слабых духом сотрудников других ведомств».
«Мне не известен точный период истории Израиля, когда пытки сотрудниками ШАБАКа были введены в регулярную практику, – пишет автор репортажа, – но серия эпичных фэйлов с пытками до смерти и пытками невинных и общественный резонанс по этому поводу случились в восьмидесятых годах. Могу предположить, что массовое внедрение и рутинное использование пыток в ежедневную практику работы спецслужбы ввели с приходом к руководству ШАБАКа Йосефа Хармелина в 1971 году и продолжилось при руководстве спецслужбой Авраамом Ахитувом и Авраам Шиломом до 1999 года. Таким образом, славной истории пыточного конвейера исполнилось ровно 50 лет»!
Первый случай, который всколыхнул израильское общество в конце восьмидесятых и привёл к созданию правительственной комиссии по пыткам, это дело Аведа Хамдана. 19 июня 1987 года был арестован 23-летний житель небольшой палестинской деревушки Авад Хамдан. Его подозревали в связях с палестинскими террористами. Через два дня он умер в камере. Официально – от сердечного приступа, но родственники обнаружили на его теле следы побоев. Разразился скандал. В него попал правительственный институт патологической медицины, который выдал сфальсифицированное заключение о причине смерти.
Было еще позорное дело Изата Нафсу. Несмотря на имя, этот несчастный был не арабом, не террористом, а офицером ЦАХАЛа и служил в армейской разведке. Изат Нафсу принадлежал к самому немногочисленному из проживающих на территории Израиля нацменьшинств – черкесам. Он служил в Армии обороны Израиля в звании лейтенанта и с 1976 года выполнял задания на границе с Ливаном по линии границы. 4 января 1980 года Нафсу, в то время офицера запаса, якобы вызвали на несколько дней резервистской службы, но это была фальсификация. Его пригласили в гостиницу в Хайфе, и там арестовали по обвинению в сотрудничестве с Организацией Освобождения Палестины. После 14 дней пыток в неизвестном месте, в течение которых никто, кроме следователей, не знал об аресте и пытках, офицер подписал чистосердечное признание во всех предъявленных ему обвинениях: измене, шпионаже, помощи врагу. В конце 1982 года Нафсу разжаловали в сержанты и приговорили к 18 годам тюремного заключения. В мае 1987 года Верховный суд Израиля снял с него все обвинения и отменил приговор в шпионаже, измене и помощи врагу, осудив за превышение должностных полномочий. Нафсу освободили в зале суда. Другой наиболее известный случай, поднятый правозащитниками на знамя борьбы с пытками – это смерть от «пыток тряской» арестованного араба Аведа Аль-Цамада Харизата в апреле 1995 года.
В другой статье в газете Haaretz ее корреспондент Хаим Левинсон подробно описал методы пыток, которым подвергают в Израиле заключенных палестинцев. «А» рассказал, – пишет Левинсон, – что его усадили на стул с завязанными глазами и давали «пощечины, от которых голова была готова оторваться от шеи». Следователь усадил его в наклонном положении, так что тело свисало со стула, и зафиксировал его ноги. «Я не мог этого вынести. Мышцы живота болели, я был изогнут, как лук. Всё нестерпимо болело. Это продолжалось часами. Они прогибали мою спину назад, а иногда чуть приподнимали ее. Я кричал и плакал от боли».
С 2001 по 2008 год в отдел Мивтан по контролю за пытками при Министерстве юстиции было подано около 600 жалоб на пытки, все случаи были признаны правомочными, и дела были закрыты. Отдел по контролю за пытками при Министерстве юстиции состоял из одного сотрудника… прикомандированного агента ШАБАКа.
На данный момент в Израиле действует подтверждённый Верховным судом запрет на пытки, но благодаря специфическим оговоркам и созданной системе перекладывания ответственности за контроль над принятием решений, практически нереально осудить следователя спецслужбы за превышение полномочий, даже если те приводят к смерти подозреваемого, отмечает автор репортажа.
Так что ж теперь удивляться том, что сегодня в секторе Газа солдаты ЦАХАЛ пытают пленных, безжалостно бомбят жилые дома, школы и больницы, убивая женщин и детей. Бесчинства в отношении палестинцев широко практиковались в Израиле и раньше, просто «демократические» СМИ Запада старались этого не замечать.