Когда маски сорваны
Депутаты Европарламента Нил Ушаков и Яна Тоом, этнические русские, избранные в ЕП голосами русской общины, голосуют сегодня за дальние удары западным оружием по территории России, своей исторической родины.
Ушаков, которому на родине, в Риге, грозит тюрьма за коррупцию, проголосовал за антироссийскую резолюцию, спасая свою шкуру. Яна Тоом поступила так, поскольку она теряет популярность избирателей, но хочет зарезервировать за собой тёплое местечко в брюссельских структурах.
Пятнадцать лет назад Нила Валерьевича Ушакова называли главной надеждой русской общины Латвии. В 2009 году молодой, энергичный, по-европейски выглядящий политик, ранее популярный тележурналист, был избран мэром Риги и сохранял за собой этот пост на протяжении десяти лет. Рижане, причём не только русские, были от него в восторге, он очаровывал и детей, и бабушек. Открывал в городе новые велодорожки, с удовольствием фотографировался на фоне отремонтированных школ и новых трамваев, по утрам совершал спортивные пробежки по улицам, демонстрируя свой демократизм. Тогда в Риге вошёл в моду клич «Нил, мы с тобой!».
Ушаков обещал своим многочисленным адептам из числа русскоязычных избирателей договориться с правящими латышами и «цивилизованным путем» – без митингов, акций протеста! – обеспечить русским равноправное положение в государстве.
Когда-то Нил Ушаков пользовался большим уважением и в России, куда одно время зачастил в рамках «миссий дружбы» – он открывал в Москве и Петербурге «рижские дворики», где можно было купить продукты латвийского производства.
Недоброжелатели Ушакова кричали, что якобы возглавляемая им партия «Согласие» тайком получает от Москвы помощь деньгами и политтехнологиями, и это помогает «согласистам» удерживаться у власти в Риге. Что достоверно известно – у «Согласия» был договор о дружбе и сотрудничестве с «Единой Россией». Однако, как показала жизнь, Нил Ушаков стал огромным разочарованием как для поверявших ему русских Латвии, так и для России.
Время его пребывания в мэрском кресле запомнилось большим количеством коррупционных скандалов, в которых оказались замешаны приближённые Ушакова. Сам же он откровенно наплевал на своих избирателей, променяв их интересы на свои попытки втереться в доверие к латышской власти. Так, когда в 2018 году государство приняло решение о полном запрете русского образования, Ушаков злонамеренно слил протест. Он отказался задействовать мощные на тот момент ресурсы «Согласия» (партия сидела на столичных денежных потоках) для организации протестных митингов – хотя на тот момент многое еще можно было изменить. Ушаков дал понять, что на митинги, дескать, ходят неудачники и сам он такой способ борьбы не поддерживает. Этим он дезориентировал многих – Ушакову на тот момент еще верили.
Мэр рассчитывал, что такой демонстрацией лояльности он обеспечит себе спокойную жизнь в Риге, но жестоко обманулся. В 2019 году исчерпавший в глазах властей свою полезность Ушаков получил пинок под зад, вылетел из кресла градоначальника и стал фигурантом уголовного дела.
На остатках былого авторитета Нил Ушаков, воспользовавшись удачно подвернувшимися выборами в Европарламент, избрался в ЕП и тем обеспечил себе депутатскую неприкосновенность. В мае 2024-го – вновь сумел пролезть в Европарламент, теперь уже на второй депутатский срок.
Ушаков был и остаётся очень ловким популистом. И благодаря этому качеству его личные дела идут лучше, чем у его партии «Согласие», которую русские избиратели в 2022 году вышибли из Сейма, отказав ей в доверии.
Однако у правящих есть крючок, посредством которого они надёжно держат Ушакова на поводке. Крючок этот – находящееся в прокуратуре дело о взяточничестве. Нила Валерьевича и его сподвижников (экс-вице-мэра Риги Андриса Америкса и ещё нескольких бывших высокопоставленных рижских чиновников) обвиняют в причинении городу ущерба на сумму в 10 млн евро. Пока что Ушакова защищает его статус евродепутата, поэтому уголовный процесс в его отношении приостановлен. Минувшей весной Европарламент отверг просьбу латвийской прокуратуры о снятии с Ушакова иммунитета и пока она не собирается отправлять повторный запрос. Но свободу нужно отрабатывать – и бывший «русский мэр» исправно голосует за все антироссийские резолюции.
Апофеозом стал голос, поданный им 19 сентября «за» удары западным оружием по глубинной территории России. Пытаясь оправдаться перед избирателями, Ушаков выложил в соцсетях сюрреалистичный пост, в котором пытался доказать, что поражение России на Украине приведет к облегчению положения русских в Латвии.
«Сценарий со сдачей Украины будет означать, что мы все в Латвии в целом будем жить очень плохо и очень бедно. А русским и русскоязычным и Латгалии будет особенно плохо», – уверяет экс-мэр. Мол, в случае поражения России «у нас появится надежда, хоть и не гарантированная, что в Латвии в повестке дня будет не только подготовка к новой войне. Что будут какие-то положительные движения в экономике, что оживёт бизнес. Что завершится нынешний виток безумной конфронтации в межэтнических отношениях». Но это не уберегло его от проклятий бывших поклонников, обрушивших на политика море ненависти и наперебой клявшихся никогда за него больше не голосовать.
Для самого Ушакова выбор очевиден: он полагает, что лучше лишиться электоральной поддержки, чем угодить в камеру.
«Бывший мэр Риги, спасаясь от уголовного преследования в Латвии, прочно осел в Европарламенте, где периодически и героически поддерживает все антироссийские резолюции. Вот и сейчас он не просто проголосовал за то, чтобы ещё сильнее втянуть Европу в жуткий военный конфликт, но и попытался подвести под это дело какую-то моральную базу. Мы давно уже поняли, что Ушаков держит свой легковерный электорат за полных дебилов, на чьих плечах он виртуозно запрыгивает в евродепутатское тёплое кресло, но не все же среди них такие? Как можно на голубом глазу втюхивать людям опасную пустопорожнюю демагогию, а на деле просто выслуживаться перед своими хозяевами? Что этот перевертыш нам предлагает? По сути – заливать пожар бензином. Может, у него там есть противоядерный бункер, но пусть тогда и нам всем в Латвии такой же поставит…», – пишет журналистка русской общины Латвии Алла Березовская, в настоящее время находящаяся под судом за сотрудничество с российской прессой.
Она предрекает, что «правильным русским», наподобие Ушакова не поможет их пресмыкательство перед властями и поддержка русофобских инициатив. «Ну да, начнут, конечно, не с них, с "правильных", сначала расправятся с прочими, и скорее всего, с их же помощью. Но до них-то тоже дойдёт очередь – в истории это уже было и не раз! И про печи крематория мы ещё хорошо помним, и кто их зажигал помним, и кто туда вёл людей на заклание помним, и кто позже туда же следом отправился. Или потом болтался на виселицах. Поэтому и хочется спросить евродепутата и его поддерживающих – у вас с головой все в порядке? Или по самую макушку всё забито деньгами? Но бумажные купюры, кстати, тоже прекрасно горят...», – отмечает Березовская.
Откровенно говоря, очередное предательство Нила Ушакова многих больно ранило, но большим потрясением не стало. Он ещё лет девять назад делал селфи на фоне сгружаемых в порту Риги американских танков, а потом раболепно ручкался и всячески заискивал перед сенатором Джоном Маккейном, известным русофобом.
А вот кто реально ужаснул – так это Яна Тоом, политик, сделавшая карьеру на защите русских Прибалтики. Тоом она по мужу, а девичья фамилия этой женщины – Черногорова. В начале 90-х она уехала вслед за первым супругом в РФ и приняла российское гражданство, но после вернулась в Эстонскую Республику, где и натурализовалась. Работала в прессе, потом пошла в политику, сделав карьеру на «русском вопросе».
Чем только Яна Игоревна ни занималась в прошедшие годы! Отстаивала право русских школ на существование, защищала интересы неграждан Эстонии и Латвии, выступала против введения Евросоюзом антироссийских санкций, называя их «абсолютно бесполезными». В последнее время взялась помогать Эстонской православной церкви, которую власти «прессуют», принуждая оборвать все канонические связи с Московским патриархатом. Выступала против введённого властями Эстонии в 2022 году запрета на выдачу виз всем гражданам России. С 2015 по 2018 год Тоом в качестве депутата Европарламента неоднократно принимала участие в российском ток-шоу «Вечер с Владимиром Соловьевым» – за что её яростно поносили эстонские националисты. Не далее, как в прошлом году Тоом лично приезжала в Санкт-Петербург, чтобы повидаться с депортированной из Эстонии негражданкой Зоей Палямар, активисткой «Бессмертного полка» – дело в том, что Тоом взялась отстаивать интересы Палямар, пытаясь добиться для неё разрешения на возвращение в родной дом в Таллине. В общем, русские Эстонии давно уже привыкли воспринимать Яну Игоревну безоговорочно своей.
И вдруг оказывается, что Тоом, как и Ушаков, 19 сентября оказалась среди тех 425 депутатов, что проголосовали «за» удары вглубь России! Яна Тоом, возможно, надеялась отсидеться тишком, но её поступок предал широкой гласности вольнолюбивый эстонский публицист Эйно Ингерман.
«В абсолютном большинстве случаев, когда Тоом подвергали остракизму, предъявляли "пророссийские взгляды", я искренне полагал, что Яна, как раз одна из очень немногих, кто осмеливается высказывать и отстаивать проэстонскую позицию. Укатали сивку крутые горки?», – вопросил Ингерман. Сама Тоом выкатила пост-оправдание, в котором заявила, что она, дескать, голосовала за удары не по мирным городам, а по «легитимным военным целям». И иезуитски добавила: «Идёт война. И эту войну надо прекратить. Сделать это можно двумя способами – смотреть со стороны и держать кулаки за Россию. Помочь Украине укрепить позиции для переговоров».
Затем Тоом, очевидно решив, что, если уж расчехляться, так расчехляться, добавила: «Видимо, многих сбивает с толку моя правозащитная деятельность. Помощь депортированным, петиции против визового бана, позиция по православной церкви. Так вот скажу ещё раз: всё это не означает и никогда не означало поддержки России в войне против Украины. Для того, чтобы защищать права человека, не нужно разделять его мировоззрение – в этом и смысл правозищаты. Права человека универсальны – они есть у каждого независимо от его убеждений, и в демократическом государстве недопустимо их ограничивать. Эта моя позиция также неизменна». Её тут же обвинили в лицемерии и шкурничестве. «Какой-то бред сивой кобылы. Тушить пожар бензином... имейте смелость признать, что вы ради себя любимой продадите любые интересы, вот и вся недолга», – с презрением бросил правозащитник Дэги Караев.
Эйно Ингерман призвал не обманываться словами Тоом о «легитимных военных целях». Он вспомнил о том, как страны, называющие себя «демократическими», а также их военный альянс НАТО трактуют понятия легитимных целей для ударов. «Можно полюбопытствовать по каким объектам наносились удары во время агрессии против Ирака или Югославии. Именно агрессии, так как эти войны являлись грубейшим нарушением международного права. Какие объекты целенаправленно уничтожались при бомбардировках Югославии помимо чисто военных? Мосты, в том числе был случай, когда ударили по мосту, когда по нему двигался пассажирский поезд. Промышленные предприятия, аэропорты, электростанции, инфраструктура, обеспечивающая снабжение водой, здания откуда организовано вещание радио и телевидения. Куда ещё прилетало? По больницам, учебным заведениям, по посольству Китая. Дважды сбрасывались кассетные боеприпасы на аэропорт, находящийся в трех километрах от центра города Ниш, чуток промахнулись», – напоминает Ингерман.
Он добавил, что и украинцам, за которых на словах ратует Тоом, её голосование ничего хорошего не принесёт – потому что ракетные удары по России лишь затянут боевые действия.
«За что проголосовала Тоом? Она проголосовала за дальнейшее уничтожение инфраструктуры Украины и гибель десятков, если не сотен тысяч жителей этой страны, миллионы беженцев. Ради чего? Ради мнимой победы Запада в этой войне за изменение правил, опасно несправедливых, установившихся после развала СССР. Отвратительно то, что даже если этот самый Запад победит, не доведя мир до ядерной войны, он всё равно уже проиграл, может отсрочить окончательное формирование нового мироустройства на десяток лет, не больше. Яна проголосовала за многомиллиардные прибыли ВПК. Её пост сочится ложью и лицемерием», – отмечает Ингерман. Он напоминает очевидное: «Постоянное усиление эскалации значительно повышает вероятность военного столкновения РФ и НАТО, пусть даже локального. Если это произойдёт, то Эстония окажется в числе первых "легитимных военных целей"».
Бывшая защитница русских школ Эстонии Оксана Пост, в прошлом году эмигрировавшая в РФ, риторически спрашивает: «Интересно, как к голосованию Яны Тоом за удары по территории России отнёсся её сын, сестра, бывший муж, которые живут в России? И неважно, по каким именно точкам будут нанесены удары. Ракетам свойственно ошибаться».
Другой интернет-комментатор ответил: «Поблагодарят добрую родственницу, видимо. Слов нет приличных вообще». Но вообще-то поведение Яны Игоревны вполне объяснимо. Она впервые была избрана в Европарламент в 2014-м, в 2019-м – переизбрана, но выборы 2024 года проиграла. Однако ей уступил депутатское кресло в ЕП избранный туда коллега Тоом по эстонской оппозиционной Центристской партии Михаил Кылварт. 57-летняя Яна Игоревна отчётливо понимает, что её политическая карьера движется к закату и самое время подумать о надёжных тылах. «Тебя долгие годы хейтят в родной стране мейнстримные помойки. А ты же уже младшая в прослойке евроэлиты! Свои тусовки, круг общения, работа над проектами. А у этой прослойки тоже есть мейнстримная точка зрения», – объясняет Ингерман мотивы Тоом. Проще говоря, Тоом рассчитывает после окончания евродепутатского срока получить какую-нибудь доходную синекуру в одной из структур Брюсселя или Страсбурга. А для этого нужно и говорить «правильно» и голосовать «правильно». Мотивация понятная, но в случае с Яной Тоом падение некогда честного и принципиального политика не может не печалить…
В войне со шведами Петр1 выиграл сражение. Проигравшая сторона, Швеция, получила еще и откуп за территории, когда те и не были никаким государством.
Чухонцы и те, которые пытаются удержаться у корыта свиней, стали выродками, позабыв, что для них было создано.