Курс – конфронтация с соседями?
На протяжении короткого периода ранее доминировавшая в политике Страны восходящего солнца Либерально-демократическая партия (ЛДП) трижды проиграла электоральные баталии.
Осенью прошлого года партия утратила большинство в главной нижней палате представителей парламента, затем весной уступила оппозиции в законодательном собрании столичной префектуры и, наконец, оказалась в меньшинстве даже с учетом мандатов входившей с ней в коалицию буддистской партии «Комэйто» и в верхней палате парламента. Причины провалов очевидны – консерваторы оказались не способными справиться со стагнацией в японской экономике, сопровождающейся падением жизненного уровня японцев, а именно, витками инфляции, удешевления иены, безудержным ростом цен на потребительские товары первой необходимости, включая продовольствие и топливо, вздорожанием стоимости услуг, ростом банкротств предприятий и др.
Последней же каплей терпения народа, все еще голосовавшего за ЛДП, стало шумное разоблачение в СМИ верхушки партии, особенно наиболее многочисленной фракции бывшего премьер-министра Синдзо Абэ, осуществлявшего многомиллионные поборы с крупного капитала якобы на «политическую деятельность». Особое возмущение населения вызвало то, что политиканы ЛДП не декларировали эти незаконные «доходы», совершая тем самым грубое нарушение законов о налогообложении. И это притом, что законодатели принимали нормы, требующие от японцев отчета и выплаты подоходного налога с каждой заработанной иены. Ответом избирателей стал фактический бойкот «слуг народа» даже среди тех, кто традиционно голосовал за либерал-демократов.
И хотя пришедший в разгар скандала на пост премьер-министра Сигэру Исиба, вроде, не был замешан в коррупционных схемах и даже публично критиковал в СМИ нечистоплотных однопартийцев, ему пришлось отвечать за провалы партии на выборах. После вынужденного заявления об отставке в ЛДП началась кампания по избранию нового председателя партии с перспективой занятия затем поста премьер-министра. Заявили о своих премьерских амбициях пять известных политиков. Однако в СМИ раскручивали двоих – 44-летнего министра сельского хозяйства Синдзиро Коидзуми, пользующегося сохраняющейся популярностью своего отца, бывшего премьер-министра Дзюнъитиро Коидзуми, и женщины-политика 64-летней поклонницы Маргарет Тэтчер бравирующей своими «ястребиными» замашками Санаэ Такаити.
Известный в Японии как «king maker» («делатель королей») бывший премьер-министр Таро Асо сделал, в конце концов, ставку на Такаити, обеспечив за счет голосов членов своей фракции избрание ее председателем ЛДП. Сделал он это не бескорыстно, ибо фактически за счет этого создал «второй кабинет Асо», в котором безмерно благодарная ему женщина будет, что называется, управляемой.
Ее благодарность проявилась в том, что тут же после избрания новый председатель назначила 85-летнего Асо своим заместителем и выполнила его указания по составу высшего руководства ЛДП, в которое к возмущению многих вошли и напрямую замешанные в коррупционном скандале деятели.
Однако все пошло не столь гладко, как планировалось. Состоявшая в течение 26 лет в правительственной коалиции с ЛДП партия «Комэйто», в знак протеста против нежелания нового руководства либерал-демократов очистить свою партию от коррупционеров неожиданно объявила о выходе из многолетнего политического тандема. Это могло означать крах надежд ЛДП и лично Такаити на лидерство в стране. Начались лихорадочные переговоры о поиске другой центристской партии, которая отдаст голоса за Такаити на выборах депутатами парламента нового премьер-министра. И такая, прямо скажем, беспринципная партия нашлась. Ею стала не так давно созданная партия «Общество обновления Японии», которая, как считают многие в Японии, предала идею объединения оппозиции для устранения ЛДП от власти. Хотя «обновленцы», в общем-то, никогда оппозицией и не были – в Японии ее называют «второй ЛДП», по своим политическим предпочтениям и установкам практически ничем не отличающейся от либерал-демократов.
Заручившись поддержкой «Общества обновления Японии» и договорившись с недостающими до большинства депутатами из числа «независимых» парламентариев, Такаити вырвала победу уже в первом туре голосования. После чего была объявлена 104-м премьер-министром Японии и утверждена в этой должности императором Нарухито.
Считается, что «Комэйто» не просто так вышла из коалиции с ЛДП, выдвинув формальные причины. Дело в том, что руководство этой партии и члены ее электоральной базы – многочисленной буддистской секты «Сока гаккай» не приемлют ярко выраженные и открыто демонстрируемые Такаити ее крайне правые политические позиции. Перечислим лишь некоторые из этих позиций и установок.
Являясь, как и ее кумир и бывший патрон Синдзо Абэ активным членом ультранационалистической организации «Ниппон кайги», не признающей ответственность Японии за совершенные в годы агрессий многочисленные военные преступления, Такаити намерена вести страну по пути ремилитаризации, восстановления в качестве военной державы. Она требует признания в Конституции законности возрожденных вооруженных сил Японии, отказа от пацифизма, оснащения «армии самообороны» современнейшим вооружением, вплоть до ракетно-ядерного. А также создания напоминающей американское ЦРУ разведывательной организации, принятия ущемляющего права и свободы японцев «закона о шпионаже». Такаити допускает вмешательство государства в СМИ, не останавливаясь перед лишением неугодных телеканалов частот для вещания и т.д.
Демократически настроенные японцы обеспокоены тем, что Такаити, игнорируя чувства и протесты народов-жертв японской агрессии, заявляет о праве премьер-министра и членов кабинета посещать «пристанище милитаризма» - синтоистский храм «Ясукуни» для поминовения и, по сути, прославления душ погибших в агрессивных войнах героев «нации Ямато». Включая канонизированные здесь души казненных по приговору Токийского международного трибунала главных японских военных преступников, вместе с гитлеровской Германией развязавших кровопролитную Вторую мировую войну.
В российских СМИ, пусть в небольшом количестве, но появились сообщения о том, что при премьерстве Такаити, якобы, могут произойти положительные изменения в японо-российских отношениях. Это не что иное, как наивное стремление выдавать желаемое за действительное.
Обратимся к фактам. Назначенный Такаити министром иностранных дел Тосимицу Мотэги уже сделал заявление о том, что «укрепление сотрудничества Северной Кореи с Россией и Китаем заслуживает беспокойства». Подчеркнув, что обстановка с безопасностью в регионе вокруг Японии и в мире в целом значительно ухудшилась. Мотэги вновь подверг критике действия РФ на территории бывшей УССР, выразил обеспокоенность в связи с ситуацией на Ближнем Востоке, а также осудил развитие ракетно-ядерной программы КНДР.
Не собирается новое правительство отказываться и от политики «санкций» в отношении нашей страны. Кабинет министров во главе с Санаэ Такаити продолжит оказывать всестороннюю поддержку Украине и ужесточать санкционный режим в отношении России, заявил Мотэги. «Что касается Украины, то мы продолжим ее поддерживать в самых разных формах и поможем в восстановлении и развитии после достижения долгосрочного мира. С другой стороны, для скорейшего прекращения огня мы продолжим предпринимать решительные действия в отношении России, включая введение санкций, – это наша базовая позиция», – сказал министр.
Не намерены в Японии и отказываться от реваншистских требований «вернуть северные территории», то есть исторически законно принадлежащие России Курильские острова.
Заметим, что в Японии как «северные территории» нередко обозначаются на картах и в пропагандистских материалах не только южные Курилы, но и вся Большая Курильская гряда до Камчатки и упорно именуемая довоенным названием «Карафуто» южная половина русского острова Сахалин.
Хотя министр Мотэги признал, что «говорить о возможности какого-либо прогресса на переговорах по мирному соглашению с Россией сейчас не приходится», новое правительство Японии во главе с Санаэ Такаити «сохраняет цель решить вопрос принадлежности четырех северных островов и заключить с Россией мирный договор». О тщетности этих надежд уже не раз заявляло российское правительство, в том числе на самом высоком уровне. Видимо, для развенчания иллюзий о возможности заставить Москву ради призрачных выгод от «богатой Японии» пойти на запрещенную Конституцией РФ «территориальную сделку» настало время подтвердить привычную для японцев позицию правительства СССР о том, что все вопросы послевоенного урегулирования с Японией разрешены и в российско-японских отношениях не существует никакого «территориального вопроса».
В целом же никаких принципиальных изменений в политике Японии на международной арене не произойдет, ибо Такаити подтверждает, что «краеугольным камнем» этой политики есть и будут вассальные отношения Токио с Вашингтоном.
«Ястребиные» же позиции «японской железной леди» могут и должны усмиряться сплоченными действиями суверенных государств Восточной Азии, усилением их борьбы за мир и снижение напряженности в этом важном регионе мира.
Фото Комсомольская правда


