Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 мая 2022
…Но преобразуйтеся обновлением ума вашего!

…Но преобразуйтеся обновлением ума вашего!

В Санкт-Петербурге вышла новая книга иеромонаха Романа (Матюшина-Правдина)
Ольга Надпорожская
08.12.2021
…Но преобразуйтеся обновлением ума вашего!

«Не сообразуйтеся веку сему» (Фонд творчества иеромонаха Романа, сайт «Ветрово»). Перед вами записки иеромонаха Романа — известного поэта, автора и исполнителя духовных песнопений, ставших частью истории возрождения Церкви в России, одной из ярких примет этого возрождения.

book_ne_soobraz.jpgЗаписки появились значительно позже песнопений — в конце книги стоят условные даты «2000 (?) — 2021», и в кратком вступлении отец Роман предупреждает, что хотел бы побеседовать с читателем не как поэт, а как «священник-гражданин, желающий не сообразовываться с веком сим, не ожидающий понимания и одобрения от представителей века сего». И действительно, самое главное в личности отца Романа — не красота и глубина написанных им поэтических строчек, а то, что подвигло к их написанию: звание христианина, монашеский чин и священный сан, которые он пытается оправдать всей своей жизнью. Избрав по благословению старца Николая Гурьянова отшельническую жизнь, он редко бывает окружён людьми, почти никогда не оказывается в центре внимания журналистов, его проповедь не раздаётся с амвонов столичных храмов или с экранов телевизоров. Слово отца Романа доносится до читателя иначе, более прикровенно, и от этого делается ещё дороже, ещё подлиннее. Оно звучит тихо и ненавязчиво, что тоже совершенно не сообразуется с нашим временем.

Ведение подобных записок было свойственно монашествующим во все времена, начиная с первых столетий. Если говорить о нашем времени, то нельзя не упомянуть о «Записках архиерея» митрополита Вениамина (Федченкова) — в них он рассказывает о встречах с людьми, вспоминает тех, кого знал в детстве и юности, приводит полученные письма и иногда свои ответы на них.

Вот и отец Роман в своих записках не только беседует «с обделёнными авторами писем», но и делится размышлениями и впечатлениями от прочитанных книг, новостей и общения с самыми разными собеседниками. И, как и митрополит Вениамин, не боится категоричных и нелицеприятных суждений.

Темы записок отца Романа — от житейских до культурологических, философских и богословских. В книге есть живые сюжетные зарисовки, наблюдения, которые автор завершает краткими афористичными выводами. Среди героев таких зарисовок не только случайные попутчики или приехавшие в скит паломники, но и узнаваемые церковные деятели — например, старец Николай Гурьянов и митрополит Иоанн (Разумов), о которых отец Роман рассказывает с глубоким уважением. Впрочем, порой он старается слегка закрасить им же нарисованные портреты, не называет имён — чтобы обличить грех, а не человека (в том случае, если требуется обличение), или чтобы сохранить чужую тайну, или просто не привлекать излишнего внимания к чьему-то имени. Ближе к концу записок напряжение ощутимо нарастает: речь всё чаще заходит о том, что происходит в Церкви сегодня. И здесь отец Роман начинает всё меньше значения придавать собственному слову, уступая место высказываниям святых отцов и отрывкам из Священного Писания. Он словно испытывает все средства: не слушаете меня — послушайте святых, не слушаете святых — послушайте Бога! И ведь суть того, что хочет сказать нам отец Роман (не только в записках, но и во всём своём творчестве) — действительно та же, что и в словах святого Евангелия: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 4: 17).

Название записок отца Романа «Не сообразуйтеся веку сему» тоже взято из Священного Писания: это слова из Послания апостола Павла к Римлянам (12: 2). Размышления о том, что человек не должен жить временным, сиюминутным, мы встречаем уже на первых страницах книги: «Суетливость — признак живущего в этом мiре и побеждённого этим мiром. Покой, безпопечительность — свойства гражданина будущего века. Невозможно достичь безстрастия, покоя, обременяя свою душу сиюминутными заботами. Сиюминутность — путь внешнего человека, падшего Адама. Что находится на весах? Мгновение и Вечность. Но Вечность — это там, а мгновение — сейчас, и всем нужно сейчас и всё сразу». «Торопливость и спешка не дадут отстояться душе, и душа не познает себя…» И не могу не вспомнить печальные слова, которые часто повторяет отец Роман в разговоре: всё, что даётся нам в руки на этой земле, у нас отнимется, и только молитва, причастность Богу, — то, что связывает нас с Вечностью. Настоящее счастье в том, что неизменно, а неизменен только Господь.

Суетливость, спешка, многопопечительность в той или иной степени свойственны любому веку. Однако нет сомнений, что отец Роман, решив вынести в название своих записок призыв апостола, имел в виду и совершенно конкретные, неприглядные признаки нашего времени («последних времён», как говорит он неоднократно):

«Настало время жутковерующих всезнаек. Жутковерующие любят дружить с мiром, брататься с католиками и подражать чадам погибающего века сего.

Жутковерующим политикам хождение в Храм не мешает издавать антинародные законы. Жутковерующим олигархам-бизнесменам общение с архипастырями не мешает грабить их же паству: как-нибудь выберутся, трудяги, на Афон, подкинут грекам крохи наворованного и с набальзамированной совестью вернутся расхищать народное достояние.

Жутковерующим лицедеям стояние со свечой не мешает на глазах у всех ложиться в постель, делать непристойные движения, материться — растлевать общество. Мало того, их телам в роскошных гробах ещё похлопают, и жутковерующие попы будут счастливы помахать кадилом у их могилок. Жутковерующие интеллигенты недоумевают, почему матерщина считается грехом, приводя в пример жутковерующих именитых поэтов и писателей. Жутковерующие певчие по благословению жутковерующего настоятеля, отпев обедню, поют и пляшут на той же самой солее, где причащались. Вот одна жутковерующая певчая, намалёванная, наштукатуренная, как и все „славящие Бога‟, стоит на солее перед микрофоном, выламываясь, как на сцене. Таких жутковерующих и в свой дом не пустил бы, не то что в дом Божий. Неужели уже невозможно предстоять пред Богом в пристойном виде? А ведь кто-то из них окончил богословское учебное заведение и готов заткнуть за пояс любого старца высказываниями Святых Отцов. Да разве они прославляют, а не оскорбляют своим непотребным видом Создателя, испытывая Его Долготерпение? Иноверцы и безбожники смеются, говоря: „Что сто́ит ваша вера, если её последователей не отличить от завсегдатаев ночных клубов, борделей и прочих злачных мест?‟ Но обвинять ли веру, если пасущих и пасомых не согнать с широкого пути на заповеданный узкий? Полон Храм жутковерующими, но избави, Господи, душу, ищущую Тебя, уподобиться им!..»

«Жутковерующие» в устах отца Романа — примерно то же, что «теплохладные», о которых Господь говорит в Откровении святого Иоанна Богослова. Наверное, есть ещё одно близкое по значению слово — «толерантные». Толерантность считается одной из добродетелей века сего и очень удобна для выживания, тем более что толерантным можно быть и по отношению к самому себе. Но, если и вправду сопоставить толерантных с теплохладными, то участь их незавидна:Знаю твои дела; ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр. 3: 15–16).

У слов апостола ПавлаНе сообразуйтеся веку сему есть продолжение: но преобразуйтеся обновлением ума вашего.

Обновление, изменение себя — это то, о чём непрестанно говорит отец Роман. Он говорит о том, что, не изменившись, мы не сможем войти в Царство Небесное; что нельзя прийти в Церковь, приступать к Святым Христовым Таинам — и оставаться прежними.

С этими словами легко согласиться (решить, что Царство Небесное растёт в нас, как горчишное зёрнышко, а мы тем временем вправе подумать о чём-то другом), пока не окажется, что этот рост требует нашего деятельного участия и что этот труд и тяжёл, и болезнен. Отец Роман подводит нас к зеркалу и говорит о том, что прежде нужно изменить в себе что-то хотя бы внешне — потому что если мы не сможем сделать самого простого и очевидного, то как сможем сдвинуть с места незримое, внутреннее? О том, что обычно из этого получается, он на страницах своих заметок пишет так: «Все уезжают, чтобы вернуться на свою обычную наезженную колею и жить как жили». Может быть, кого-то удивит, что духовный человек может говорить с людьми о таких не стоящих внимания вопросах как внешний вид — но, по словам отца Романа, в духовной жизни не бывает мелочей. И если мы не можем исполнить даже малого, то как сказать нам о большем — об обновлении ума нашего?

Отец Роман очень любит и часто приводит слова святого Иоанна Богослова: Не любите мiра, ни яже в мiре (1 Ин. 2: 15). Во время подготовки этой книги к изданию я сделала для себя одно открытие: раз христианин не должен любить мiра и не должен жить духом века сего, значит, внутренне он не должен зависеть ни от времени, ни от пространства. И ведь это призывы не для святых: мы и на земле должны жить как в Вечности, как бы немыслимо это ни звучало. А раз не обладаем такими свойствами — значит, действительно должны измениться. Се, творю всё новое — говорит Господь (Откр. 21: 5). И отец Роман в своей книге всего лишь вторит Ему, всего лишь просит не противиться Божией воле, а поступать по слову апостола — не сообразовываться веку сему, но обновляться!


Заказать книгу иеромонаха Романа «Не сообразуйтеся веку сему» можно на сайте «Ветрово», в разделе «Витрина».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Молчание
13.12.2021 1:26
Высокие души молчаливы.
Молчания искали все великие души, ибо глубоко чувствовали истинность народной мудрости: "Молчание - золото". Всякий думающий человек испытал и знает, что он есть не то, что он говорит о себе, а то, что остается невысказанным. Не то, о чем умышленно умалчивается, а то, что высказать невозможно.Наши разговоры с людьми - мелкая монета, которой мы себя выкупаем, в то время как крупная остается у нас. Или так: среди людей мы меняем маски, в то время как истинный душевный портрет остается сокровенным.
Молчаливы и все великие стихии, молчаливее же всех Бог, говорливы лишь малые творения. Удивительно ли, что высокие души молчаливы?
(Из писем святителя Николая Сербского)

Александр
09.12.2021 7:45
Спасибо за прикосновение к прикровеннному!!!
отзыв на коммент.
08.12.2021 21:39
Дед Январь
08.12.2021 17:33
«Старик озябшими руками
листает книгу на ветру
и громким шепотом ругает
всё, что ему не по нутру.»
- - -
Помню о. Романа ещё с середины 80-х годов.
По дружески советую — у всего есть свой срок,
наступило время молитвы и молчания. Увещеваниями
уже не поможешь, народ в большинстве своём глух к
благим предупреждениям, мы стремительно летим в
бездну. Остановит ли нас Господь. Не знаю...
Дед Январь
08.12.2021 17:33
Страница книги Бытия

Старик озябшими руками
листает книгу на ветру
и громким шепотом ругает
всё, что ему не по нутру.

И, повторяя, как на тризне,
давно известные слова,
он ищет в книге смысл жизни,
меняя память на права.

Мы все на свете забываем,
забуду, может быть, и я.
Печали наши застывают
Страницей Книги Бытия...
Александр из Од
08.12.2021 14:37
И погромче нас были витии
Да не сделали пользы пером
Дураков не убавим в России
А на умных тоску наведём!
Н.А. Некрасов

Эксклюзив
20.05.2022
Яков Выговский
В угоду Западу киевский режим давно ведет против России тайную войну.
Фоторепортаж
17.05.2022
Подготовила Мария Максимова
В Царицыно проходит выставка «Романовы. Воспоминание о Крыме».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.