Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Протоиерей Сергий Ткаченко: «Прежде всего, не надо впадать в уныние»

Протоиерей Сергий Ткаченко: «Прежде всего, не надо впадать в уныние»

Беседа с настоятелем московского храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкине
11.04.2012
Протоиерей Сергий Ткаченко: «Прежде всего, не надо впадать в уныние»

Как не потерять себя в сегодняшнее полное противоречий время? Не испытать горечь разочарования, поняв, что сделал когда-то что-то не так и оказался в тупике? Как определить верный путь? Понять, что твои поступки наполняют жизнь смыслом. Об этом мы говорим со священником в дни Страстной недели.

- Человек создан для счастья, как птица для полета. Батюшка, согласны в этом с классиком?

- Прежде всего, надо понять, что такое счастье. Богатство, сытость, роскошь? Шуба, смотря на которую соседки зеленеют от зависти? Новая дорогущая машина, которую ты гордо паркуешь возле офиса?

Проследим этимологию слова «счастье»: «с частями», «причастность», «совместное участие». Вот почему наибольшее удовлетворение человек испытывает, если сделал что-то полезное для других. Когда его соучастие в общем деле приносит успех, и окружающие выражают ему за это искреннюю признательность. А кто-то миллионы нажил – и мучается тем, что только своими деньгами другим и интересен. Одному трудно счастье найти, если это вообще возможно.

Следовательно, счастье невозможно без любви. Оно - производное от нее. В Евангелии счастье не упоминается ни разу, это - скорее светское понятие, а не религиозное. А вот любовью Священное Писание пропитано. «Сие заповедаю вам, да любите друг друга», – учит Спаситель. Сам Он ради любви к людям принял крестную муку, своими страданиями искупил их грехи. Наши труды и усилия направлены на то, чтобы откликнуться любовью на Его любовь.

- Получается, смысл жизни - в любви?

- Проблема смысла жизни – это проблема искомого идеала или истины. Для науки она заключается в максимальном постижении мира. Философ стремится к рациональному постижению истины. А для религиозного человека совершенно очевидно, что смысл жизни - в стремлении к единению с Господом. Тысячелетняя история христианства показывает, что чем ближе люди к Богу, тем большим смыслом наполняется их жизнь. Ибо говорит Господь: ««Я есмь воскресение и жизнь. Верующий в Меня, если умрет – оживет. И всякий живущий и верующий в Меня не умрет вовек». Чем больше любят люди Бога, тем ближе они друг к другу. Однако мы должны не просто заявлять о любви, а доказывать ее делами, подтверждать своей жизнью.

- Но почему тогда случается, что на любовь отвечают черной неблагодарностью? Скажем, женщина может посвятить всю себя семье. Однако дети вырастут, разлетятся. Муж уйдет к другой...

- Нельзя все мерить одной меркой. Сначала надо до истоков докопаться. Понять, отчего на голову этой несчастной посыпались беды. Прежде всего спросил бы ее: «Как ты жила – с Богом, без Бога? Ходила ли в храм? Одна или с супругом? Чем еще с детьми занималась, кроме как борщи им готовила? Какие жизненные ценности пыталась привить?» И вполне может оказаться, что по делам твоим воздалось тебе...

Женщине предназначено быть ангелом-хранителем семьи. Если она сумеет создать в ней правильную нравственную атмосферу, то и сама с годами никому ненужной не останется.

- Но зачем всемогущему Господу кнут, почему бы Ему не вразумлять нас пряником?

- В правосудии есть принцип неотвратимости наказания. Нарушил закон – понесешь кару. Тем более не проходит бесследно, если ты преступил законы Божьи, духовные. Возлюби родителей своих, почитай их, не прелюбодействуй – учит Господь. Если в семье не соблюдаются эти и другие заповеди, то непременно жди неприятностей. Рано или поздно, но содеянное вернется бумерангом и больно ударит. Да и как иначе? Пусть вы каждое лето вывозили рябятишек на самые экзотические курорты за тридевять земель. Но если при этом годами не могли выкроить время, чтобы навестить в соседнем городе бабушку, то стоит ли удивляться, что выросшие дети тоже не проявят к вам внимания? Какой благодарности можно ждать от разведенной взрослой дочери, детство которой прошло под аккомпанемент беспрестанной ругани мамы с папой? Как могла она научиться строить правильные взаимоотношения в семье? Какие традиции передать своим чадам?

В любом случае, когда в семье не клеится, претензии, прежде всего, надо предъявлять не мужу, не детям, а себе. Как известно, в чужом глазу и соринка видна, а в своем - бревна не замечаешь. Но все-таки постарайся посмотреть на себя со стороны и понять, что делаешь не так. С непривычки это очень трудно. Порою – мучительно. Но по-другому не получится.

- В реальной жизни быть праведником трудно. И как жить под непрестанным гнетом ожидания неотвратимого наказания?

- Не надо воспринимать все так однозначно: сделал ты что-то нехорошее - тут же начнутся неприятности. Господь – милостив и долготерпелив. Но до какого-то предела. Грехи множатся, накапливаются, и в какой-то момент следует воздаяние за содеянное. Это как воду наливать в чашку. Она льется, льется, а потом – раз, и переливается через край. Но если сделает человек выводы из происходящего, осознает свой грех, раскается всем сердцем, то с Божьей помощью все и наладится. А не даст себе труда задуматься и изменить свое поведение - что ж сетовать на наваливающиеся со всех сторон проблемы?

Сравнил бы нашу жизнь с часами. Много труда надо приложить, чтобы собрать этот сложный механизм. Часы тикают, показывают правильное время. Но если ломаются, то начинают врать. И кому тогда они нужны? Нужно в ремонт нести.

Так же и с человеком происходит. Если ты поступил благоразумно, по заповедям, то на душе у тебя легко. Исполнение заповедей – основной критерий правильности поступков. Однако в стране выросли поколения без церкви. Люди оказались в духовной пустоте, потеряли нравственные ориентиры, стали руководствоваться ложными идеалами. Жить не по Божьим законам, которых зачастую даже не знают. И вот уже эмансипированные женщины не понимают - как распорядиться равноправием, за которое так долго бились. Они тоскуют по надежному мужскому плечу. А все потому, что некому было научить женщину: в христианстве достоинство отца унижать не принято, поскольку он является Богом поставленным главою семьи. И нет ничего умаляющего ее самооценку в том, чтобы чтить своего супруга. Напротив, он будет испытывать к жене благодарность. Лучше к ней относиться. Все ради нее сделает.

- А как быть, если кто-то из супругов «горит» на работе, у него продвигается карьера, но другой считает, что от этого страдает семья, начинается непонимание?

- Если никак не получается прийти к общему мнению, необходим совет человека, которому вы безгранично доверяете. Таким в православии издавна был духовник. Он чем-то сродни семейному доктору. Только медик врачует физические немощи, а священник – духовные. Вы ходите к нему из года в год, исповедуетесь. Он знает и родителей, и детей, в курсе всех ваших проблем. И когда рекомендует поступить так, а не эдак, учитывает мельчайшие нюансы.

Бывает, крепкая семья, взаимопонимание в ней полное. Но начинает женщина по службе продвигаться, денег в дом больше супруга приносить, и взыграет в нем ретевое: его мужское достоинство унижается! Такому не грех напомнить, что ревновать жену к ее успехам – не по-христиански. Действительно ее любишь, так порадуйся за свою половинку, разгрузи ее от домашних забот, помоги еще большего добиться. А она тебе взаимностью ответит.

Если же духовник знает, что глава семейства склонен к авантюрам, то может и не благословить женщину сосредотачиваться на карьере. Она станет задерживаться на работе. А муж, почувствовав себя вольготнее, начнет искать приключения на стороне. Так стоит ли вводить его в соблазн?

Духовничество очень важно для стабильности семьи. Духовный отец ведет ее по жизни, молится за нее, старается уберечь от неверных решений. На нем лежит величайшая ответственость, за последствия своих советов. Батюшка держит ответ перед Господом.

- А если человек страдает от одиночества, у него не сложилась либо распалась семья, нет детей? В чем может быть его смысл жизни?

- Прежде всего, не надо впадать в уныние. Да, вам плохо. Но оглянитесь – сколько вокруг людей, которым гораздо хуже, которые нуждаются в помощи. Обратите на них нерастраченную любовь и заботу. И тогда ваша жизнь наполнится смыслом. Да и Богу этим угодите. Пути Господни неисповедимы. Может Он потому и послал вам испытание одиночеством, что вы были эгоистичны, жили для удовлетворения своих прихотей. А за добрые дела и вам добром воздасться. И вторую половинку, если горячо молитесь об этом, еще встретите. И детишек Господь даст.

Всегда востребованы люди в социальной сфере. Готовые ухаживать за немощными, больными. Приносить продукты из магазина тем, кому трудно выходить на улицу. Это можно делать и в свободное от основной работы время.

В нашем храме есть два ящика. В один бросают записки те, кто в чем-то нуждается. Другой - для предложений тех, кто готов оказать бескорыстную помощь. И многие житейские проблемы легко решаются даже внутри церковной общины. Надо было только дать людям возможность услышать друг друга. К примеру, кто-то вынужден по вечерам подрабатывать, но не на кого оставить детей. В то же время вышедшая не пенсию педагог спрашивает - кому надо, чтобы она посидела с ребятишками, помогла им делать уроки. Или старушка жалуется, что нет сил помыть к весне окна. А подружки-студентки, в свою очередь, интересуются: кому из престарелых требуется помощь в уборке квартиры?

В Новом Завете рассказывается о десяти девах, которые вышли в темную пору встречать Христа. Пятеро из них, мудрые, заранее заправили елеем (маслом) светильники и при приближении Спасителя зажгли их. А у остальных ничего с собой не оказалось. И не смогли они услужить Господу своему. Как понимать притчу? Елей – это благодать, которая дается за добрые дела. Можно, конечно, и страстями жить, в свое удовольствие. Бог сотворил человека свободным и оставил за ним право выбора. Однако, не совершая добрых дел, и пред Господом не с чем будет предстать. И каких милостей тогда от Него ожидать?

В Православной Церкви социальному служению всегда уделялось особое внимание. А сейчас, по благословению Святейшего патриарха Кирилла, для усиления этой работы во всех приходах ввели должность социального работника. Зайдите в ближайший храм, поинтресуйтесь – чем можете помочь. И вам обязательно найдут дело по силам и по сердцу.

- Человек идет по жизни, ставя перед собой цели и добиваясь их исполнения. Выбор зачастую непрост. Как понять, что ты на верном пути?

- Да по совести надо жить. Она подскажет – правильно ли ты поступаешь. И Господь, и апостолы говорили, что у человека есть внутренний закон, которым он может оценить свои действия. Нет ни одной евангельской заповеди, которую бы здоровая, до конца не убитая грехом совесть не воспринимала как что-то свое. Бывает так, что человек, никогда ранее не читавший Евангелия, открывает его и понимает - он все это давно знает. Настолько это естественно для его души.

Нравственные законы невозможно преступать безнаказанно. Пойдя ради достижения своих целей на сделку с совестью, человек мучается. «Сердце в нас подкидышем бывает. И так же плачется, и так же изнывает…» - определил подобное состояние в одном из стихотворений Тютчев. И никуда от этого не денешься. От себя не убежишь. На край света поедешь, но грех-то с собой повезешь. И будет он тебя жечь.

Никакой психолог тут не поможет. Он ведь не свяжет потерю сна, нервные расстройства с тем, что обратившийся к нему пациент совершил грех. Допустим, любовь у кого-то на стороне образовалась. Все в строгой тайне держится, приходит в семью – все нормально. Но потихоньку попивать начинает. Втягивается в это дело. На работе все сыплется, дома неладно. А человек остановиться уже не может. На весь мир обиделся, и горе пытается в бутылке утопить. На первый взгляд, сугубо медицинская проблема. Однако первоисточник беды в том, что происходит нарушение нравственного закона. Господь наказал? Да просто совесть мучает...

Грех порождает другой грех. Они накапливаются, давят все сильнее. Снять тяжесть с души можно только искренним раскаянием. Для чего прежде всего требуется перебороть свою гордыньку. Покаяние – это церковное таинство, когда врачуется душа. Не священник на исповеди прощает грехи, а Сам Господь. Тем самым Он, долготерпиливый и многомилостивый, приближает нас к Себе. Грех – это удаленность от Бога. Чем больше у человека грехов, тем дальше он от Отца Небесного. Через покаяние мы воскрешаемся к жизни с Богом.

- А если человек просто опустошен? Когда ничего не хочет от жизни? Когда нет ни друзей, ни врагов?

- В христианстве это состояние считают самым опасным. «Кто не холоден и не горяч, того извержу из уст моих», - сказал Господь. Равнодушие - это страшное дело. Такому человеку ничего не объяснишь. Общаться с теплохладным мучительно. Но – необходимо. Надо пытаться раз за разом достучаться до него, растопить любовью лед его сердца.

Многие узелки развязываются в храме. Столько бывает случаев, когда приходит к нам опустошенный человек, которому и податься больше некуда. Начинаешь с ним говорить, даешь что-то читать. И оказывается, что о душе-то он прежде и не думал. Тем более, не представлял, какой огромный мир Православие, столько в нем интересного!

У нас, если брать простую семью, как жизнь преимущественно строится? Пять дней работы. Потом – «Ашан». Ну, в кино сходить. И снова пять дней работы. Физическое такое существование. А в церкви человек свою душу питает, растет духовно, за близких молится. Он начинает ощущать единение с Богом. Понимать свою неразрывную связь с вечностью. И этим глубинный смысл жизни обретается.

Беседовал Владимир Киселев

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..