Киев пытается выиграть время
На Украине сменили правительство. Верховная рада назначила по представлению президента премьером Дениса Шмыгаля (на фото). Старая команда молодого недоучки Гончарука отправлена в отставку.
Шмыгаль был назначен вице-премьером Украины и министром по вопросам развития общин и территорий 4 февраля текущего года, а с августа 2019-го занимал должность главы Ивано-Франковской областной государственной администрации.
Уверяют, что Шмыгаль — ставленник экс-донецкого олигарха Рината Ахметова, и что был при этом отодвинут Сергей Тигипко, кандидат на пост премьера от олигарха Коломойского.
Ахметова уже назвали новым спонсором Зеленского: несколько фигур в кабмине являются выходцами из его структур. А Коломойский, сыгравший ключевую роль во время президентских выборов в пользу Зеленского, подвинут, потому что его претензии на контроль за действиями правящей команды были невыполнимыми.
«Нового премьера называют человеком Ахметова, но это очень условно, — заявила в присущей ей резкой манере юрист Татьяна Монтян. — Этот Шмыгаль — обычный галицкий рагуленок-приспособленец. Смог устроиться на работу в ДТЭК Ахметова, но до этого прекрасно трудился в налоговой, где кошмарил бизнес, а еще до того — во Львовской обладминистрации. И все это при разных президентах. “Мощный менеджер Шмыгаль” — это, конечно, прикол, но на фоне Гончарука даже воспитательница в детском садике будет выглядеть мощным менеджером».
Странно, но на Украине еще остались люди, которые испытывают некоторый энтузиазм в связи с перестановками в правительстве.
Ключевые посты в кабмине остаются за приверженцами «майдана» — вице-премьер-министром по вопросам европейской и евроатлантической интеграции Вадимом Пристайко (работавшим ранее министром иностранных дел), министром МВД Арсеном Аваковым, министром иностранных дел Дмитрием Кулебой, министром юстиции Денисом Малюськой. То есть, по сути, самоубийственный курс страны будет продолжен.
Верховной радой поддержаны также кандидатуры, предложенные Зеленским по президентской квоте — министра иностранных дел Дмитрия Кулебы и министра обороны Андрея Тарана.
Уверяют, что кандидатуру американского выкормыша А. Тарана на пост министра обороны пролоббировала своему другу, президенту Зеленскому, Елена Корж, супруга начальника Стратегической разведки ГУР МО Украины Алексея Пашкова, она же — главный бухгалтер группы «Квартал 95». Как трогательно!
На пост министра финансов назначен Игорь Уманский из команды Ющенко и Порошенко, бывший замминистра финансов при Викторе Пензенике и гражданке США Натальи Яресько, реструктуризировавшей долг Украины в пользу американцев. Он заменит Оксану Маркарову из «соросят», перешедшую в команду Зеленского от Порошенко и попавшую под зачистку выдвиженцев Сороса.
Известно, что монструозный Арсен Аваков, позор Харькова, является ключевой фигурой нынешнего киевского режима, эдаким силовым столпом, на котором весь режим, по сути, и держится. Авакова продвигают американцы, он поставлен ими в рамках их системы «сдержек и противовесов» в качестве противовеса Зеленскому, которого он должен постоянно пугать возможностью переворота и, с другой стороны, не допускать подконтрольных ему нацистов к совершению таких действий.
Аваков назначен внешними кураторами в команду Зеленского смотрящим (всем памятно его присутствие на последней встрече «нормандской четверки» и его комментарии по поводу поведения президента).
Внимание: на Украину на днях прибыл майданный экс-премьер Яценюк!
Говорят, что планируется вернуть во власть эту одиозную и скандальную фигуру и дать ему пост главы Нацбанка. Это могло произойти только по настоянию американцев, своего агента они бросать не собираются.
Эксперты и политики пытаются по политической родословной членов нового правительства определить, какие группы влияния в окружении Владимира Зеленского усилили свои позиции и как это скажется на внутренней и внешней политике страны.
Андрей Бабицкий в аналитической статье с красноречивым названием «Шило на мыло» отмечает: «Ахметову удавалось находить общий язык фактически со всеми правителями Украины и вводить за счет этого своих людей в систему управления страной. Отставка Алексея Гончарука, который до последнего момента цеплялся за должность, означает крах крайне непрофессиональной, провалившей все без исключения дела группы “соросят”. Так на Украине именуют тех, кто прошел обучение на различных западных и украинских площадках, в центрах, финансировавшихся Джорджем Соросом. Вместе с тем можно говорить о стремлении президента перезагрузить правительство за счет профессиональных управленцев, которые имеют за плечами опыт администрирования и решения сложных социальных и прочих вопросов.
В первую очередь это обусловлено крайне низким рейтингом прежнего кабмина. По данным социологического центра Разумкова, только 28% граждан поддерживали правительство (в сентябре рейтинг был 57%).
Общественное недоверие к команде Гончарука служило балластом, тянувшим ко дну и рейтинг самого Зеленского. Хорошо известно, что нынешний глава украинского государства очень болезненно относится к социологическим данным, свидетельствующим о снижении его популярности. Что психологически совершенно объяснимо с учетом прежней профессии Зеленского».
Эксперт убежден, что, вне зависимости от персоналий в правительстве, после «майдана» на Украине сложилась такая экономическая модель, которую никто не сможет скорректировать даже отчасти.
Евроатлантическая интеграция, либеральные реформы и неизменный курс на дальнейший разрыв связей с Россией не оставляют ни одному правительству пространства для люфта.
Тем не менее А. Бабицкий дает новому кабмину условный шанс, полагая, что возвышение Ахметова дает некоторые надежды на оздоровление ситуации, поскольку олигарх заинтересован не в том, чтобы «страна распродавалась распивочно и на вынос, для его бизнес-империи важно, чтобы Украина не теряла свои активы и профессиональные трудовые ресурсы. Устойчивая экономическая система, сохраняющая свой ресурсный потенциал, обеспечивает, помимо прочего, и его личные доходы. Поэтому частичный вывод экономики из-под внешнего управления (а Гончарук был ставленником Вашингтона и Брюсселя) — это неплохой знак, но и обольщаться особо не стоит».
В целом же постмайданная экономическая модель не будет пересматриваться ни при каких обстоятельствах, поскольку она является недемонтируемой частью идеологии нынешнего украинского государства, утверждает эксперт. Приход профессионалов может лишь замедлить развал Украины, но предотвратить его не в состоянии.
Новых идей Шмыгаль не выдвинул. Однако уже стал фигурантом громкого скандала. В эфире программы «Право на власть» на канале «1+1» он неожиданно заявил вопреки сложившемуся на Украине тренду: «Вопрос подачи воды в оккупированный Крым — это не вопрос торговли с оккупантом, не вопрос какого-то бизнеса, это вопрос гуманитарной поддержки людей, которые живут в Крыму. Неподача туда воды приведет к гуманитарной катастрофе». Однако уже на следующий день новый премьер это утверждение дезавуировал на своей странице в Фейсбуке.
Это ровно та же схема поведения, исходя из которой строит свои отношения с разными политическими силами Владимир Зеленский, пишет аналитик. Победивший на выборах благодаря обещаниям установить мир в Донбассе президент в результате давления со стороны праворадикалов скатился на позиции своего предшественника. И проблеск вменяемости у Шмыгаля тоже стал предметом яростной критики со стороны националистов. Ему пришлось срочно объяснять, что его, дескать, неверно поняли. Это лишний раз доказывает, что новому кабинету никто не даст отклониться от генеральной линии — курса на евроинтеграцию и восприятие России как врага и агрессора.
Как всегда фундаментально, со своего угла зрения комментирует ситуацию политолог К. Кеворкян: «И дело даже не в злой воле Зеленского, Сороса или Верховной рады. Значительную долю ответственности за происходящее несет та часть украинского народа, что не желает признать судьбоносные ошибки, которые привели к нынешнему печальному положению дел».
Тогда как «время братского увещевания закончилось, и набор новых старых лиц (особенно ярый русофоб Кулеба на посту министра иностранных дел) делают дальнейшее ожидание просто бессмысленным».
Итак, политика Зеленского не только по сути, но и по форме становится продолжением отстроенной американцами при Порошенко системы управления страной. Зеленский может работать исключительно в рамках этой системы и этой парадигмы, иное ему не позволят.
Внешнее американское управление работает довольно эффективно: когда поддержку населения потерял Порошенко, его заменили на новое лицо — Зеленского, когда не показали себя «соросята», им находят замену из отработанного материала предыдущего президента, не будет устраивать сегодняшний президент — быстро найдут замену и ему.
Зеленскому приходится крутиться, исполнять инструкции от кураторов и искать способы удержания своего падающего рейтинга и власти. Опереться ему не на кого, и пользуется он тем, что ему подбрасывают.
Но, как сказано у баснописца, «а вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь».
Естественно, этот тасуемый список может еще поменяться не раз, но тенденция и подход сохранятся.
По сути, делает вывод один эксперт, у России остается лишь несколько вариантов в этой ситуации. Первый: просто смириться с происходящим и отступить (то есть признать поражение). Второй: сохраняя статус-кво, дать майданным фанатикам возможность продолжать умерщвлять Украину, притом что Запад с Украины не уйдет, и стратегическая безопасность России окажется под большой угрозой. Третий: активное вмешательство в украинские события (которое сейчас объективно невозможно хотя бы по причине второго фронта в Сирии). И, как вариант, четвертый сценарий — «Россия возвращается за своими деньгами».
Как показывает практика, договориться с Киевом невозможно ни о прекращении огня, ни о нормализации деловых связей (в частности, Украина продолжает подавать иски в международные суды, хотя их отзыв был одним из условий газовой сделки в конце минувшего года).
Фактически остался без погашения займ, полученный Киевом в 2013 году, продолжается водная, транспортная, энергетическая блокада Крыма, Россию не допускают на внутренний рынок Украины, в том числе и к процессу «большой приватизации» и т.д., и т.п. Так, может, задается вопросом аналитик, пришло время менять эту парадигму?
Понятно, что многое зависит от зарубежных покровителей киевского режима, результатов президентских выборов в США, политической позиции украинских олигархов и прочих сильных мира сего, — завершает свой разбор политолог. Но многое зависит и от Москвы, от жесткости ее собственной позиции. Можно предположить, что в Кремле сейчас не до Украины, но, с другой стороны, тайм-аут можно с толком использовать для подготовки окончательного решения утомившего всех украинского вопроса. Который, в числе прочего, зависит и от существующей в украинском обществе позиции по легитимности госпереворота 2014 года — видимой первопричины ныне происходящих событий.
«Принуждение к миру — это не только и не столько пушки, но и необходимость обрушения экономической ситуации до такой степени, чтобы неуверенная и сомневающаяся часть украинского общества окончательно выбрала сторону мира и нашла в себе мужество продиктовать агрессивным сорока процентам (а при решительной политике России их число, вероятно, уменьшится) волю большинства. Причем одновременно стараться доносить до народа Украины — в первую очередь населению дружественных и колеблющихся регионов — альтернативные варианты жизни и сотрудничества с Россией. Исполнение мирных договоренностей, восстановление добрососедских связей и нормализация внутри страны должны стать условием физического выживания, и только таким способом можно преодолеть нынешнее аморфное состояние украинского общества».
Очевидно, что новое украинское правительство — лишь продолжение старого и очередная попытка выиграть время. Этого времени давать нельзя.