Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 апреля 2024
Чили: «левая» победа США?

Чили: «левая» победа США?

С президентскими выборами в республике все очень неоднозначно…
Святослав Князев
24.01.2022
Чили: «левая» победа США?

В Чили не так давно прошли президентские выборы, приведшие к удивительным, на первый взгляд, результатам. Главой латиноамериканского государства, устойчиво ассоциирующегося у многих с диктатурой Аугусто Пиночета, впервые за долгие годы стал человек, позиционирующий себя, как сторонник радикально левых идей.

Уже несколько десятилетий дихотомия (раздвоенность) «левый-правый» определяла отношения того или иного государства латиноамериканского региона с Соединенными Штатами. «Рыночники», как правило, были ориентированы на Вашингтон, позволяя американским и канадским транснациональным корпорациям хозяйничать в своих странах, а сторонники социализма в разных его формах, напротив, находились в противостоянии с США, стремясь при этом дружить с Пекином и Москвой (причем, как в эпоху существования СССР, так и после его развала). Венесуэла, Куба, Никарагуа – давние друзья и союзники России в Западном полушарии. А в периоды прихода левых к власти резко теплеют отношения РФ с Бразилией, Аргентиной, Боливией и Эквадором. Однако теперь над внешней политикой одной из ведущих стран Латинской Америки завис огромный вопросительный знак.

Перед президентскими выборами в Чили ничто не предвещало радикальных потрясений. Представителем левых должен был стать коммунист Оскар Даниэль Хадуэ, действующий мэр Реколеты, одной из коммун столичной провинции, а правых — экс-член правительства и бывший мэр Сантьяго Хоакин Лавин.

Оба – авторитетные системные политики, с серьезным опытом практической работы в органах власти. Но чилийцы решили «пошутить», и не пропустили «основных» кандидатов дальше на праймериз. По мнению местных экспертов, это может быть связано с тем, что чилийцы банально устали от избытка рекламы ведущих политиков.

В итоге в бюллетенях оказались фамилии кандидатов, изначально считавшихся «запасными», стоящими на радикальных позициях по целому ряду вопросов общественной жизни.

От правых на выборы пошел Хосе Антонио Каст – президент Республиканской партии, сын беглого офицера вермахта и брат президента Центробанка Чили времен Аугусто Пиночета, известный чилийский юрист и многолетний член палаты депутатов страны. Каст – ревностный католик, отец девятерых детей. Он сторонник политики «твердой руки», европейских культурных традиций и рыночной экономики. А также – противник нелегальной миграции, абортов и однополых браков.

От левых был выдвинут Габриэль Борич – бывший президент студенческой федерации Чилийского университета и депутат парламента. В личной жизни – человек с диагностированным психическим расстройством, бравировавший в интервью наличием «нетрадиционного» сексуального опыта.

Карьера Борича взлетела на национальный уровень во время беспорядков 2019 года. Демонстрации против повышения тарифов на проезд в общественном транспорте переросли тогда в массовое побоище, сопровождавшееся поджогами и грабежами. Оценки действий власти и силовиков в тот период разнятся в зависимости от политической ориентации тех, кто их описывает. Левые утверждали, что полицейские и военные избыточно применяли силу, и это привело к гибели людей. Правые же обвиняли протестующих в различных преступлениях, и подчеркивали, что причиной смертей в ходе беспорядков стали несчастные случаи, спровоцированные действиями мародеров. После того, как количество участников одной из демонстраций превысило миллион, правительство было отправлено в отставку. Борич при этом был одним из лидеров протестов и «переговорщиком» между улицей и властью. Кроме того, он блокировал попытки президента Себастьяна Пиньеры ввести новые законы, позволяющие более активно подавлять беспорядки. В итоге ситуация временно была сведена к ничьей.

Протестующие избавились от правительства, но не смогли отправить в отставку президента. А «пандемийные» ограничения заморозили уличные протесты.

Участие Борича в выборах эксперты называют трансформированным продолжением событий 2019-го. 35-летний экс-лидер студенческих протестов в итоге стал самым молодым президентом Чили в истории, победив своего оппонента во втором туре 56 к 44%.

Казалось бы, на этом месте должна была заработать пресловутая политическая дихотомия. Победа Борича даже вызвала радостное оживление у левых в других латиноамериканских странах, а местные консерваторы закричали об «угрозе» превращения Чили в Венесуэлу. Но что-то пошло не так. Элиты Соединенных Штатов совершенно не выглядят расстроенными.

Действительно, во времена Пиночета Чили превратилось в сателлита США, а местную экономику по образу и подобию своей собственной ковали американские либеральные экономисты. Причем, это редкий пример относительного успеха проамериканской капиталистической модели в Латинской Америке. Если обычно она приводит к нищете (как, например, на Гаити), то власти Чили умудрились сохранить определенное благополучие (хотя, конечно, вопреки мифам, от Сальвадора Альенде хунте досталась неплохая экономическая база).

В последнее время чилийские элиты уверенно дрейфовали от США в сторону… коммунистического Китая. Пекин стал ведущим партнером Чили по экспорту и по импорту. Кроме того, в последние годы он больше всех вкладывал в чилийскую экономику, уверенно приближаясь к статусу инвестора номер один в целом.

Именно с КНР власти Чили подписали контракт по строительству двух фабрик по производству вакцин от коронавируса. Но изначально сближение началось, конечно, не с фармацевтики. Чили – один из лидеров мировой горной добычи. В этой южноамериканской стране добывают больше всего на планете меди (треть от всего мирового производства), рения и йода, а также значительное количество серебра, молибдена и лития. Китай же, как известно, крупнейший на Земле потребитель сырья. При этом в Вашингтоне стремительное сближение между Пекином и Сантьяго вряд ли кого-то сильно радовало.

В то же самое время Борич не вписывается в образ классического латиноамериканского левого. На первом месте для него не обездоленные батраки и угнетенные индейцы, а… гомосексуалисты и трансвеститы. Да, левые силы в Бразилии и Аргентине в последнее время демонстрировали лояльность к секс-меньшинствам, но гвоздем их программы ЛГБТ-публика все же не была. А вот в программе Борича аббревиатура LGBTIAQ+, по подсчетам экспертов, повторялась 16 раз. Новый президент пообещал ввести на предприятиях и учреждениях страны специальную «Рабочую квоту транс», предоставить меньшинствам особый статус в профсоюзном движении, образовании и медицине, разрешить менять пол малолетним детям. Также Борич намерен декриминализовать изготовление и потребление наркотиков и заставить правоохранительные органы проявлять «особое отношение к лицам незащищенных слоев». Минимальную зарплату новый чилийский лидер намеревается поднять вместе с налогами. Студентам он обещает беспроцентные кредиты. И, что особо важно, в контексте существующих на международной политической арене тенденций, Борич собирается начать «борьбу за сохранение климата», а также реализацию других экологических проектов.

Если посмотреть на ситуацию со стороны, то «обновленное Чили» будет напоминать скорее не Венесуэлу, а… байденовскую Америку. Программа нового президента южноамериканской республики до боли похожа на основные постулаты Демпартии США.

При этом, новые экологические стандарты и социальные гарантии, вне всякого сомнения, нанесут жестокий удар по сотрудничеству чилийской горнодобывающей отрасли с Китаем.

Похоже, в мировой политике намечаются серьезные трансформации. Если раньше неолибералы осуществляли эффективный идеологический контроль над «умеренными левыми» в Европе и мелкими радикальными группировками, то появление условно левого лидера, делающего ставку на воинственное продвижение прав меньшинств и экологические проекты, во главе одного из ведущих государства латиноамериканского региона способно внести серьезный раскол в левое движение на планетарном уровне.

При этом произошедшее в Чили может стать двойным ударом для Китая, объявившего недавно радикальный консервативный разворот в сфере общественной морали, и наладившего плодотворное сотрудничество с чилийскими консерваторами.

Все указывает на то, что значительная часть мирового левого движения, под лозунгами в поддержку прав меньшинств, уже в скором будущем окончательно сомкнется с неолибералами и начнет активно обслуживать интересы компрадорских элит, а левые консерваторы, судя по всему, еще сильнее сблизятся с консерваторами правыми.

Безудержная атака неолиберальных элит Запада (и, в первую очередь, США) на традиционные ценности, приводит к стремительной трансформации привычных политических схем, формировавшихся в мире более столетия. И Чили тому – один из ярчайших примеров.


Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.