Киев: весеннее политобострение
Кланы мировой закулисы не успели доделить аппетитный украинский пирог, доставшийся им в феврале 2014-го. Раздел отложен до момента окончания коронавирусной эпидемии, возможно, на несколько лет. При этом запущенные тогда процессы, подверженные внешней корректировке, продолжают развиваться по своей внутренней логике.
В первой половине марта в «незалежной» произошёл тихий переворот, за которым последовал ряд событий, которые произошли как бы на фронтах холодной гражданской войны.
Итак, по порядку.
4–5 марта 2020 года вся верхушка исполнительной власти Украины была обрушена, и заменена новой, с использованием, как водится, некоторой части материалов б/у. Подвижки и смещения в конструкции власти начались сразу после смены главы Офиса президента Зеленского 11 февраля: Андрей Богдан пост сдал, Андрей Ермак пост принял. 4 марта правительство «соросёнка» Алексея Гончарука было заменено на «мутное» правительство Дениса Шмыгаля.
5 марта Рада проголосовала за смещение ключевой фигуры в правоохранительных структурах Украины – генерального прокурора Руслана Рябошапки (на фото). Произошло всё это вопреки воле посольства США и кураторов от МВФ, что и заставляет говорить о перевороте, а не о лакировочной смене правительства в преддверии разверзающегося мирового кризиса.
Госдеп США и его посольство в «незалежной» традиционно относится к человеку на посту генерального прокурора Украины с чрезвычайным вниманием. Человек на этом посту контролирует всех и вся. Любого уровня чиновник, бизнесмен или депутат может стать фигурантом уголовного дела. Или не стать фигурантом. «Дело» заводится с подачи структур Офиса генпрокурора (аббревиатуру ОГП шутники неспроста просят не путать с ОПГ – организованной преступной группировкой). Под контролем ОГП оказываются и все депутаты Рады: депутатская неприкосновенность на Украине отменена в январе 2020. Посольство США выразило чрезвычайное беспокойство, когда в Раде стараниями депутатов, связанных с олигархом Игорем Коломойским, был затеян сбор подписей за выражение недоверия генпрокурору Руслану Рябошапки. На защиту Рябошапки встали грудью все семь послов Большой семёрки…
В своё время Зеленский в разговоре с американским коллегой Дональдом Трампом обещал, что его будущий генпрокурор станет «своим человеком на 100%», и он решит вопросы по сыну Байдена. Выяснилось, что Зеленский погорячился: генпрокурор Рябошапка, чья семья проживает на Западе в доме за 400 тыс. евро – на 100% человек Госдепа США.
Поэтому и дело с компроматом на Байдена особо не сдвинулось. А на внутреннем контуре ни одно из самых резонансных дел при Рябошапке не сдвинулось с места.
Народ поначалу с интересом ожидал исполнения обещания своего «слуги» Владимира Зеленского: «весна придёт – сажать будем». Ожидалось продвижение «дел» и посадка Петра Порошенко (а там, казалось, и до Парубия с Турчиновым, разжигателям войны на Востоке, дело дойдёт).
Также ожидалось, что продвинется дело с раскрытием «тайны» массовых убийств на киевском Майдане в феврале 2014 и в одесском Доме профсоюзов 2 мая 2014-го. Как неизбежного ожидали, что к ответственности будет привлечён известный всей Украине «одесский убийца» Сергей Стерненко, бывший лидер местного «Правого сектора» (организация запрещена в РФ), зарезавший человека в 2018 году. Ничего этого не произошло. Притом что в Государственном бюро расследований (ГБР – калька с ФБР США) против Порошенко было уже открыто полтора десятка дел по заявлениям инициативного юриста Андрея Портнова. Рябошапка блокировал все эти дела. По поводу Стерненко наблюдатели терялись в догадках. Однажды он заявился в кабинет генпрокурора и вместе с ним отобедал, «чем Бог послал». Тогда даже возникло предположение, что Стерненко принадлежит к некоей касте убийц, выполнявший заказы на высшем уровне. На свободе оставались и известные «Свинарчуки», подельники Порошенко, наживавшиеся на махинациях в госкорпорации «Укроборонпром». Всё это заметно снизило рейтинг Зеленского.
Обнаружив, что кресло генпрокурора всерьёз закачалось, Рябошапка нажаловался на депутатов в посольство США. Посольство прореагировало незамедлительно, опубликовав в соцсетях: «Мы с нетерпением ждем сегодняшнюю встречу послов стран "Большой Семерки" (G7) с генеральным прокурором Рябошапкой, чтобы обсудить значительный прогресс, которого он достиг в реформировании Офиса генерального прокурора». Это было чёткое указание Зеленскому оставить Рябошапку при должности. Мало того, он действительно отправился в «главное посольство» и там встретился с послами G7, которые решительно поддержали «реформиста» Рябошапку и с ним сфотографировались для устрашения Зеленского. Не помогло! На Зеленского давили – «но он не поддался». Как перед тем он не поддался шантажу МВФ, требовавшего оставить на посту главы кабмина Гончарука, и сам надумал шантажировать МВФ угрозой отказаться от услуг Фонда. Дело в том, что Коломойский в борьбе за отнятый у него «Приватбанк» является сторонником идеи дефолта Украины. Напомним, что «незалежная» в 2020 году должна выплатить кредиторам более $17 млрд. Первый пиковый платёж, более $5 млрд, приходится на первый квартал 2020 года.
Представители МВФ в Киеве прервали переговоры. Премьером стал Денис Шмыгаль, Рябошапка вылетел из кресла главы ОГП. Впрочем, вылетел со скрипом: внутри фракции «Слуга народа» по этому принципиальному вопросу обозначился раскол.
Необходимое количество голосов «за недоверие» было набрано лишь благодаря другим фракциям, сами «слуги» дали всего 179 голосов из 254 возможных. В «монобольшинстве» отчётливо обозначилась трещина.
Итак, Рябошапка вылетел, место осталось вакантным, возникла интрига…
Послы G7 чтобы сохранить хорошую мину при явном личном фиаско бросились за Зеленским в Полтавскую область – выяснять «что всё это значит?». Полтавщину он посетил в связи с первой «коронавирусной проблемой»: местные жители готовы были поубивать людей, эвакуированных из Уханя в Новые Санжары. Послы услышали от Зеленского то, что позволило им сохранить лицо: «Президент подчеркнул неизменность выбранного курса на реализацию правительством и Верховной радой политики, направленной на обеспечение благополучия, безопасности, защиты прав и свобод украинцев, а также на создание сильного правового государства, которое служит гражданину». Чтобы ещё более порадовать послов, Зеленский выставил Москве заведомо клоунский «ультиматум». Если, грозно блефовал он, в течение года в переговорах по Донбассу не будет прогресса, то он выйдет из переговоров, у него, мол, ещё на этот счёт есть 2–3 проекта. Правда, послов вряд ли этим успокоил: разговоры разговорами, а смена правительства и увольнение Рябошапки – это уже не слова, а дело – «самоуправство!».
Вскоре Зеленскому «прилетела ответка».
Уже 5 марта компания «Morgan Stanley», которая занимается украинскими облигациями, порекомендовала своим клиентам распродать украинские гособлигации. 6 марта на шоу у Шустера (канал олигарха Рината Ахметова) возник подзабытый персонаж Майдана Арсений Яценюк, возглавлявший правительство после переворота. Наблюдатели зафиксировали: Яценюк «НАГЛО поучает нового премьера Шмыгаля, при этом говорит о БОЛЬШОЙ работе своего правительства во времена Порошенко (в течение недели Яценюк еще дважды на эфирах)».
7 марта исполняющий обязанности генпрокурора Виктор Чумак (многолетний агент влияния США) заявил, что «дела Порошенко высосаны из пальца». Произошло оживление и на других «антиЗеленских фронтах».
Самой зрелищной стала акция националистов «национальных дружин» (куратор глава МВД Арсен Аваков) против советника секретаря РНБО Сергея Сивохо. Сивохо в давние годы прославился как комик, участник КВН, приятель Зеленского. 12 марта националисты напали на Сивохо во время его презентации «Платформы примирения и единства» – мирной инициативы Зеленского и Ермака по Донбассу. Сивохо был сбит с ног. При этом секретарь СНБО Алексей Данилов самым подлым образом открестился от него, заявив, что Сивохо всего лишь один из его одиннадцати внештатных советников и что «совершенно рабочей является ситуация, когда позиция моих внештатных советников или существенно отличается от моей позиции, или кардинально с ней расходится». Тут же несколько десятков «слуг» выступили с письменным обращением к Зеленскому против переговоров с ЛДНР (ОРДЛО). Фактически в «слугах» вскрылась партия войны, люди Порошенко-Авакова и Ко. Они открыто выступили против официальной позиции Зеленского «за мир», придумав свою трактовку Минских соглашений: «Все переговоры по обеспечению прав и интересов граждан Украины, а также о прекращении вооруженной агрессии должны вестись исключительно с Российской Федерацией и ее представителями».
Смысл демарша националистов «на улице» и порохоботов в «слугах»: Аваков в очередной раз показал, что он на Украине если и не первый, то и не второй. Зеленский оскорбление проглотил. За кулисами его Офиса прошли переговоры с Аваковым, который требовал себе на кормление ещё одну область. Требовал – и получил.
По инсайдерской информации авторитетных Теlеgrаm-каналов «разной степени анонимности» «конфликт между Главой Офиса Президента (Ермаком) и министром МВД (Аваковым) был решен. По ряду спорных вопросов был достигнут компромисс, Аваков сможет усилить своё влияние в ещё одной области. Сейчас идут торги за оставшиеся свободными министерские портфели. Билецкий и национальные дружины будут аккуратнее вести себя с Сивохо, а мирные инициативы Андрея Ермака будут реализованы». При этом Зеленский уступил «майдаунам-соросятам» и несколько вакантных постов в новом кабинете. Но шли в Офисе президента переговоры и консультации по главному вопросу: кто возглавит Офис генеральной прокуратуры. К ужасу майданной публики рассматривались даже кандидатура Андрея Портнова. Его назначение уж точно бы оправдало надежды «партии мира».
Зеленский предложил Раде утвердить на посту генпрокурора Ирину Венедиктову, создательницу своей научной школы в Харькове, которая до этого момента возглавляла Государственное бюро расследований и при которой с подачи Портнова все дела против Порошенко были зарегистрированы. Не хватало лишь подписи генпрокурора, чтобы против экс-президента было выдвинуто обвинение в совершении преступлений. В Раде Венедиктова ответила на интересующий многих вопрос: что будет с делами Порошенко и «одесского убийцы»: «Все, что может быть быстро и законно завершено, то будет быстро и законно завершено. А дальше следователь как независимое лицо будет двигаться совершенно независимо. Но двигаться».
Пётр Порошенко присутствовал в зале. Накануне он вернулся из Испании, куда было ретировался после отставки Рябошапки. Утверждают, что покинуть свой испанский дворец его вынудил коронавирус, которого он испугался больше, чем дел Портнова. Порохоботы заходились в истерике: «Назначение Венедиктовой генпрокурором – это реванш Антимайдана!». И прочее в таком духе. Вспомнили, что она высказывалась за отмену закона, который объявил амнистию преступлениям, совершённым «во славу великого Майдана»…
Рада утвердила Ирину Венедиктову генпрокурором Украины – её кандидатуру поддержали 269 нардепов. Партия войны, питомцы Сороса потерпели на этом фронте поражение.
Можем констатировать: на Украине в марте заметно проявилась тенденция по укрощению «партии войны». С отступлениями, манёврами, уступками – но она очевидна.
Разумеется, майданные партии ещё очень сильны. Аваков по-прежнему «не первый, но и не второй». В условиях карантина он не упустит шанса усилить свои позиции. За его спиной по-прежнему маячит нацист Билецкий со своими «нацдружинами». Правительство битком забито «соросятами». Особенно это заметно в гуманитарном секторе – в офисе института нацпамяти, в лице «языковой надсмотрщицы», в фигуре «главной по религии». Но при взгляде на ситуацию в более крупном масштабе дело точно идёт именно к укрощению украинской военщины. Привлечение к ответственности деятелей эпохи президента Петра Порошеко, несомненно, ускорит процесс, чего давно ждут 73% населения, голосовавшего за Зеленского.