Барак Обама: ноябрьский незачет
Сегодня большинство в палате представителей и сенате принадлежит соратникам президента – демократам. Второго ноября, после того, как будут переизбраны все 435 конгрессменов, 37 сенаторов и столько же губернаторов штатов, картина может кардинально измениться: победу прочат республиканцам. А это значит, что остаток президентского срока Бараку Обаме предстоит провести в жестокой борьбе с законодательной ветвью власти.
Обладатели больших денег, не скупясь, вливают их в предвыборную кампанию республиканцев и перешедшей под их контроль так называемой «партии чаепития», аморфного народного движения с благородными задачами вернуть Америке былую мощь. Предвыборную кампанию иначе, как крестовым походом против Барака Обамы, уже не именуют, хотя иногда и называют «охотой на ведьм», оценивая жесткость, с которой «слоны» топчут президента.
Конечно, демократы загодя могут себя утешать историческим фактом: лишь дважды на промежуточных выборах, начиная с 1900-го, партия «нового» президента не теряла своих позиций на первых промежуточных выборах. Но Бараку Обаме от этого не легче. Заниматься закулисными сделками с победителями и соглашаться «на отступные» при проталкивании законопроектов для проигравшей президентской партии - дело обычное. Азы примитивного политиканства «ты мне – я тебе» американские законодатели постигают еще на этапе своего выдвижения. А вот сегодня не тот случай: победив демократов, «слоны» готовы не просто усложнить им жизнь, но и вернуть страну в «добрые времена Джорджа Буша». Избиратели, судя по их умонастроениям – тоже. Электорат, отдавший симпатии своему первому президенту-«афроамериканцу», вместе с ним скандировавший «Да, мы можем!», быстро ему изменил.
Сегодня Барака Обаму не любят «простые граждане» и простые миллионеры вкупе с миллиардерами. У ответа на вопрос «За что?» несколько слагаемых.
Первое. Блестящий оратор, сумевший повести за собой избирателей, Барак Обама нарисовал столь радужную картину американского будущего, которое он был готов реализовать, что столкновение с нынешней реальностью оказалось очень болезненным. Более того, во время своей предвыборной кампании нынешний президент совершил ошибку: в своих выступлениях он не объяснял, что дорога к светлому будущему длинна и трудна, и что она займет много времени. Об этом политики начинают говорить уже после того, как они заняли кресло в кабинете. Доведя нацию до эйфории, он столкнулся с ожиданиями немедленных и чудодейственных мер по выводу страны из кризиса. Но безработица сегодня составляет в Америке 10 процентов от всей рабочей силы, у работающих мужчин заработная плата сократилась на 4,1, а у женщин на 2,9 процента, доля официально признанных бедными выросла до 14,3 процента, сегодня ниже «черты» обитает 43,6 миллиона человек. По выражению одного из журналистов, американцы уже «не могут справиться с реалиями жизни» - этим сказано все. Настроение общества – «популистская злость», охарактеризовал состояние сограждан его коллега. Нет, американцы вовсе необязательно влюбились в республиканцев, они лишь изменили демократам.
Второе. Против президента своими щедрыми пожертвованиями республиканцам играют те, кого он спас. Речь – о финансистах, которым государство помогло на несколько сотен миллиардов долларов. Банки выжили - вместе с их клиентами, выплыла и американская автомобильная промышленность. Но Барак Обама, судя по всему, запамятовал: не следует ждать благодарности за добрые дела. Возможно, нувориши не стали бы столь безоглядно инвестировать в республиканцев, не задумай Барак Обама лишить их «бушевских льгот». Предыдущий президент действительно хотел, чтобы его избиратели жили лучше – и сократил налоги на доход самых богатых сограждан в 2003-м. В конце нынешнего года срок льгот истекает, Барак Обама намерен пополнить за счет налогов государственную казну: как говорят, цена вопроса – 830 миллиардов долларов в течение последующих десяти лет. А сам вопрос в том, изымет ли государство эти деньги в бюджет или же щедро оставит тем самым двум процентам состоятельных американцев, которые и без того на жизнь не жалуются. Но кризис, который сама Америка и породила, считается пройденным, поэтому разговоры о необходимости экономии – неуместными. Лучше быстро забыть – и вновь говорить о процветании. Раньше у Америки память была получше, в пятидесятые годы страна еще не забыла «великую депрессию». Поэтому поняла своего президента Дуайта Эйзенхауэра, установившего налог на доход, превышающий 3 миллиона долларов – в нынешней покупательной способности – в 70 процентов. Тогда богатые, наверняка без особой охоты, но заплатили. Сегодня раскошеливаться они не собираются – поэтому об их симпатиях к Бараку Обаме в трудные месяцы кризиса следует забыть, лесной пожар закончился, и звери уже не бегут все вместе к воде.
Вот так президент фактически остался в одиночестве. Хотя народ и партия действительно оказались едины – только речь идет о республиканской партии.
В самой демократической партии много конгрессменов, которых и раньше нельзя было назвать «твердыми обамовцами». Ныне, желая остаться на Капитолийском холме, они ведут свою предвыборную кампанию в соответствии с рекомендациями «демонстрировать разумную независимость от Обамы». В разумных пределах – чтобы уже не оказаться «чистым республиканцем», покритиковать то да се, показать, что ты не простой исполнитель воли своего непопулярного однопартийца-президента. Инстинкт самосохранения так называемых «консервативных демократов» в большой политике легко перевешивает требующееся сегодня единство рядов в партии «ослов». Значит, правы американские политологи и обозреватели, уже сегодня провозглашающие республиканцев победителями на промежуточных выборах. Не станем возражать специалистам, рисующим картину «бушевского ренессанса», пока это вообще набросок – но, естественно, знакомый американцам.
«Слоны» обязуются создавать новые рабочие места – было бы глупо не апеллировать к голосам нынешних безработных, согласитесь. Пересмотрят законодательно утвержденную обамовскую реформу здравоохранения: экономика должна быть экономной, пусть даже за счет не имеющих медицинской страховки американцев.
Войска из Афганистана выводить в будущем году, уверяют республиканцы, не следует – они должны оставаться там до полного разгрома «Аль-Каиды».
Наличествуют и крайности, республиканский кандидат в сенат от штата Невада предлагает упразднить министерство образования и вообще перейти исключительно к частным средним школам. Естественно, речь может идти только о продлении «бушевских льгот», но никак об их отмене. Говорят, республиканцы даже готовы урезать финансирование так называемых «продуктовых марок»: талонов, дающих малообеспеченным американцам делать покупки со скидками. Может, соберутся повысить пенсионный возраст. Дальше – больше, «слоны» планируют пересмотреть систему выплаты пособий по безработице. Публику уверяют, что многие американцы абсолютно довольны жизнью, получая это самое пособие, и вовсе не задумываются о своем трудоустройстве. Для России победа республиканцев означает как минимум сложности с ратификацией нового договора по СНВ, если не его быстрые похороны. Москва сможет сдать в утиль декоративное устройство с кнопкой «Перезагрузка», к тому же в Вашингтоне его все равно, думается, и не собирались особенно эксплуатировать даже при демократическом большинстве на Капитолийском холме.
Вообще-то, по логике вещей, американцы не должны проголосовать за республиканцев с этими их программными установками. Но – будут.
Расходы на предвыборную кампанию «слонов» в семь раз превосходят аналогичную статью расходов у партии «ослов».
Демократы, конечно, тоже не бедствуют, уже сегодня известно: общая сумма «инвестиций в избирателя» побьет рекорд в 4,2 миллиарда долларов, установленный на промежуточных выборах четырехлетней давности. Заодно нынешняя кампания станет образчиком борьбы за очищение американской политики. Разоблачений много, кажется, будто каждый демократический или республиканский кандидат на ту или иную выборную должность либо скрытый взяточник, либо готов порадеть родному человечку, либо расстараться для корпорации, которая помогла ему финансировать предвыборную кампанию, либо малость недоплатил налогов, либо использовал труд нелегальных иммигрантов, а то и состоит в родстве с человеком нетрадиционной сексуальной ориентации. Эксперты подсчитали, что 60 процентов своей рекламы нынешние претенденты построили на обвинении конкурентов. Общественные организации, агитирующие в пользу кандидатов, их переплюнули и ныне сводят счеты в 89 процентах своей предвыборной агитпродукции. Если бы избиратели вникали во все взаимные обвинения кандидатов от двух партий, они вообще бы не явились голосовать, придя в ужас от своих политиков.
А теперь – ответ на вопрос, стоит ли американцам переживать в связи с обещанным поражением демократов на выборах.
«Не надо жалеть Барака Обаму и демократическую партию, - рекомендовал соотечественник президента, журналист Крис Хеджес. – Они получат по заслугам. Они продали своих сограждан за наличные и власть.
Они лгали. Они манипулировали и обманывали общественность. Они предали большинство главных идеалов демократии. И они, равно как и республиканцы, и есть наша проблема».
После промежуточных выборов она никуда не исчезнет. Разве что скандировать лозунг Барака Обамы «Да, мы можем!» примутся его противники.