Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
18 апреля 2024
«Озаримся и мы с Ним!»

«Озаримся и мы с Ним!»

Слово из Оптиной пустыни в праздник Крещения Господня
Игумен Тихон (Борисов)
20.01.2021
«Озаримся и мы с Ним!»

Святая Церковь смиренно приглашает сегодня всех нас на берега Иордана! И если благая Евангельская весть заканчивается призывом: «Шедше убо научите вся языки, крестяще их во Имя Отца, и Сына, и Святаго Духа» (Мф. 28:19), – то первые страницы святого повествования говорят о крещении Господа нашего Иисуса Христа святым Иоанном Предтечей!

«Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его». (Мф. 3:14-15)

Святое Крещение – в центре всего! Праздник Крещения Господня являет Иисуса Христа как Богочеловека, обладающего двумя природами: человеческой и Божественной. Как человек Он приходит креститься, а как Бог – делает крещение спасительным для всего человеческого рода.

Для тех людей, которые жили в те незапамятные времена, крещение, по-гречески баптизма, погружение в воду, – было понятным, распространенным обрядом. Вода – источник жизни и чистоты! Погружение в водную стихию означало, что человек, загрязненный грехом, раскаивается и жаждет возрождения. Таким Крещением крестил Предтеча.

«Я крещу вас в воде в покаяние, – восклицает святой Иоанн Креститель, – но Идущий за мною сильнее меня; я не достоин понести обувь Его; Он будет крестить вас Духом Святым и огнем…» (Мф. 3:11)

Принимая крещение от Иоанна, безгрешный Господь, не нуждающийся в покаянии, дает крещению новый смысл, другую глубину, космическое наполнение! Преподобный Иоанн Дамаскин говорит, что Христос крестился не для Своего очищения, «но ради взятия на Себя нашего очищения».

Сам Христос – это Огонь! Евангельская керигма имеет не просто нравственное, моральное наполнение. Христианство – это, прежде всего, Сам Христос, воплотившийся Бог, пришедший на землю, чтобы спасти нас от греха и смерти!

Святитель Григорий Богослов говорит: «Мы уже отпраздновали достойным образом Рождество Христово… Ныне же другое деяние Христово и другое Таинство… Христос просвещается – озаримся и мы с Ним! Христос погружается в воду – сойдем и мы с Ним, чтобы с Ним выйти!.. Приходит Иисус, освящающий, может быть, и самого Крестителя, но во всяком случае – всего ветхого Адама, чтобы похоронить его в воде… Восходит Иисус из воды и возносит с Собою мир и видит разверзающиеся небеса, которые Адам закрыл для себя и своих потомков…».

…Сегодня по Богослужебному Уставу – звон во все кампаны! И велие утешение на трапезе! Но самое главное утешение: радостное, глубокое, сердечное, – это праздничное богослужение, в которое, как в воды Иордана, погрузилась душа каждого из нас!

«Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Тройческое явися поклонение…»

Сегодняшнее Торжество открывает нам и Христа, смиренно погружающегося в хрустальные воды Иордана, и «Родителев глас», и «Духа в виде голубине…» – Троицу Единосущную и Нераздельную!

В древней Церкви праздник Богоявления назывался «Днем Светов»! «Явися еси днесь Вселенной, и Свет Твой, Господи, знаменася на нас, в разуме поющих Тя: пришел еси и явился еси, Свет Неприступный».

Как нам нужен сегодня этот Божественный Свет! «Как находящиеся во тьме не ведают причины вещей, – утверждает святитель Иоанн Златоуст, – так и живущие во грехе не различают вещей, но устремляются к теням, как к реальности!».

Очень многие «тени» сегодня выдают себя за реальность, за смысл, за истину. И как трудно бывает современному человеку не заблудиться в тупиках этих увлекательных, многообещающих теней!

Преподобный Варсонофий Оптинский называл мiр «чудище-зверем», и учил распознавать обманчивую шкуру этого зверя: «Иногда эта шкура переливается различными цветами: и голубыми, и розовыми, и другими, и люди бегут на нее, а зверь, то есть мiр, раскрывает свою пасть и пожирает их… А вы не обманывайтесь этими переливами, зная, что это только шкура!»

В чине освящения Великой Агиазмы есть такое молитвенное обращение к Богу: «Ты, от четырех стихий тварь сочинивый…» Мир – это удивительная поэма, симфония, художественное полотно! А Господь – Творец, Создатель, Художник и Сочинитель этой гармоничной, универсальной картины, этой чудесной вселенской поэмы мира!

Замечательно говорит Святейший Патриарх Кирилл: «Господь Своей Энергией, Своим Божественным Светом, Своей Любовью пронизывает весь космос, все творение, весь универсум… А человек призван, воспринимая эту Божественную энергию, преобразовывать себя и весь окружающий мир!»

То есть, в деле спасения необходима синергия! Христос и Иоанн Предтеча, Бог и человек! «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?» - «Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». (Мф. 3:14-15)

Не безгрешному Христу нужно крещение, а грешному человечеству, чтобы последовать за Богом! Современный человек изобретает все новые и новые земные наслаждения и удовольствия, чтобы ими заслонить страх смерти! Ему кажется, что этими фантомами он как бы «продлевает» свою жизнь, но на самом деле – сокращает.

Земное счастье – как грибной дождь: ярко, красочно, но скоропреходяще… Страсти – это суррогат настоящей, глубокой, истинной радости…

Христианство никогда не запрещало простых человеческих радостей: семья, дети, природа, друзья, творчество, искусство… Но все это должно быть освящено духом, верой, благодатью и любовью! Как замечает преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: «Человек должен оправдать истину своего бытия в мире!».

А преподобный Симеон Новый Богослов подчеркивает, что «люди для того и рождаются на свет, чтобы прославлять Бога, так как они суть мыслящие и разумные существа».

Главное – не быть мертвым! Быть чающим движения воды! Видеть красоту богоподобия в каждом человеке, встречающемся на нашем жизненном пути!

Преподобный Силуан Афонский говорит: «Когда я был еще в миру, люди меня хвалили, и я думал, что я хорош… Но, когда я пришел в монастырь, я узнал хороших людей и понял, что не стою одного пальца их и даже портянок – вот как можно ошибиться и попасть в гордость и погибнуть!»

Самые главные слова, которые остаются самыми важными и актуальными для человечества, для каждого из нас, это: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное!» (Мф. 3:2) И еще: «Приидите ко Мне вси труждающиеся и обремененнии, и Аз упокою вы». (Мф. 11:28)

Мы не знаем, что ощутил великий Иоанн Креститель, когда трепетно коснулся Главы Спасителя мира, но мы знаем, что чувствуем сами, когда Господь касается наших сердец: «Любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. На таковых нет закона». (Гал. 5:22-23)

+



Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..