Во что превращают «Евровидение»?
Жена президента Марина Порошенко своеобразно призвала мир поддержать Украину на «Евровидении-2016». На сезонном открытии фонтана «Рошен» в Виннице в приветственном слове она заявила: «Через несколько недель мы всем сердцем будем болеть за нашу Джамалу, которая под сине-желтым флагом будет представлять Украину в Швеции. Выступление Джамалы с исторической и одновременно автобиографической песней – это громкий голос Украины в Европе. Голос, в котором говорит душа крымско-татарского народа. Голосуя за Джамалу, вы напоминаете миру не только о мужественной стране в центре Европы, но и отдаете свой голос за идеалы мира, человечности и справедливости».
Казалось, в заявлении мадам Порошенко, призвавшей поддержать украинского конкурсанта нет ничего необычного – в каждой стране болеют «за своих», если бы не одно обстоятельство.
Дело в том, что крымско-татарский народ, за которого она вступилась, проживает вовсе не на территории незалежной, а другого государства, а именно - России.
А это означает, что Украина готовится устроить на песенном конкурсе, который пройдет в мае в Швеции, политическую провокацию, пытаясь использовать его в своей кампании, направленной на непризнание волеизъявления крымского народа, в том числе и крымских татар, которые на референдуме проголосовали за возвращение в Россию. Кроме того, горделиво вещая с трибуны о «мире и справедливости», она на самом деле разжигает вражду и ненависть между народами, призывая к вмешательству в дела другого государства.
Песня, с которой 32-х летняя Сусана Джамаладинова (Джамала ее артистический псевдоним) собирается выступить на «Евровидении-2016», называется «1944» и посвящена депортации крымских татар. Как известно, их депортация была проведена в мае 1944 года вскоре после освобождения полуострова советскими войсками. Поводом стали факты сотрудничества крымско-татарского населения с немецкими и румынскими войсками, оккупировавшими полуостров. В 1989 году Верховный Совет СССР осудил депортацию крымских татар, признав ее незаконной и преступной, в апреле 2014 года президент России Владимир Путин подписал указ о реабилитации крымско-татарского и других народов, пострадавших от репрессий в Крыму.
Казалось, вопрос давно закрыт, а потому решение Киева отправить именно эту песню на международный конкурс сразу было воспринято, как явная политическая акция, призванная еще раз напомнить о претензиях Киева на этот полуостров, являющийся частью РФ. Сама певица призналась, что написала «1944» специально для конкурса под впечатлением от рассказа своей прабабушки. А ее сторонники утверждают, будто новая песня Джамалы не имеет к политике никакого отношения.
Однако, нынешнее заявление «первой леди» Украины подтверждает худшие опасения – Украина намерена, как мы уже писали, устроить на песенном конкурсе политическую провокацию. Так считают и в Крыму.
Вице-премьер крымского правительства Руслан Бальбек заявил, что «украинские власти попытаются использовать песню Джамалы в своих политических целях, спекулируя на трагедии всего крымско-татарского народа».
По его мнению, делается это, чтобы навязать европейскому зрителю «искусственно созданный образ о якобы имеющихся гонениях крымских татар в российском Крыму».
Первый зампред комитета Госдумы РФ по информационной политике Вадим Деньгин ранее выразил надежду, что руководство «Евровидения» не допустит к конкурсу песню о депортации крымских татар, которую исполняет украинская певица Джамала. «Странный выбор, - сказал он в интервью агентству «РИА-Новости». - Я уверен, что там [голоса] накрутили специально, чтобы лишний раз уязвить Россию». По его словам, одобрение композиции доказывает политизированность самого конкурса.
Однако Европейский вещательный союз (ЕВС) проверил текст и название композиции Джамалы и не нашел в них каких-либо политических заявлений. В твиттере организации объявлено, что песня «1944» не нарушает правил конкурса. Впрочем, чему тут удивляться? Последнее время в Европе делают все, для того, чтобы насолить России.
Между тем то, что песня имеет явный политический подтекст, признал даже музыкальный критик Артемий Троицкий, всем известный своими либеральными взглядами. Он отметил, что песня украинской певицы политизирована, «а конкурс всегда был вне политики»... «Евровидение» совсем не про музыку, а скорее про спорт, а спорт, как известно, вне политики», - сказал он.
Стремление Киева использовать «Евровидение» для политических целей не нравится многим даже в «толерантной» Европе. Как сообщают английские газеты, цитируя мнения англичан в Интернете, многие дают негативную оценку такому ее выбору. Так пользователь под ником Lameduck предлагает вспомнить о том, что сама Украина была частью Советского союза и тоже внесла свой вклад в так называемое «угнетение». Читательница Marmalite недоумевает, почему Киев решил превратить европейский песенный конкурс в личное антироссийское пропагандистское шоу. "Пффффф, Украина, пора вырасти", — написала она в своем посте. А читатель «Дейли Экспресс» Davibhoy пишет: "Сколько же мусора вылилось на крымчан за их голосование, чтобы вернуться в Россию. Антироссийская желчь уже просто вызывает отвращение".
"Если мы позволяем на голосовании жителям Фолклендских островов решать, хотят ли они оставаться британцами, почему мы не можем позволить народу Крыма решить, что они хотят быть с Россией", — задается вопросом пользователь Dr в статье газеты «Дейли мейл».
"Это полное фиаско. Даже смотреть не стоит", — поддерживает его Mark O. "Если мы можем проголосовать за выход (Великобритании) из ЕС, то можно мы еще проголосуем за выход из "Евровидения"? Пожалуйста", — пишет Yorkshirman.
Кстати, скандал из-за украинских песен с явным политическим подтекстом для «Евровидения» вспыхивает уже не в первый раз. В 2007 году он поднялся вокруг Верки Сердючки (она же Андрей Данилко), в песне которого были услышаны слова «Раша, гуд бай». Сам Данилко, оправдываясь, пытался объяснить, будто в тексте звучит фраза Lasha Tumbai, в переводе с монгольского означающая «взбитые сливки». Хотя причем тут Монголия и «взбитые сливки», - он так и не пояснил, и подозрение в антироссийской направленности песни осталось.
Последние годы «Евровидение» все чаще становится ареной всякого рода русофобских акций. Так в 2013 году вспыхнул скандал вокруг подсчета голосов зрителей на конкурсе, который проходил в Баку. Выяснилось, что часть голосов при их подсчете международным жюри у выступавшей тогда на конкурсе нашей Дины Гариповой попросту украли. В этом признался руководитель Общественного телевидения Азербайджана Джамиль Гулиев, заявив, что по итогам смс-голосования Гарипова получила второе место, "что безоговорочно должно было обеспечить высокий итоговый балл в национальном голосовании Азербайджана в пользу России". Однако на деле этого не произошло. "Вызывает серьезную озабоченность и удивление, что при финальном подсчете голосов от Азербайджана России не было дано ни одного балла", - заявил директор ОТВ, давая понять что такого попросту не могло быть. Однако инцидент с явным воровством голосов у России замяли, виновные в подлоге наказаны не были, а сфальсифицированные итоги голосования не пересмотрели.
А когда белорусская певица Алена Ланская не получила при голосовании ни одного голоса от России, то возмутился даже сам президент Белоруссии Александр Лукашенко, который заявил, что международный конкурс «Евровидение» фальсифицирован и политизирован. Однако и в скандальной истории с белорусской певицей никто разбираться не стал.
Нередки на «Евровидении» и громкие скандалы другого рода, тоже отнюдь не украшающие этот международный конкурс, как например, победа финской группы «Лорди», вышедшей на сцену в масках чудовищных монстров. Или недавняя победа бородатой певицы Кончиты Вурст. Не случайно, что после этого критики конкурса стали называть его «Гейровидение».
Стоит отметить, что были случаи, когда представители «Евровидения» не пропускали песню претендента, в которой обнаруживался политический подтекст.
Так, в 1990 году один из них был «завернут» за песню о единстве Европы. В 2005 году тем же украинцам пришлось изменить большую часть текста песни «Разом нас богато», посвященной событиям оранжевой революции 2004 года. В 2009 году к участию в конкурсе не допустили грузинский коллектив с песней, в которой присутствовала фраза – Put In («вкладывать» — англ.), которая была созвучна с фамилией тогдашнего премьер-министра России.
Интересно, возобладает ли здравый смысл на сей раз?