Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 февраля 2024
«Пятерка» — двигатель прогресса

«Пятерка» — двигатель прогресса

Между образовательным уровнем и уровнем развития экономики найдена прямая связь
Елена Трофименкова
16.05.2008
«Пятерка» — двигатель прогресса

Экономисты Стэнфордского и Мюнхенского университетов Эрик Ханушек и Лудгер Воесманн в статье, опубликованной в журнале «Эдьюкейшн некст», сопоставили объемы ВВП 50 стран с результатами тестов на знания, проведенными Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Результаты оказались неожиданными.

Раз в три года ОЭСР проводит авторитетнейшее исследование — тестируется уровень знаний 15-летних школьников по математике и естественным наукам. Тесты проходят 4.500 — 10.000 человек из разных стран мира. Ответы, как правило, требуют аналитических способностей. К примеру, предлагается выбрать самый эффективный регион для установки ветровой электростанции, сравнив графики средней скорости ветра за год.  

Ханушек и Воесманн взяли данные ОЭСР за 1964—2000 годы. Исследователи считают: взаимосвязь ВВП и знаний школьников во многом определяется открытостью экономики.

 Так, у стран с закрытой экономикой рост ВВП в среднем составляет 0.9 процента, с открытой — 2.5. Причем многое зависит здесь от продолжительности учебы в школе, каждый дополнительный год дает ежегодную прибавку к ВВП в 0.37 процента. Отдача тем выше, чем сильнее акцент на математику и естественные науки. 

Уровень знаний ОЭСР оценивает по собственной шкале. Высший балл в ней — 1.000 пунктов. Впрочем, добиться такого результата не удается практически никому. В 2006-ом по результатам тестов максимум получила Финляндия — 563. Достижения США никогда не превышали 500 пунктов - в 2006-ом — 487. Россия, увы, набрала еще меньше — 479. (В 1990-е годы — 500).  

Раньше не было понимания, что образование влияет на экономику, посетовал не так давно министр образования Андрей Фурсенко. Правда, в 1970-е во всевозможных документах было принято обсуждать влияние качественного образования на производительность труда. Цифры при этом назывались примерно такие: начальное повышает ее на 50 процентов, среднее — на 110, высшее — на 315. Однако, по понятным причинам, вопросов в данном случае возникает неизмеримо больше, чем ответов.  

Сегодня важность «образовательной составляющей» обществом по-прежнему недооценивается, считают авторы доклада «Образование и общество: готова ли Россия инвестировать в свое будущее?», представленного недавно Общественной палатой президенту, Госдуме и правительству. По их оценкам, около 30—40 процентов ВВП формируется за счет интеллектуальных продуктов.  

Между тем, если сейчас не начать инвестировать в образование, через десять лет планы по созданию инновационной экономики реализованы не будут, и Россия просто не выдержит международной конкуренции.

Продолжение нынешних тенденций в ближайшие пять лет приведет к тому, что страна будет привлекать высококвалифицированных специалистов из-за рубежа, что сегодня происходит, например, в сфере высшего менеджмента. Через 10 лет может рухнуть нерушимая, казалось бы, система РАН, и Россия перестанет проводить собственные инновационные исследования.  

Впрочем, мрачность прогноза уравновешивается его обнадеживающим ядром. Авторы доклада исходят из того, что российское образование имеет хорошие исходные для развития. Согласно опросам социологов, 88 процентов семей считают: их дети должны получить высшее образование. Предпочтение людям с вузовским дипломом отдают и работодатели.  

Готовившая доклад группа экспертов подсчитала: для рывка в систему образования придется дополнительно вкладывать 0.7—1 процент ВВП. В течение ближайших трех-четырех лет эти вполне посильные для бюджета деньги должны идти на поддержку исследований в вузах, на формирование общедоступных электронных образовательных ресурсов, на оплату труда учителей.  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
22.02.2024
Валерий Панов
Российские войска одержали в битве за Донбасс знаковую победу
Фоторепортаж
21.02.2024
Подготовила Мария Максимова
Наш зоопарк – один из старейших в Европе


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..