Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
3 мая 2024
Атака на «путинскую империю»

Атака на «путинскую империю»

Двадцатилетие падения Берлинской стены известный русофоб отметил очередной антироссийской эскападой
Савелий Носков
16.09.2009
Атака на «путинскую империю»

Появившуюся на днях в итальянской газете «Corriere della Sera» статью французского писателя и философа Андрэ Глюксмана «После Берлинской стены сражение продолжается: в Тбилиси, Киеве и Тегеране» можно, вероятно, считать первой в ряду тех, что еще непременно последуют. Уж больно соблазнительна юбилейная дата для новых пропагандистских атак на Россию.

Хотя статья Глюксмана формально посвящена событиям двадцатилетней давности и их последствиям, весь ее пафос разлит вокруг… фигуры Владимира Путина. Собственно, ничего удивительного в этом нет - «французский мыслитель» (а именно так любят величать мосье Андрэ его поклонники) уже давно не жалует нынешнего российского премьера. Еще в бытность Президентом РФ тот неоднократно становился антигероем его статей, и за годы минувшие, судя по всему, глюксмановской симпатии не завоевал ни на грош.

Но фигура Путина для автора статьи в «Corriere della Sera» в то же время не более чем актуальная иллюстрация к страшному Апокалипсису, приближением которого мосье Глюксман пугает не только слабонервного европейского обывателя, но и психологически крепких европейских политиков. И несет этот Апокалипсис Европе, по Глюксману, Россия, ценой невероятных усилий вернувшаяся на геополитическую карту мира.

Вообще все, что напоминает об усилиях России выбраться из той ямы, в которую ее столкнули западные игроки в «геополитические шахматы» и идейные собратья и ученики Глюксмана – российские либералы 90-х годов, вызывает у стареющего русофоба приступы невероятной ярости. Путин и его доктрина возрождения сильной и преуспевающей России – прежде всего.

Глюксман говорит о столкновении «двух культур: европейской культуры свободы и другой культуры - культуры абсолютного национального суверенитета». Уже это противопоставление вызывает вполне закономерный вопрос: неужто в понятие «европейская культура свободы» не входит «культура национального суверенитета»?

Что же касается Путина и его команды, то сегодня для Глюксмана именно их политические доктрины и политическая практика – суть есть «русский вопрос»:

Россия вспомнила о национальном суверенитете, и это по Глюксману – смертельная угроза для мира.

Рассуждая об изменениях, произошедших на континенте после 9 ноября 1989 года, когда пала Берлинская стена, мосье философ напоминает, что в этот период в ряде восточноевропейских стран произошли «бархатные революции». Они ставили вопрос: как перейти от социализма к капитализму. Ответ, замечает Глюксман, неоднозначен: страны, освободившиеся от тоталитаризма, оказались перед выбором: «идти путем Валенсы и Гавела или путем Милошевича, а позднее – Путина».

Уже само по себе сравнение Путина и покойного югославского лидера говорит о многом. Глюксман готов отправить российского премьера по дороге Милошевича в какой-нибудь очередной трибунал, вроде Гаагского. И это не выглядит шуткой, если вчитаться в глюксмановские «размышлизмы». Милошевич, пишет он в «Corriere della Sera», пошел «по пути войн и этнических чисток, сотрясавших Югославию с 1991 по 1999 годы, он сделал ставку на захват утраченных территорий путем кровопролития и закончил свой путь в Гаагском трибунале».

Путин же, утверждает Глюксман, «не контролирует ни свои инициативы, ни свои слова». Чтобы подкрепить этот тезис, автор статьи уверяет, что на Украине Путин «вмешивается во внутренние дела, не признавая ее независимость». В Грузию же «он направляет танки». А отвечая на вопросы зарубежной прессы, «Путин выступает против «перманентной революции» и «ее опасных беспорядков», с пренебрежением отзывается о мирных восстаниях в Тбилиси и Киеве».

Оттого, продолжает Глюксман, «сам того не замечая, Путин продолжает дорисовывать картину длительного освободительного движения, начавшегося с кровопролития в Берлине в 1953 году. Продолжившегося в Познани и Будапеште в 1956 году, а затем проявившегося в диссидентском движении в Советском Союзе 1960-х годов, в Праге 1968-го, в борьбе "Солидарности" в 1980-е, и достигшего кульминации, но не завершившегося с падением Берлинской стены».

Смешав в своих рассуждениях в кучу события отдаленной истории и нынешние (весьма им искаженные) картины мира, Глюксман делает свой главный вывод: борьба мировых «демократий» с Россией с падением Берлинской стены не закончилась.

Сегодня Россия, по Глюксману, представляет для Запада не меньшую угрозу, чем в годы СССР. Только вот характер этой угрозы, считает он, изменился: нынче Россия мешает насаждать «демократии» и «поддерживает самые темные силы в мировом политическом пространстве».

Восхищаясь «оранжевыми революциями» (организованными, как сегодня известно, из многих публикаций в мировых СМИ, при непосредственном участии и на деньги Запада), Глюксман сетует на то, что «Кремль продолжает негативно относиться к этим восстаниям (именно так автор называет «оранжевые перевороты» - С.Н.), ведущим к свободе, и получает отклик из Тегерана (июнь 2009 года): верховный духовный лидер подавляет манифестантов с их лозунгом "Смерть диктатуре", заявляя: "Мы не в Грузии!"».

Вообще, к Грузии у Глюксмана отношение особое. Он – страстный поклонник тянущейся уже немало лет «саакашвилиады» и ее главного героя, по словам Глюксмана – «пламенного демократа и любимца народа». Помнится, как в августе прошлого года «французский мыслитель» бросал гневные инвективы в сторону Кремля и призывал все прогрессивное человечество сурово наказать Россию за «агрессию в Грузии».

Год спустя (несмотря на прозвучавшие выводы комиссии ЕС о том, что бойню в Южной Осетии развязал именно любимый глюксмановский герой) «французский мыслитель» в стиле шарманки продолжает свой «плач по Саакашвили» и требует призвать Россию к ответу.

В своей июньской статье в той же «Corriere della Sera» Глюксман опять нагнетал атмосферу вокруг Грузии, гневно восклицая проклятия не только в адрес Москвы, но и тех европейцев, которые поняли всю опасность режима Саакашвили для Европы.

Особенно «мыслителю» ненавистны германские социал-демократы, «которые уважают друга Путина (Шредера) и называют президента Грузии Михаила Саакашвили психически неуравновешенным лишь потому, что он продолжает сопротивляться "указам" Старшего брата».

Эту статью Глюксман писал после своего вояжа в Тбилиси, где был принят на самом высоком уровне и на том же уровне потчеван со всей силой грузинского гостеприимства. И грузинскими винами и шашлыками, и – грузинской квазинационалистической риторикой.

А оттого со всей страстью бывшего маоиста (был в жизни нашего философа и такой период) он утверждает в статье, что «гордые грузины никогда не забудут о чистках, в которых погиб каждый десятый грузин».

Поскольку далеко не все читатели «Corriere della Sera» в курсе того, что у руля этих чисток стоял некто Иосиф Джугашвили, то вполне можно подумать, что заправлял этим кошмаром коллективный «Иванов, Петров, Сидоров», задумавший извести грузинскую нацию под корень.

Эта эпическая троица не только злобствовала по части истребления грузинского народа, но и, по словам Глюксмана, высасывала из него последние соки. Недрогнувшей рукой «мыслитель» пишет дикую ахинею о том, что, мол, «за 70 лет советского режима кавказские сады, магазины и черный рынок питали оголодавшие Москву и Ленинград: вот почему сегодня грозные советы России по экономике и демократии вызывают лишь иронию».

Бедным европейцам, слабо представляющим себе, что же такое Грузия, и невдомек, что при всем старании и трудолюбии грузинских садоводов, работников прилавка и черного рынка прокормить весь СССР они просто не могли бы физически.

Невдомек европейцам, что это – не более чем местечковый миф, придуманный Саакашвили и его идейными сотоварищами в рамках философии пещерного национализма, усердно разносимой Глюксманом (и, увы, не только им) по страницам европейской и американской прессы.

Впрочем, заверяет нас Глюксман, дело не в исторических ретроспекциях, а в нынешних реалиях. А они таковы, что вся Европа как один должна встать «на защиту своей свободы» от вероломной и подлой России. Да и как иначе, пишет мосье автор, когда «в прошлом году российская армия остановилась в 30 км от Тбилиси. Тучи сгущаются: крупные военные учения, ругательства в адрес Тбилиси в СМИ, вето российской стороны на продление миссии нейтральных наблюдателей. От ЕС на грузинской стороне остаются 200 наблюдателей, которым приходится лишь фиксировать последствия жестоких действий российских снайперов против грузинских полицейских».

После прочитанного европейскому обывателю и впрямь покажется, что еще миг, еще мгновение, и колонны русских танков устремятся на Париж, Лондон, или на милую сердцу Глюксмана Швейцарию.

Да в довершение к этому русские снайперы из-за кустов будут без жалости расстреливать как «столпов» западного либерализма и демократии, так и рядовых обывателей, поскольку де уже привыкли упражняться на грузинских полицейских.

И не нужно считать, что все вышеизложенное – плод больного воображения г-на «философа» или слишком вольное толкование его публицистических экзерсисов. Отнюдь. Настаивая на подобной галиматье, Глюксман «подкрепляет» свои выводы позицией «высоких авторитетов» с российским гражданством, то есть – «крупных специалистов по Кремлю», Путину и агрессивной России в целом. Вот примеры.

«Российский военный эксперт Павел Фельгенгауэр, - цитирует Глюксман еще одного «крупного специалиста по современной России», - опасается того, что, воспользовавшись отсутствием международных свидетелей, российский генштаб организует провокации, которые послужат предлогом к атаке и удовлетворению их самого заветного желания "повесить Саакашвили за я...".

Да Бог бы с ним, с Фельгенгауэром, но даже бывший советник Путина Андрей Илларионов разделяет эти опасения.

Но и это еще не все. Оказывается, «даже Сергей Ковалев, друг Андрея Сахарова», посоветовал автору статьи не строить воздушные замки. Оказывается, по мнению г-на Ковалева, нынешнее руководство Кремля – «это не стратеги, они ведут себя как гангстеры».

И эти «гангстеры» «никогда не простят молодому грузинскому лидеру желания следовать по западному пути, его стремления к свободе». Сумеют ли Европейский союз и Обама, вопрошает Глюксман, «сдержать атавистические амбиции и капризы Москвы»? Или же они «предпочтут обманчивое спокойствие. А на кону независимость Европы, ее энергетическая самостоятельность», - патетически восклицает «французский мыслитель».

Он безмерно огорчен, что «вздумавшая мнить себя победительницей» в «холодной войне» Западная Европа стоит перед «потерей своей независимости и энергетической самостоятельности», и не может понять, как же эта неразумная Европа может считать, что злокозненная Россия побеждена?

Впрочем, русофобствующий «философ» признается, что после распада СССР никто среди его друзей и не ожидал, «что холодная война закончится».

Да, СССР уже нет, замечает Глюксман, но Европа должна приложить все силы, «чтобы не сдаться под натиском 140-миллионной империи».

Но если в прежних своих статьях он не раз заявлял, что «русская империя распалась», то о какой, интересно, империи идет речь в его новой статье? Не иначе как о страшной «путинской империи», о которой без устали пишет мыслитель, сумевший в изменившемся мире не изменить своей патологической ненависти к нашей стране.

На самом деле то, что Глюксман терпеть Россию не может, можно пережить. Мало ли таких глюксманов было в истории. Но то, что вся его фобическая философия и оценки, основанные на ней, выплескиваются через прессу на головы европейцев – это печально, потому как градус личной ненависти Глюксмана подогревает общественное мнение Европы, настраивает ее против России. «Россия является страной - колоссом на глиняных ногах», – повторяет он, открыто гордящийся своей ненавистью ко всему русскому - от православия и литературы до архетипа в целом, – свой любимый тезис из интервью в интервью.

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.