Кадры для «мягкой силы»
Британский Институт политики в области высшего образования (HEPI) опубликовал свой ежегодный Индекс мягкой силы, который подсчитывает, сколько действующих мировых лидеров получили образование не в своей стране. Результаты этого года, говорится в документе, свидетельствуют о дальнейшем улучшении показателей США, которые сейчас всех опережают.
Ранее лидером была Великобритания, но положение США с каждым годом улучшалось, показывая четкую тенденцию к росту. Великобритания находится сегодня на втором месте, а Франция — на третьем.
Сам термин «мягкая сила» (soft power) был, как известно, введен во второй половине 80-х годов прошлого века американским политологом Джозефом Найем и подразумевает в первую очередь «мягкую власть». Эта форма политической власти предполагает способность добиваться желаемых результатов на основе добровольного участия, симпатии и привлекательности, в отличие от «жёсткой силы», которая подразумевает принуждение.
По словам Джозефа Ная, язык и культура страны — это «мягкая сила», которая играет ключевую роль в международных отношениях, влияя напрямую или косвенно на мировую политику и деловые связи.
А как уточнил недавно министр иностранных дел РФ Сергей Лавров в интервью телеканалу RTVI, «американцы определяют термин "мягкая сила" как попытку продвигать политику влияния на умы и сердца в политическом плане не для того, чтобы пропагандировать свою культуру и язык, а чтобы менять настроение политического класса с целью последующего изменения режима. Они занимаются этим повседневно и даже не хотят скрывать этого, везде говорят, что должны нести мир и демократию во все остальные страны», — указал российский министр.
Лидируют США
И этим США занимаются давно и активно. Как сообщил директор HEPI Ник Хиллман, с 1917 года США обучили 65 мировых лидеров, что на восемь больше, чем Великобритания (57 лидеров). Франция уверенно занимает третье место, немного опережая Россию и Австралию. Во Франции за последние пару лет значительно снизилось количество действующих мировых лидеров, получивших образование в стране. В России, по данным HEPI, было подготовлено 10 таких лидеров.
Таким образом, согласно рейтингу HEPI, лидером в подготовке «высших кадров» для мягкой силы были и продолжают оставаться США. Среди 65 мировых лидеров, получивших образование в Соединенных Штатах, HEPI называет лиц, которые руководят странами как премьеры, президенты, короли и шейхи.
Среди таких стран Бахрейн — шейх Хамад бин Иса Аль Халифа и принц Салман бин Хамад Аль Халифа; Бельгия — король Филипп и Александр де Кроо, Чили — Себастьян Пиньера, Греция — Кириакос Мицотакис, Ирландия — Майкл Д. Хиггинс, Италия —Марио Драги, Монголия — Лувсаннамсрайн Оюн-Эрдэнэ, Сербия — Ана Брнабич, Сингапур — Ли Сянь Лунг, Испания — король Фелипе VI и т.д.
Подготовка элиты
Но формирование «мягкой силы» подразумевает, конечно, не только подготовку «мировых лидеров» — лиц, которые потом становятся президентами и премьер-министрами, но и обучение массы студентов, многие из которых будут частью правящей элиты в государствах, откуда они приезжали на обучение. Здесь тоже лидируют США и Великобритания. Как отмечает HEPI, после намерения значительного сокращения общей чистой внутренней миграции до менее 100 000 человек, Лондон изменил позицию и поставил «смелой новой целью принимать «не менее 600 000» иностранных студентов в год к концу этого десятилетия. Особый упор, и как видно не случайно, при этом делается на привлечение студентов из Китая — главного конкурента Запада.
Активная подготовка лидеров «мягкой силы» осуществлялась в СССР, в основном поначалу готовили руководящие кадры для иностранных компартий. Эта деятельность вышла на новый уровень с началом деколонизации стран «третьего мира» на рубеже 1950-1960 годов и созданием Университета дружбы народов в Москве в 1960 году.
Помощь в образовании оказывалась, главным образом, представителям стран социалистического лагеря, Африки, Азии и Латинской Америки. В 1990 году в Советском Союзе учились более 125 тысяч иностранных студентов. К моменту своего распада СССР занимал третье место в мире по числу единовременно обучающихся иностранцев.
И у нас «готовили» президентов
Особенно активно в СССР готовились военные кадры для развивающихся стран. Так, будущий президент Египта Хосни Мубарак окончил Фрунзенское военное авиационное училище и затем Военную академию им. Фрунзе в Москве. Бывший президент Сирии Хафес Асад (отец нынешнего президента Башара Асада) — выпускник Военной академии Генштаба в СССР. Альфред Мойсиу, окончивший Ленинградское военно-инженерное училище, стал президентом Албании. Табо Мбеки, бывший президент ЮАР, — выпускник Академии общественных наук в Москве.
Понятно, что эти подготовленные в СССР кадры «мягкой силы» стали потом, как правило, проводниками активного развития взаимовыгодных отношений наших стран. Но они готовились у нас не для переворотов и не для насильственной смены режимов в других странах, как это делали и делают США, а для оказания помощи развивающимся государствам во всех областях.
Постсоветская РФ продолжила традиции экспорта высшего образования. По данным Министерства образования России, в 2019/2020 учебном году в стране обучались более 300 тысяч иностранных граждан более чем в 700 вузах, что кратно превышает показатели советского периода.
Готовят «пятую колонну»
Однако США и Англия значительно опережают нас в подготовке высшего звена лидеров «мягкой силы», а также образованной элиты в других странах, которую используют затем как инструмент своего влияния и продвижения своих интересов. В 90-е годы они сделали ставку на подготовку таких прозападных кадров и для нашей страны, а также для республик бывшего СССР.
С опорой на эти кадры Западу уже удалось осуществить целый ряд «цветных революций», в том числе на Украине. Немало лиц в среде либеральной оппозиции, до сих пор занимающих в России важные посты в политике и в экономике, получили образование или стажировались на Западе.
Так, лидер «Союза правых сил» Леонид Гозман работал в Диккенсон колледже (штат Пенсильвания, США), а затем подвизался в международном центре Вудро Вильсона в Вашингтоне. Пресловутый «борец с коррупцией» Алексей Навальный и его подельник Леонид Волков проходили обучение в Йельском университете США по программе «Yale World Fellows» (на фото А Навальный со своей группой), спонсируемой ЦРУ. Яростный русофоб и главный редактор журнала The New Times Евгения Альбац училась в Гарварде. Либеральный публицист Владимир Кара-Мурза (младший) проходил обучение в Кембридже. Подельница Навального и один из организаторов провокации с его «отравлением», и, как подозревают агент английской спецслужбы, Мария Певчих училась в университете Калифорнии. Активный оппозиционер Екатерина Шульман, которая до недавнего времени была доцентом кафедры государственного управления и публичной политики Института общественных наук РАНХиГС при Президенте РФ, обучалась до этого в колледже им. Джорджа Брауна в Канаде. Этот, увы, довольно длинный список западных агентов влияния в России можно продолжить.
И таких агентов влияния на Западе готовят сотнями и даже тысячами не только для России, но и для других стран. В результате — цветные революции, путчи, майданы, развал и даже гибель неугодных Западу государств. Такая практика имеет давнюю историю. Напомним, что именно на Западе долгое время подвязались такие исторические персонажи, как Ленин — в Швейцарии и Троцкий — в США. Что произошло, когда они были переброшены в Россию, мы хорошо знаем.
После позорного бегства военных США из Афганистана президент Джо Байден объявил, что теперь американцы не будут больше пытаться «переделать другие страны» при помощи военной силы. Но что это значит? А то, что обеспечивать свою гегемонию, от которой Вашингтон отказываться отнюдь не собирается, они будут главным образом при помощи «мягкой силы».
Подготовка кадров для ее применения уже давно поставлена на поток. И, как показала история, нередко такое вмешательство не менее опасно, чем военная агрессия. Поэтому эта угроза нашей стране нарастает. На Западе поняли, что военной силой или санкциями Россию не сломить, и теперь главная ставка делается на «мягкую силу».
?>