Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
25 апреля 2024
Киевская стратагема

Киевская стратагема

Минский процесс: новые украинские тактические приемы
Виктор Пироженко
27.02.2016
Киевская стратагема

Киев на днях посетили главы МИД Германии и Франции. Повестка визита вращалась вокруг двух вопросов — судьба реформ на Украине в контексте выхода из правительственного кризиса и ход выполнения Киевом вторых минских соглашений.

Итоги визита по последнему вопросу не дают оснований для оптимизма, что тем более тревожно в преддверии намеченной на 3 марта встречи глав МИД «нормандской четвёрки». Линия официального Киева в вопросе мирного урегулирования по-прежнему строится на нежелании чётко и без оговорок выполнять свои обязательства, но так, чтобы избежать при этом обвинений в срыве «Минска-2». Более того, Киев изобретает новые приёмы, с помощью которых можно было бы обыграть партнёров по переговорам.   

В этом смысле примечательна статья от 12 февраля в авторитетном украинском издании “Зеркало недели” советника Порошенко и постоянного представителя режима в Контактной переговорной группе В. Горбулина (на фото) с анализом вариантов ухода Киева от своих обязательств по «Минску-2» и связанных с этим рисков и угроз. Учитывая статус Горбулина, представляется, что дальнейшая линия Киева в минском процессе и в отношении всего комплекса внешнеполитических проблем режима будет формироваться с учётом изложенного советником Порошенко видения ситуации.

Горбулин считает, что постепенно исчерпывается потенциал дипломатических средств решения проблем донбасского конфликта и Крыма, предполагая, что его хватит не более, чем на два-три года. В скором времени, как он считает, остро встанет вопрос активного и эффективного привлечения к решению кризисных вопросов Вооруженных сил Украины.

Киев по-прежнему расценивает «Минск-1» и «Минск-2», как вынужденную меру, позволившую избежать полного военного поражения (Иловайск и Дебальцево) и падения режима, а не как предмет выполнения своих обязательств в рамках минских соглашений.

В статье Горбулин прямо утверждает, что для Киева важен не Минск-2 как таковой и не конкретная повестка минских переговоров, а сам процесс переговоров вокруг Донбасса. Такая позиция вполне укладывается в неизменную стратегию Киева (озвученную Горбулиным ещё в июне 2015 г.) по заморозке конфликта (состояние «перманентной войны и перманентных переговоров), где переговоры являются самоцелью, как прикрытие военных приготовлений режима для разгрома ДНР/ЛНР.  

Участие Киева в минском переговорном процессе имеет смысл лишь в той степени, в какой оно помогает реализовать, как считает Горбулин, «главную и единственную на сегодня внешнеполитическую стратагему украинского государства: "выигрывать время и накапливать силы".

Горбулин выступает за обязательный пересмотр повестки дня минских соглашений и «Комплекса мер...», убрав оттуда все пункты внутриполитических обязательств киевского режима, в том числе и предоставление Донбассу особого статуса (т.н. «сужение предмета переговоров»). Вместо этого он призывает Киев сосредоточиться в переговорах на вопросах доверия, гуманитарных вопросах и соблюдения перемирия, т.е., фактически уйти от обсуждения вопросов политического устройства и увязнуть в сугубо военно-технических деталях и текущих мелочах.

Проработка Киевом своей тактики в минском процессе опирается во многом на ожидания социально-экономической стагнации и возникновения политического кризиса в РФ. Горбулин считает, что сейчас и в обозримом будущем ещё меньше оснований выполнять минские договорённости, чем в 2015 г. и призывает готовиться к тому времени, когда РФ ослабеет настолько, что не сможет поддерживать интересы населения Донбасса.

В этом ключе киевский режим, как следует из статьи, придаёт важное значение продолжению санкций Запада против РФ, надеясь тянуть время в минском переговорном процессе и срывая его выполнение.

Таким образом, в позиции Киева не произошло никаких изменений в сторону конструктивности. Киевский режим отвергает мирное урегулирование конфликта на Донбассе.

Более того, в Киеве пока сильны утопические надежды на некий всеобъемлющий кризис в РФ, который заставит Москву сдать сразу все национальные интересы.

Разумеется, в реальности этого, при всех трудностях текущей экономической ситуации в России, никогда не будет.

Глава МИД киевского режима Климкин на совместной пресс-конференции с немецким и французским коллегами 23 февраля назвал вторые минские соглашения, под которыми подписался киевский режим, «российским сценарием», сообщив, что «интеграция Донбасса по российскому сценарию грозит дестабилизацией всей Украине»

Напротив, изменения в позиции киевского режима произошли в совершенно иную сторону. Киев сосредоточился сейчас на том, чтобы поменять последовательность пунктов минских соглашений и сделать установление своего контроля над украино-российской границей в ДНР/ЛНР приоритетом. А тамошние выборы и, тем более, конституционные поправки об особом порядке самоуправления на неподконтрольных режиму территориях Донбасса отложить в надежде, что до них очередь не дойдёт.

В Киеве во время презентации 18 февраля материалов исследования по крымским событиям двухлетней давности Горбулин открыто высказался о невыгодности для Киева выполнять пункты «Комплекса мер...» в том порядке, в каком они фактически сформулированы в документе. Спецстатус Донбасса и выборы в республиках отодвинуты киевским режимом на второй план, а выступления официальных лиц свидетельствуют, что Киев имеет конкретные планы и решимость не выполнять минские договорённости в принципе.

Примечательно, что украинские СМИ и официальные лица, освещая визит глав МИД Германии и Франции в Киев, подчёркивают смену приоритетов Запада: Германия и Франция не настаивают на немедленном продолжении процесса конституционных поправок по особому статусу Донбасса, а сосредоточились на принятии Киевом законов о выборах в донбасских республиках. Это трактуется, как достижение украинской дипломатии, поскольку за этим, как надеются в Киеве, последует (при условии затягивания времени) и отказ Запада от закона о выборах на Донбассе.

В итоге останутся, как надеются в Киеве, только военно-технические и гуманитарные вопросы, увязание в которых выгодно Киеву (Горбулин в статье прямо об этом пишет), что позволит окончательно уйти от неудобных пунктов по особому статусу Донбасса, местным выборам и амнистии. При этом, в арсенале киевского режима по-прежнему остаются силовые, в частности, военные методы решения донбасского кризиса, к которым, судя по позиции Горбулина, Киев прибегнет, когда настанет удобное время.

Однако официальный Киев сознательно искажает позицию Берлина и Парижа. По мнению главы немецкого МИД Штайнмайера, ни один из пунктов Минских договоренностей не утратил актуальности на этот момент.

На пресс-конференции в Киеве он подчеркнул, что Германия и Франция очень внимательно следят за тем, в какой последовательности осуществляются отдельные шаги Минских договоренностей.

Этот подход объясняет вынесение немецким и французским МИД на первый план вопроса о местных выборах на Донбассе. Именно проведение выборов предшествует началу процесса восстановления полного контроля над госграницей со стороны Киева.

При этом, конституционное закрепление особого статуса Донбасса в составе Украины в «Комплексе мер...» не привязано к выборам. В документе в ст.9 указано лишь, что «Восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта, которое должно начаться в первый день после местных выборов и завершиться после всеобъемлющего политического урегулирования (местные выборы в отдельных районах Донецкой и Луганской областей на основании Закона Украины и конституционная реформа)...».

Видимо, поэтому Москва, Берлин и Париж, учитывая внутриполитические сложности киевского режима, пошли ему навстречу, в связи с чем местные выборы в донбасских республиках и вынесены на первый план. Но это совершенно не отменяет ни одного пункта «Минска-2», потому что так интересующий Киев вопрос о восстановлении полного контроля над госграницей, возможен лишь после «всеобъемлющего политического урегулирования», ключевым элементом которого является конституционная реформа.

Её параметры также чётко сформулированы в «Комплексе мер...» в п. 11 и в Примечании к документу.

И проводить конституционную реформу, т.е. закрепить в конституции особый порядок самоуправления на Донбассе всё-таки Киеву придётся.

Видимо, настало время, когда в рамках «нормандского формата» необходимо закрепить не только очерёдность, но и некие конкретные сроки выполнения Киевом своей части обязательств по политическому урегулированию военного конфликта.

 

Специально для "Столетия"


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.