Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 ноября 2022
Народный фильм

Народный фильм

В кинотеатрах России продолжается показ киноленты «28 панфиловцев»
Станислав Минаков
15.12.2016
Народный фильм

Исторический фильм попадает в болевую точку нации, когда, показывая прошлое, говорит зрителю о настоящем и будущем. Лента «28 панфиловцев», как нам понятно, появилась в нужное время, и рассказывает об одном из ключевых событий нашей истории, даже если считать факт боя у Волоколамского шоссе малым эпизодом Великой Отечественной.

…Мы пели эту песню всей дружиной в пионерлагере «Юность» белгородского завода «Энергомаш». И на линейке, и на марше. Мне было десять лет.

«Кружилась в поле злая осень,
Шумела поздняя листва.
Их было только двадцать восемь,
А за спиной была Москва.
На них чудовища стальные
Ползли, смыкая полукруг.
“Так защитим Москву, родные!” —
Сказал гвардейцам политрук…»

В следующем куплете упоминается и фамилия политрука – Клочков, и теперь мы знаем, что жители разъезда Дубосеково, возле которого состоялся легендарный бой 16 ноября 1941 г., нашли бездыханное тело героя и предали его земле.

Только теперь, по просмотре фильма «28 панфиловцев» Андрея Шальопы (автор сценария и режиссер) поискав на замечательном сайте «Советская музыка», sovmusic.ru, который рекомендую всем, я узнал, что музыку к песне сочинил Геннадий Шарин, а слова — Анатолий Софронов.

Память о подвиге нашего народа осталась в нас, детях тех лет, навсегда. Мы становились русским (в те годы говорили «советским») народом, и когда смотрели в том же 1969-м премьеру киноэпопеи «Особождение», фильм первый «Огненная дуга», в новом широкоформатном кинотеатре «Радуга». На нас ползли с экрана германские танки под умопомрачительную музыку, и мы, сидевшие в кинозале, в нескольких километрах от Прохоровки, от «третьего ратного поля России», где 12 июля 1943 г. состоялось величайшее в мировой истории танковое сражение, чувствовали себя стоящими на грозном рубеже Отечества...

Убежден: подобные ощущения, с присутствием Москвы, стоящей за спиной, переживают мальчишки и девчонки, и, как говорится, «а также их родители», когда сидят в нынешних кинозалах на сеансах фильма «28 панфиловцев» — буквально как на последнем рубеже, в окопе с бойцами, сжимающими связки гранат и бутылки с горючей смесью.
Ради этого «включения» в национальную духовную память и создаются такие киноленты. И тут как раз уместны в помощь и музыка Михаила Костылева, и звуковые системы, извините за выражение, «долби-стерео», и огромный экран, и современные съемочные технологии, включая компьютерные.

И поп-корн тут уж никому не полезет в горло… Я свой сеанс смотрел в день премьеры в еще одном, родном с детства кинотеатре «Победа».

И парень с девушкой, сидевшие по соседству, так и не притронулись к ведерку «воздушной кукурузы», и вышли из зала онемевшими. Об этом эффекте «непритронутости к поп-корну» при просмотре фильма о панфиловцах я читал в социальных сетях неоднократно.

Это говорит не только о том, что душа по природе христианка, как заметил Тертуллиан, а еще о том, что, к счастью, ни мы, ни наши дети еще не превратились окончательно в жвачных животных, охочих исключительно до развлекалова и реготни. И что даже сквозь наши нынешние киносети, пичкающие молодежь иностранщиной, в основном голливудизированной, и принадлежащие, как уверяют, «зарубежным инвесторам», пробивается русское живое.

В самом деле, после «Брестской крепости» — это второй современный отечественный фильм о войне, который стоит смотреть самим и показывать подрастающему поколению.

Блогер Neveev прав: «Без особых спецэффектов, сексуальных медсестер, без понятных только самому режиссеру вывертов а ля “Цитадель” Михалкова и ненужного апломба, сопровождающегося восклицаниями “великий фильм о великой войне!”, авторам фильма удалось снять замечательное кино о Великой Отечественной, показать всю мощь и героизм русского народа, одержавшего полную победу над страшным и могучим противником в кровопролитной и изнурительной войне. Я бы сказал, что фильм “28 панфиловцев” — камерный, он снят своими и для своих. Вот только своих этих — примерно 140 миллионов, а может, и больше, если приплюсовать жителей Казахстана и других бывших Союзных республик. Панфиловцев было немного, и фильм сравнительно маломасштабный. Но именно в этом сила этой киноленты.

Режиссер как будто не просто хотел рассказать о подвиге, но и ставил себе цель, в некоторой степени, повторить подвиг, нанеся сокрушительный удар по нашим информационным противникам, используя при этом сравнительно мало средств. В этом смысле фильм “28 панфиловцев” похож на икону, на которой сравнительно простыми приемами и без живописных изысков почти ощутимо передаются святость и подвижничество, благодать и любовь».

Отрадно, что в фильме не увидишь, в отличие от сериалов Первого канала, ходульных образов монстров-энкавэдэшников, уже навязших в зубах, «злобной гебни», неизменного антисоветского кукиша в кармане. Нет и перегиба в сторону «за Сталина, за Советскую власть!». Тут просто — спокойно, повествовательно, а на выходе высоко эпично показана повседневная подготовка к бою, в мельчайших деталях военного быта, с натуральным снегом (холодная и ранняя зима выдалась в 1941-м!), с буденновками и кубарями, светло-серыми шинельками, а потом и сам жуткий бой, сиюминутно безысходный и жертвенный, однако стратегически важный, нужный, а впоследствии и мифотворный, ключевой для нас. И с правильными – наконец-то, долгожданно – расставленными акцентами. И православную церквушку в деревне мы видим, хоть и подзаброшенную, и боевой расчет противотанкового ружья беседует, с полуулыбкой, между собой о «национальном»:

«Мы все за Россию сражаемся, значит, русские. — Я вообще-то казах. — Но сейчас ты русский! А за Казахстан будем воевать, все будем казахами! — Договорились!».

Напомним, что 316-я стрелковая дивизия (с 17 ноября 1941 г. — 8-я гвардейская, прославленная тяжелыми оборонительными боями на Волоколамском направлении) набиралась из жителей Алма-Аты и Фрунзе (ныне Бишкек), и была, по сути, многонациональной, о чем красноречиво говорят фамилии героев-панфиловцев (цитирую по Википедии): Клочков Василий Георгиевич, Добробабин Иван Евстафьевич, Шепетков Иван Алексеевич, Крючков Абрам Иванович, Митин Гавриил Степанович, Касаев Аликбай, Петренко Григорий Алексеевич, Есибулатов Нарсутбай, Калейников Дмитрий Митрофанович, Натаров Иван Моисеевич, Шемякин Григорий Михайлович, Дутов Петр Данилович, Митченко Никита, Шопоков Дуйшенкул, Конкин Григорий Ефимович, Шадрин Иван Демидович, Москаленко Николай, Емцов Петр Кузьмич, Кужебергенов Даниил Александрович, Тимофеев Дмитрий Фомич, Трофимов Николай Игнатьевич, Бондаренко Яков Александрович, Васильев Ларион Романович, Белашев Николай Никонорович, Безродный Григорий, Сенгирбаев Мусабек, Максимов Николай, Ананьев Николай.

И потрясающий духоподъемный монолог перед строем накануне боя произносит в фильме командир роты, от которой после первой танковой атаки останется меньше взвода, те самые 28 воинов.

До сих пор идет полемика о «достоверности» легенды. Обрушиваются на журналиста А. Кривицкого, опубликовавшего во фронтовой газете заметку о подвиге панфиловцев, сделавшую их легендарными. Кто-то опирается на расследование эпизода в 1948 г., кто-то дает убедительную раскладку о фальсифицировании этого расследования. Справочники указывают и на следствия по «эпизоду» героев-панфиловцев в 1970-х и конце 1980-х, отмечая при этом, что реально были удостоены звания Героя Советского Союза 28 человек (их имена определены достоверно, есть и шестеро выживших в том бою и даже прожившие десятилетия после войны) из дивизии генерал-майора Ивана Ивановича Панфилова, который и сам сложит голову через несколько дней — 18 ноября 1941 г., у деревни Гусенево Волоколамского района, от попавшего в висок осколка немецкой минометной мины.
Считается, что геройски стояли бойцы 4-й роты 2-го батальона 1075-го полка, но нас интересует здесь, во-первых, тот факт, что бой — был, что панфиловцы приостановили на четыре часа продвижение более полусотни вражеских танков, уничтожив 18 из них (4+14; второе число — количество уничтоженных во время второй вражеской атаки, оставшимися силами панфиловцев), а во-вторых, возникновение эпической правды, становление героического символа, рожденного патриотическим духом и его рождающего.

Прав комментатор, утверждающий, что речь идет все же не о том — 28 их было или 128, и на каком именно километре, у какой березы остановили немцев, и не о «документальном приложении к учебнику истории, чтоб и хронология совпала до минуты, и снег был именно той толщины». Речь идет о героической поэме. И создатели фильма сумели ее выстроить с максимальной достоверностью даже бытовых деталей, включая солдатское курево — цигарки из газетных обрывков с махоркой; со скрупулезным воссозданием образцов военной формы, огнестрельного оружия и тяжелых вооружений. Отмечают техническую составляющую кинокартины, труд консультанта фильма Артема Кокина, известного по работе в фильме «Ленинград-900».

Хороша графика фильма.

Как пишет внимательный зритель, «динамика боя замечательна, перемена ракурсов своевременна и почти безупречна, в нашем кино это редкость. Танки не взрываются от попадания пули из ПТР. Не вспыхивают ярким пламенем. Техника поражается правильно! Гусеницы, ходовая. Это — революция в кино.

Радует воинской реалистичностью и фраза артиллериста о том, что нужно сжечь уже подбитые танки».

Разумеется, найдутся и конкретные замечания, а когда их не было, к какому фильму? Есть к чему придраться в сценарии (и к репликам некоторых персонажей, и в целом к сюжету, но он априорно бесхитростен), однако актеры играют прекрасно. И правы утверждающие, что в фильме отсутствует «героизация главного героя как субъекта», что героем фильма является вся рота панфиловцев, и земля, в которую они вгрызлись, вросли. Все это выделено цветом, ярко и сочно, и противостоит лязгающему тупому механизму войны, нашествия и смерти. И в целом, на удивление, возникает метафорическая картина.

Приведем и реплику из соцсетей Валерия Киселева: «С точки зрения реконструкторов, у которых каждая деталь снаряжения и оружия должна быть реальной, — фильм безупречный. Хорошо сняты эпизоды боев — вполне реально, хотя местами и по-голливудски. А если посмотреть фильм глазами командира мотострелкового взвода, то замечаний много». (Дальше он приводит перечень резонных придирок).

Многие посмотревшие фильм точно подмечают, что после просмотра было такое же состояние, как после прохода с «Бессмертным полком».

Мы в пионерлагере, увы, полвека назад не знали эпичного, почти фольклорного финала песни:

Не пропустили вражьи танки
Герои Родины своей.
В сырой земле лежат останки,
Лежат тела богатырей.

Слово «богатыри», отсылающее нас и к русским былинам, и к древним летописям, и к «Слову о полку Игореве», говорит именно о духовной мощи и жертвенности наших героев, и фильм в последних кадрах показывает, уже черно-бело, мемориал в поле под Дубосеково — грандиозные вертикальные каменные фигуры воинов.

«А чем они отличаются от Осляби и Пересвета? — восклицает в Фейсбуке Евгений Зуев. — Да ничем; нет копья, но мужество и готовность те же — и защитить, и умереть». Вместо копья — бутылка с зажигательной смесью. И танки они останавливают ценой своих жизней.

Tanya Nikishina резонно заключает, что таких подвигов, разбросанных по всем фронтам и годам во время войны, было много, а «28 — это квинтэссенция, концентрация всех этих подвигов. Миф, основанный на реальных событиях. Это важно. У каждого народа есть свои богатыри. Это символы. И гордость за свой народ, свою историю. А все крики про “правда-неправда и насколько правда” — это способ отнять эту гордость и реально героическую историю».

Юлия Витязева пишет из Москвы: «Посмотрели... С детьми... Сильно... Впечатлений много. Потому рекомендую идти и смотреть. Фильм своевременный. Нужный. И нам, и нашим детям. Чтобы помнили. Ведь то, что сделали панфиловцы — это для нас подвиг. Они же не знали, что будет через час, и доживут ли до рассвета. И делали свое дело. По всей линии фронта. Ежечасно, ежедневно, на протяжении всех четырех лет. Просто потому, что “Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва!” … А если согласиться с теми, кто твердит, де, подвига панфиловцев не было, и новый фильм — “очередная рос/совдеповская пропаганда”, то с таким подходом и оборону Москвы, и Сталинград, и Ленинградскую блокаду, и битву за Севастополь, и освобождение Одессы и Харькова, и взятие Берлина — все можно записать в пропаганду. Именно ежедневный человеческий подвиг, цена которому — миллионы жизней, и обеспечил нам Победу. Но любители “Баварского” этого не поймут».

Свидетельства — внятны: «Впервые в жизни, когда фильм закончился, и на экране загорелась надпись “28 панфиловцев”, люди, почти целиком заполнившие зал, остались сидеть на своих местах — все до одного. Все до одного — сидели и молчали. И через несколько очень долгих секунд — в обычном кинозале обычного города России — раздались аплодисменты. Нет, это не была положенная и привычная кинофестивальная овация или аплодисменты приглашенной кинотусовки.

Где-то сзади тихонько всхлипывала молодая женщина и слышалось утешающее бубуканье ее мужа.

Люди в зале сидели — и смотрели на экран. Они читали титры. Потом стали потихоньку вставать и выходить, стараясь не шуметь, пригибаясь, чтобы не мешать другим. Я никогда такого не видел. Вот именно такой нежной, трепетной, сопереживающей реакцией простых людей и отличается настоящий народный фильм, снятый народом — о своем прошлом, для своего настоящего и для будущего народа.

Потому что народ — прошлый, настоящий и будущий — это и есть мы».

В самом деле, фильм этот — народный. Его начали готовить и собирать всем миром на него деньги три с половиной года назад, с середины 2013-го, когда еще не было ни ада на «Евромайдане» в Киеве, ни страшной войны в Донбассе. За неделю были собраны 34 746 062 рубля, в десять раз больше просимых. В декабре 2014 г. проект выиграл грант от Министерства культуры Российской Федерации в размере 30 млн рублей, а также получил 10 млн рублей от Министерства культуры Казахстана.

С одной стороны, спасибо российскому Минкульту и его главе, публично защищавшему этот фильм и самих панфиловцев, с другой же, если вспомнить, сколько бюджетных средств выделялось на разные «левиафаны» и т.п. нарциссизм «великих художников», – то только горько выругаешься.

Полный список жертвователей идет в конце фильма, опубликован и на его сайте, и там указано более 35 тысяч человек — три дивизии! Список жертвователей выглядит чудно: «…SteelDevil, White_Paladin, Дмитрий Плесовских, Павел, Валентин Кузнецов, DYMONS, maks160, Михаил, Роман, Алексей Артюшин, 123, Рязанцев Дмитрий Юрьевич, Алексей, pepelyuga, Михаил Чемоданов, danil5000000, Иван, xKAKTUSx, Павел, prokrust62824…» — в нем и полные представления с отчеством, и простые имена, и игровые ники, и просто наборы символов. Подмечено точно — все эти люди вполне могли бы стоять плечом к плечу в ратном строю. Такие непохожие, из разных мест и социальных слоев, в обычной жизни они вряд ли когда-нибудь сошлись бы вместе, а тут их соединило общее. Разве на войне не так же?

Денис Тукмаков в своем авторском блоге на ресурсе zavtra.ru подхватывает тему: «Когда фильм закончился, и пошли титры, а зрители в зале продолжили молча сидеть, читая бегущие строки с фамилиями и городами, мне почудилось вдруг, что и зрителей, и съемочную группу, и тех, кто слал ей деньги, и самих панфиловцев, и всех-всех воевавших предков, сколько их ни было, — что-то связало вместе. Объединила какая-то особая, наболевшая человечность. Все было сделано по-человечески — и тогда, и сейчас.

Фильм снят по-человечески, а не по-скотски, как бывает, — и по-другому он снят быть не мог.

Если бы за последние четверть века у нас в год выходило по одному такому фильму, мы жили бы в другой стране. И свои кровные на этот проект люди отдавали с тем понимающим отношением, какого требует неотложное дело, — так скидывались на храм, на памятник опекушинскому Пушкину, на эскадрилью самолетов для фронта.

И подвиг семидесятипятилетней давности, заключавшийся в том, что хлебороб и машинист до конца доделали несвойственный им труд войны, тоже был совершен… по-людски как-то. Без пафоса, без надрыва или куража, а потому что, ну, надо было добросить ту связку гранат или успеть первым поджечь немецкий танк, пока он не убил тебя. Просто так понадобилось сделать — и это было сделано.

И полный зал зрителей, от которых не требовалось вообще ничего, кроме, разве что воздержания от попкорна, проявлял, как мне показалось, ту же сосредоточенную человечность. Спокойное осознание, зачем им всем потребовалось оказаться тут, перед экраном, приведя своих детей и стариков. Наверное, такая насущная человечность и делает людей народом.

Через всеобщее знание о том, как нужно поступать под твоим и моим Дубосековым, легенда о панфиловцах превратилась в народную правду, в подлинный факт коллективной памяти. Окунаясь в эту память снова и снова, транслируя ее образы в будущее, примеряя на себя шинели героев, отдельные человеки превращаются в бессмертный народ».

Один из бойцов фильма «28 панфиловцев» сказал: «Спокойно жжём танки». Так и следует действовать на фронте патриотического воспитания. Повседневно, настойчиво, неукоснительно.

Формула, может, и аллегорическая, но актуальная. К чему приводит попустительство врагу и внутреннее безразличие к необходимости такой работы — мы видим на примере умирающей Украины. Да и в России еще не все вопросы решены. А решать их нужно, и непременно «положительно».



Специально для «Столетия»


Статья опубликована в рамках социально значимого проекта «Россия и Революция. 1917 – 2017» с использованием средств государственной поддержки, выделенных в качестве гранта в соответствии с распоряжением Президента Российской Федерации от 08.12.2016 № 96/68-3 и на основании конкурса, проведённого Общероссийской общественной организацией «Российский союз ректоров».



Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 33 найденных.
Елена Новоселова
19.12.2016 10:55
Память слов

Известный лингвист, эксперт "Московского исследовательского центра" Юлия Сафонова изучает язык наградных листов и надписи на братских могилах павших в Великую Отечественную войну. Она рассказала "РГ", кто придумывает слова для памятников и почему Сталин был против надписи "Вечная память".

Юлия Александровна, какая личная история привела вас к теме языка надписей на военных надгробиях?
Юлия Сафонова: Искала в базе данных "Мемориал" сведения о том, как и где погиб мой дед. Про него нам было известно только то, что он "пропал без вести" 20 октября 1941 года. И больше ничего.
Открыла базу и натолкнулась на слово "безвозвратные". Работая в группе знаменитой Натальи Шведовой над "Толковым словарем русского языка", я, честно говоря, не понимала, в каком контексте это слово может употребляться. Мне казалось оно каким-то искусственным. И вдруг я вижу донесение о безвозвратных потерях, которое касается и моего деда. А список погибших огромный, больше трехсот человек. И он, безусловно, нуждается в филологическом осмыслении. Эти уточнения напротив фамилий: "Погиб", "Пропал без вести", "Остался на поле боя", "Сожжен врагами", "Умер от ран"... Волосы дыбом встают.
Я открыла карту. Подтянула кое-какую военную литературу... Демянский район Новгородской области. Село Сухая Нива. Выяснила, что дивизии деда, 26-й стрелковой Златоустовской, стоит памятник. Стояли они против "Мертвой головы" СС. Практически весь дедов полк полег. Сели мы с племянницей в поезд и поехали искать могилу. Вот плутаем по сельским дорогам, видим бесчисленное количество братских могил и читаем: "Здесь похоронен такой-то, фамилия бойца, и с ним столько-то неизвестных бойцов"... Так в моей жизни появилась тема надписей на братских могилах.
Кто формулировал, какие слова должны быть на памятнике?
Юлия Сафонова: Во-первых, есть братские могилы, которые появились во время войны. Тогда же провели конкурс и разработали специальную форму обелиска. Так возникло всем нам знакомое надгробие, увенчанное красной звездой. На нем было написано "Слава героям". Кстати, есть версия: Сталину когда-то показалось, что "Вечная память" отдает чем-то церковным, молитвой по усопшим: "Вечная память, вечный покой..." Заменили на "Вечную славу". И это вполне достойная надпись о прославлении подвига в веках.
На военных могилах пишут то, что важно живым. Я так и написала: "Мы тебя нашли"
От чего зависит стилистика табличек, их тональность?
Юлия Сафонова: Если это происходило сразу после боя, то однополчане обязательно подчеркивали смысл подвига и обязательное возмездие за смерть друга: "Здесь лежит штурман такой-то, совершивший то-то. Товарищ, мы отомстим за тебя".
Но спустя годы, когда могилы начали находить родственники, были еще живы жены погибших, возникает проблема. У меня она тоже возникла. Что и какими словами? Чтобы было и не слишком интимно, и не высокопарно. Плюс могила общая, весь полк там лежит... Долго голову ломала. Но ответ пришел сам: на военных могилах пишут то, что важно живым. Я так и написала: "Мы тебя нашли". Я потом увидела такие же надписи на других памятниках. Людям важно сказать: поиск был, мы не забыли, искали и нашли.
Но самую пронзительную и удивительную табличку я встретила в Кневицах. Боец был поднят в конце 70-х годов, мать его еще была жива, она написала: "Сыночек, мама всегда с тобой".
Поисковики обращались к вам с просьбой сформулировать надпись?
Юлия Сафонова: Нет, у них на этот счет свои собственные представления. Если они поднимают моряков, то могут написать: "Братишкам". Делается скромная надпись. Если найден медальон и известна фамилия, пишут: "Такой-то и с ним столько-то бойцов". Неважно, это простые солдаты или офицерский состав. Бойцы. Раньше надпись была менее деликатная: "...и столько-то останков". Сейчас так не пишут.
Приведу еще один пример. Поисковый отряд "Демянск" под руководством Анатолия Степановича Павлова поднял трагически погибшую бригаду десантников. Героической десантуре поставили памятник и сделали надпись, которую обсуждали всем миром. Она короткая, но очень емкая по смыслу: "Погибшим, но не побежденным".
Юлия Сафонова: Когда я привезла свою тетку, дочь деда, к нему на могилу, она только плакала и ощупывала руками табличку... Фото: Из личного архива
А что за жанр - наградные листы?
Юлия Сафонова: Когда открыли базу данных "Подвиг народа", где выложены и наградные листы, я поняла, что это непаханое поле для лингвиста. Например, никто не обращал внимания, как описывается героический поступок. Мы все знаем замечательного поэта Давида Самойлова. Его фронтовые записки опубликованы, в том числе он вспоминает и о том, за что его награждали. Но ведь есть и наградные листы Кауфмана. Очень интересно сравнить. Видно, как живая и сиюминутная речь о подвиге (представьте себе: боевые условия, ты должен быстро представить человека к награде, описать, сколько он взял в плен, что еще совершил, как спас командира) пробивается через канцелярский стиль документа. Если посмертно, то обязательно писалось еще и "Пал смертью храбрых". Ведь это еще надо сформулировать!
С каким юморком Михаил Викторович Панов, прекрасный лингвист и поэт, вспоминал, за что его наградили. А в наградном листе - настоящий подвиг. Официальное описание подвига - особый жанр. Помните, у Владимира Богомолова есть герой, который должен писать похоронки, но он вдруг понимает, что не может казенным языком выговорить: "Ваш сын погиб". Такое встречаешь и в документах.
Как вы думаете, почему современный русский язык такой легкий на иронию, с таким трудом сейчас выговаривает слова памяти, благодарности, скорби?
Юлия Сафонова: Потому что память очень интимная и деликатная вещь. Она внутри нас, она - это комок к горлу и трепет. И ты молчишь, не знаешь, что сказать. Ну вспомните, очень мало кому удается искренне говорить над могилой близких. Когда я привезла свою тетку, дочь деда, к нему на могилу, она только плакала и ощупывала руками табличку. Если ты должен продемонстрировать свою память, тебе кажется, что все слова грубы и неприлично пафосны. Знаете, почему для меня так ценны надписи на братских могилах? В них - правда и выверенная мера слов. С Великой Отечественной войной надо быть на "вы". И иметь языковой вкус. Согласитесь, ведь это варварская аббревиатура - ВОВ! В ней - исключительно чинушичье отношение к войне. Неужели три слова так трудно написать?
аня
18.12.2016 19:58
в фильме «28 панфиловцев» поднята и тема ислама, и тема Украины (украинцы с русскими показаны в этом фильме родными братьями).
Что касается будущего, то в фильме просматривается и оно…

Никому не хочется войны, я в это верю, но судя по реакции зала, если нам снова придется воевать, мы вновь покажем всю нашу силу, весь наш героизм и всю нашу любовь к Отечеству, к Родине, к России.
Наталия Завьялова
18.12.2016 19:57
Вчера был в кинотеатре. Половина зала - школьники. С вёдрами попкорна, бутылками газировки и включенными смартфонами. До самого начала фильма - сплошной хруст, хихиканья и прочее.
Но минуты с десятой, примерно - сидели тихо, как мыши под веником. Из зала потом так и вышли - с полными вёдрами и бутылками:) И тихонько-тихонько так.
Вот она - сила Искусства, да.
Максим Кутровский
18.12.2016 19:57
Не совсем согласен с автором. Сценарий - на 3+. Не обессудьте, но это мое мнение. Режиссура на 4. Актеры в большинстве своем сыграли на отлично. Но в этом фильме игра актеров не на первом плане. И даже не на втором. Актеры тут что-то вроде живой декорации, что очень даже хорошо, нет акцента на ком либо, все персонажи получились равнозначными.
И вот еще. Сюжет как бы "вырван" из политической плоскости. Речи политрука деполитизированы, что больше минус, чем плюс, т.к. маловероятно отсутствие политической составляющей в мотивации бойцов. Сцена с 7 самураями при просмотре второй раз (сегодня посмотрел опять) несколько насторожила. Сцена с украинцем, а именно его речь, в блиндаже сильно переиграна.
Зато обратил больше внимания на баталию. Она выше всяких похвал, графика на ура, спасибо ребятам из Гайджин. Динамика боя замечательна, перемена ракурсов своевременна и почти безупречна, в нашем кино это редкость.
Поражение техники. Тут танки не взрываются от попадания пули с птр. Не вспыхивают ярким пламенем. Техника поражается правильно! Гусеницы, ходовая. Это революция в кино. Фраза артеллериста о том, что нужно сжечь подбитые танки очень порадовала. Надеюсь, что это станет традицией в нашем кинематографе. И сама техника и вооружение так же порадовали. Второй раз заметил несколько маааленьких косячков, но это только потому что специально их искал. Тут вам не т-54 в фанерной обвеске, а настоящий панцирькампфваген.

Сравнивать этот фильм с "Батальоны просят огня" и "Они сражались за Родину" не стоит. Здесь другое. В советских фильмах о войне акцент делался больше на судьбу человека на войне, здесь яроковыраженный акцент на бой, т.к. вы даже не узнаете, кем были эти люди и чем они жили. Попробуйте вспомнить имена героев фильма после его просмотра. Я запомнил только пулеметчика Данилу.

Радует то, что старт подобным проектам дан и несмотря ни на что проект удался. Он первый в своем роде, но надеюсь что не последний.
ПС. Сравнивая с последним "официальным" военным фильмом "Битва за Севастополь" скажу честно: "Битва" все же выше уровнем и более смотребельна. Бюджет или режиссер тому причина, но это так.
ППС. Да, я прекрасно понимаю, что это первый "народный" фильм со всеми нюансами.
Роман Скоморохов
18.12.2016 19:56
В этом фильме в самом деле не найдешь: Сталин, расхаживающий вдоль строя оробевших маршалов, намечающий очередную жертву. Маршалы, орущие на генералов. Генералы, гонящие солдат на убой. Особисты, вынимающие души из комсостава. Заградотряды, стреляющие в своих. ППЖ и прочие особи «легкого поведения» в военной форме.

Фильм, за который проголосовали мы. Не буду перечислять, просто МЫ, те, кому дорога память, кому дорога наша история. А под этим МЫ кроются люди совершенно разных национальностей, объединенные одной общей идеей, которая, к счастью, получила такое воплощение.

О самом фильме скажу очень коротко. Снято шикарно. Актеры действительно ИГРАЛИ, все-таки видно, когда человек живет ролью, а когда за деньги просто работает. Здесь жили все. Чувствовался подъем.

Диалоги оценит каждый сам. Покойный Станиславский голос бы сорвал на словах «Верю!» Да, верится, и верится легко, что эти люди могли так говорить. Без заездов и перекосов.

О всей съемочной группе и ее командире Андрее Шальопе хочется сказать только одно: низкий вам всем поклон за то, что вы сделали!

Вообще, по ходу фильма, было ощущение некоего дежавю. Где-то я такой подход уже видел. Возможно, возникнет и у вас, уважаемые читатели.

Фильм «Горячий снег». Да, есть небольшое сходство, не по сюжету, нет. По духу и способу подачи. Есть фильм, который явно Шальопа смотрел, и не единожды. Секрет несложный.

45 лет назад, в один год с режиссером Андреем Шальопой, он появился.
Между этими фильмами есть что-то общее. Мостик длиной в 45 лет, соединяющий два исторических берега. И повествование о том, как простые солдаты сражались за Родину.

Вот и весь обзор. Всем остальным, кто не думал или раздумывал над тем, стоит идти, или нет, — девиз-совет один:

«ИДИ И СМОТРИ!»

Не пожалеете.

Жалеют пусть те, кто высказывался против. Разглагольствуя о том, что этот фильм основан на легенде, придуманной нерадивыми журналистами «Красной Звезды» и тому подобное.

Жалейте, есть о чем жалеть.

Появление народного фильма о героях-панфиловцах — это именно плевок в хари тех, кто на протяжении многих лет поливал грязью нашу Победу.

Жалейте и утирайтесь.

Возможно, сегодня с этой премьерой (я на это сильно рассчитываю, если честно) начнется новая страничка в истории российского кинематографа. И дай бог, чтобы страничка превратилась в повесть длиной в десятки лет.

И в этой повести не будет места откровенной лжи, написанной в угоду нашим врагам, очерняющей наших славных предков, воевавших за нашу жизнь и нашу свободу. Не будет «сволочей», «штрафбатов», «утомленных солнцем» и прочих «сталинградов», снятых в лучшем случае в угоду собственному «я». В худшем — в угоду чужому.

Искренне надеюсь, что все перечисленные «шедевры» и многие не перечисленные займут в итоге свое достойное место на помойке истории. И будут просто забыты.

А «Горячий снег», «Батальоны просят огня», «Они сражались за Родину», «Брестская крепость», «28 героев-панфиловцев» и многие другие, незаслуженно отставленные в сторону кинопрокатом, фильмы все-таки останутся классикой. На которой нам учить следующие поколения.

Остается только сказать слова благодарности всем, без кого это событие не смогло бы состояться.

Автору фильма Андрею Шальопе, съемочной группе, актерам за их прекрасную работу.

Всем истинно по духу русским людям, принявшим участие в создании фильма.

Компании “Gaijin Entertainment», военному музею Карельского перешейка, военно-техническому музею в Черноголовке.

Министерству культуры Республики Казахстан.

Не пропустите мимо своей души такой фильм!
а.б.
18.12.2016 19:54
Суровый фильм. Очень понравилось, что нет перегибов, так распространившихся в кино в последнее время, как в сторону антикоммунизма, так и в сторону «За Сталина, за Советскую власть». Много общего с книгой «Волоколамское шоссе», начиная с эпиграфа к фильму. В целом очень понравилось. Сын подрастет, обязательно к просмотру.
Война сегодня
18.12.2016 19:52
Дело еще и в том, что современные фильмы про Великую Отечественную — они ведь не про ту войну, на самом деле. Война идет сегодня — в том числе, война образов, война идей.
Одни и те же сюжеты, сколь бы вымышленными они ни казались, повторяются прямо сейчас, отражаются в реальных человеческих судьбах: под Пальмирой, в Донбассе, в Кавказских горах. И если кто-то вчера не дрогнул перед лицом смерти, вдохновленный легендарной фразой политрука Клочкова, — то кто посмеет сказать ему, что это была выдумка?
Легенда о Двадцати Восьми — про то, что у любого отступления есть свой предел, — проросла в общественном сознании, прочитана в букварях четырьмя поколениями граждан: "Поле. Холмы. Перелески. Чуть поодаль петляет Лама…" Тут уже ничего не изменишь — возлюби же это, Господь.
Лариса Ч.
18.12.2016 19:44
После просмотра фильма тоже захотелось кричать: не трогайте имена героев, всенародную память.
О "попустительстве" и "безразличии": в 90-е по Харькову группами ходили с оселедцями, выкрикивая невразумительные речевки, молодые парни. Результат видим.

Котов
18.12.2016 15:54
На всякий первоисточник найдётся авторитетный историк, который посчитает его грубой фальшивкой. В самой железобетонной истории, при известной идеологической заряженности, можно разглядеть дезу, сфабрикованную агитпропом. Украинское помешательство доказывает: факты — субстанция иллюзорная.
А вот миф принципиально неопровергаем. Тем более, не опровергаем "через документы". Он выдержит прикосновение любого количества "грязных рук". Миф живёт своей жизнью, даже если сотня историков убедит друг друга, что "такого не было".
Нелепо утверждать о вредоносности мифа и катастрофичности "прозрения" от него. Наивно полагать, будто школьник, узнав из исторических брошюр "правду про Дубосеково", разразится воплем "Как же так?!", разочаруется в нашей Победе и побежит записываться в батальон "Азов". Человеческая мотивация работает по-другому — иначе люди не подражали бы литературным персонажам, а легенду про 300 спартанцев позабыли бы ещё в античные времена.
Что ты поделаешь с эйзенштейновским "Александром Невским"? Да ничего. "Клюква", "сталинская агитка", "вы все врёте"… А миф работает — и сотни лет наперед любой русский будет помнить, на чём "стоит и стоять будет Русская земля". "Бодаться" с этой истиной — всё равно, что искать ляпы на плакате "Родина-Мать зовет".
А.П.
18.12.2016 15:53
Все эти три с половиной года история сопровождалась спором — про то, стоит ли потворствовать "выдумке", когда у нас полно "реальных историй". Противники фильма не отказывали подвигу в появлении на киноэкране — как не отрицали и массового героизма бойцов 4-й роты 1075-го стрелкового полка 316-й стрелковой дивизии генерала Ивана Панфилова. Они просили лишь заменить "лубок" "настоящим случаем". "Лубком" называли они тот конкретный бой у разъезда Дубосеково, каким он вошел в советский пантеон. Три с лишним года идёт неблагодарная возня вокруг точного количества погибших тогда красноармейцев и подбитых немецких танков.
Лубок, говорите? Пусть так. Но в таком деле, как воспитание народа, миф всегда будет важнее голых фактов.
Вся проблема в том, что это как раз "стопроцентные факты" могут быть диффамированы и извращены, строка за строкой. Это "историческую достоверность" можно подвергнуть беспощадной деконструкции, которая не оставит камня на камне от любого "задокументированного эпизода".
Что там у вас, эпизод? Сомнительно как-то. Ну, и когда же он был установлен? Почему с ним так долго возились? Теми ли чернилами записано донесение? Вот здесь подозрительные помарки, а тут пятно — можно ли этой бумажке вообще доверять? Кто именно её писал? А не был ли он сталинским вертухаем? А почему писавший не отразил стопицот документов из немецкого архива, в подлинности которых сомневаться не положено?
Отображены комментарии с 1 по 10 из 33 найденных.

Эксклюзив
28.11.2022
Максим Столетов
Минобороны РФ заявило о создании в США нового коронавируса с 80-процентной смертностью.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.