Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
16 апреля 2024
Мода на патриотизм

Мода на патриотизм

Как символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность
Валерий Панов
16.12.2022
Мода на патриотизм

Западные идеологи постоянно ищут лазейку, чтобы проникнуть в наше общественное сознание, поскольку согласно Конституции, в РФ признается идеологическое многообразие и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

В минувшую среду на передаче у Владимира Соловьева едва не случился скандал. Известный политолог Евгений Сатановский, с присущей ему бескомпромиссностью, затеял спор с профессором МГИМО Еленой Пономаревой. Острая дискуссия вспыхнула по поводу детских игрушек и героев мультиков – какими им быть в России? «Самое страшное – это скучный дурак, который детям и подросткам втюхивает то, что ему, скучному дураку, интересно. Нельзя глупых дураков, даже если они благонамеренные, близко подпускать к воспитанию молодого поколения, да и к управлению нельзя. О чем вы, и о чем я», – заметил политолог.

Причиной его выпада послужил рассказ Елены Пономаревой о своем посещении Центрального детского магазина на Лубянке, который ранее вся страна знала как просто – Детский мир (на пл. Дзержинского). Как ученый она решила посмотреть, чем там «потчуют» подрастающие поколения России. Увиденное возмутило ее. В продаже почти не было героев русских сказок и мультфильмов. Прилавки заполонили персонажи американских комиксов, а также – вампиры, призраки, ведьмы и прочая нечисть. Эксперт считает, и, безусловно, правильно, что, в том числе и таким образом, российские дети с малых лет погружаются в мир т.н. западных ценностей. Она отметила, что былинные герои в современных мультиках очень сильно изменились: нельзя так издеваться над образами героев, делая из них карикатуру. (Последнее замечание и вызвало всплеск эмоций у Сатановского).

Но самые грустные впечатления у Пономаревой оставила Баба Яга, точнее – ее избушка, где на английском было написано «Baba Yaga».

Добавлю, на одном из пабликов магазина говорится, что на площадке возле этой избушки «можно приобрести эксклюзивную продукцию от арт-проекта BABA YAGA, созданную в неорусском стиле». Таким образом, нашу «родную» Бабку Ёжку переставили на английское «шасси», как и многих других былинных и сказочных персонажей.

В первом же комментарии (Татьяна Айдын) к арт-проекту это «новшество» было оценено так: «А на избушке по-русски нельзя было написать, почему "Baba Yaga"?? для детей зачем на английском писать??? нет желания идти с ребенком в такую "резиденцию"». Магазин откликнулся на замечание (оригинал сохранен): «Tatyana, Здравствуйте! Это интернациональное название бренда Баба Яга всё та же, обязательно приходите». Такие изменения связаны с тем, что магазин уже десять лет арендует старейший и крупнейший британский ритейлер, сказала Елена Пономарева.

В связи со спорным ассортиментом ЦДМ напомним о скандале, который несколько лет назад случился в этом же магазине. Тогда покупатели «обнаружили на прилавках пятого этажа фигурки и бюсты солдат и офицеров времен фашистской Германии с нанесенной на них нацистской символикой, в том числе войск СС», сообщало ТАСС. Было возбуждено уголовное дело. Чем оно закончилось, широко не сообщалось. Кого-то, наверное, и привлекли…

Как уже было сказано, западные идеологи постоянно ищут лазейку, чтобы проникнуть в наше общественное сознание, поскольку согласно Конституции, в РФ признается идеологическое многообразие. Арт-проект «BABA YAGA» вполне вписывается в тренд такого «многообразия». И, как показывает общественный дискурс, сегодня эта тема в центре внимания россиян.

В первые дни уходящей недели на многих т.н. ток-шоу живой интерес общества вызвал перечень поручений, который утвердил президент РФ Владимир Путин по итогам встречи с историками и представителями традиционных религий России. Горячие споры возникли вокруг пункта, которым правительству РФ поручено «принять меры, направленные на популяризацию отвечающих традиционным ценностям героев российской истории и фольклора, включая использование изображений этих героев при производстве изобразительной, печатной, сувенирной и другой тиражированной продукции и товаров народного потребления».

Дискуссии, главным образом, концентрировалась на выборе героев и засилье персонажей из западных фильмов и книг, изображение которых на одежде, особенно на футболках (майках), стало превалирующим. Все русское задвинуто на задворки российских рынков. Эту тему на встрече с президентом РФ подняла президент Фонда исторической перспективы, доктор исторических наук Наталия Нарочницкая.

Она, в частности, сказала: «Владимир Владимирович, об изучении, преподавании и популяризации истории буквально два слова. Я пыталась своим внукам – семь и одиннадцать лет – купить маечку с каким-нибудь русским богатырем, персонажем из русских сказок – Ильёй Муромцем. Только Бэтмен, Спайдермен, в Детском мире монстры всякие. Они неплохие – эти Спайдермены и Бэтмены. Они там, как правило, за хорошее выступают. Но почему этого нет? Мы говорим о безграмотности нового поколения. Почему в детских садах заранее нет настольных игр, где бы огромная наша страна была, где можно понять масштаб территории, масштаб линии фронта, где можно узнать о Куликовской битве, о Дмитрии Донском, об Александре Невском. Это нужно делать с детского сада».

И далее заметила: «Конечно, я бы хотела, чтобы историческое сообщество призвало производителей игрушек, детских игр, книжек начинать это воспитание в лёгкой игровой форме с детства. Вы знаете, что делают украинцы в детских садах, вернее эти нацисты? Страшно передать. Четырёхлетней девочке говорят: "Я вырою яму и набросаю туда москалей, засыплю землёй". Ребёнок даже не понимает, что он говорит. А мы должны учить другому».

Президент ответил так: «Что касается внешней атрибутики, она, конечно, очень важна. Но она сама по себе не будет работать, если это не будет ложиться на всю систему воспитания, начиная, как вы сказали, с детского сада. Бетмен известен, а какой-нибудь наш богатырь нет. Это должно быть в мультиках, в фильмах, в литературе детской. Это нужно мультиплицировать, нужно повторять, опираться на это. В том числе и для этого – для того, чтобы подтолкнуть этот процесс, – мы сегодня с вами и собрались».

Российская пресса скупо осветила эту важную для страны встречу, хотя Владимир Путин провел ее в День единства, когда с участием главы государства проводятся наиболее знаковые для страны мероприятия. Еще меньше говорилось в СМИ о диалоге президента и Наталии Нарочницкой. Но народ – воистину не дурак, он быстро разобрался в глубинной сути разговора. Историк, автор книги о современной Украине Глеб Яковенко написал в своих пабликах: «После обращения Наталии Нарочницкой к Владимиру Путину я встретился с ней и подарил для её внуков футболки с русскими богатырями. Также хотелось бы обратиться ко всем тем, кому дорога русская история и ее герои: подарите и вы наши футболки своим детям, внукам, родственникам, друзьям с образами Ильи Муромца, Александра Невского, Дмитрия Донского, Козьмы Минина и Дмитрия Пожарского, Александра Суворова, Фёдора Ушакова и многих других… они способствуют пробуждению русского духа и национального самосознания. Их нужно вручать в качестве подарков… всем от мала до велика».

Мы встретились с Глебом Анатольевичем. В нашей беседе он рассказал, что вместе с женой Еленой создал семейную мастерскую, где они делают футболки с «русской исторической символикой». В их творческой копилке такой длинный ряд принтов с известными именами, что перечислить все трудно. Это и «Князь Олег», и «Княгиня Ольга», и «Князь Игорь», и «Князь Владимир»… «Борис и Глеб», «Серафим Саровский», «Сергий Радонежский»… А еще – защитники земли Русской: «Илья Муромец», «Александр Пересвет», «Минин и Пожарский», «Атаман Платов», «Александр Невский», «Адмирал Нахимов», «Адмирал Ушаков», «Александр Суворов» и т.д. Причем, это не просто изображение героев, это – целая сюжетная линия, включающая в себя известные высказывания персонажей и наиболее характерные для той эпохи детали, как в одежде, так и экстерьере, в частности, в оружии. Можно сказать, что в целом – это небольшие пособия по истории. Более того: тонкая графика в сочетании с великолепно подобранной цветовой гаммой плюс точность в историзмах ставят изображения на уровень художественных произведений. В них улавливается что-то и от масштабных творений Ильи Глазунова, и от величественного эпоса картин рано ушедшего от нас художника Константина Васильева… Смотришь на того же «Тараса Бульбу», читаешь написанные а-ля кириллицей его последние слова (из Гоголя) «Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу» и начинаешь осознавать, что такое величие русского духа.

Эти футболки, – впрочем, почему только футболки? – хорошо бы увидеть на нашем рынке одежды, И, как утверждают социологи, спрос будет обеспечен, так как, судя по опросам, треть населения нашей страны хотела бы носить одежду с патриотическими изображениями. Но, конечно, прав президент, когда говорит, что вся историко-патриотическая атрибутика будет работать только в том случае, если ляжет на всю систему воспитания (и образования, конечно).

Глеб Яковенко рассказал: молодые люди не знают, к примеру, кто такой генерал Скобелев, и у них нет желания иметь футболку с его изображением, а вот «Евпатий Коловрат», герой из более давних времен, пользуется известностью. Оказывается, популярным его сделал фильм с одноименным названием.

Но если продолжать разговор о практической стороне дела, – а без этого никак – то лучше все-таки обратиться к специалистам. Один из профессионалов, менеджер Вадим Демьянович (Волгоград) написал: «… в 2014 году, в канун Дня России нашу страну ожидал бум. Это было новое слово в визуальном восприятии на трикотажной одежде. Такого мир еще не видел. В Москве в ГУМе волгоградский проект «АняВаня» (ANYAVANYA) представил миру коллекцию футболок «Все путем», зачавшую новый тренд, который назывался «Футболки с президентом». После этого весь мир был озабочен приобретением футболки с Владимиром Путиным». Патриотические настроения, охватившие россиян на фоне присоединения Крыма и обострившегося противостояния с Западом, нашли свое визуальное выражение – большую популярность приобрели футболки с надписями «Россия», «Я русский», «Крым наш».

Тем не менее, отмечал Демьянович, «крупные отечественные операторы одежного ритейла эту тенденцию не поддержали и от российской тематики бежали, как черт от ладана». По его словам, до 2014 г. ни один из них не ставил в программу «разработку и развитие трикотажа с патриотическим содержанием». Но в июне того же года, вскоре после воссоединения Крыма с Россией, в московском ГУМе выстроилась длинная очередь, и отнюдь не за новой дизайнерской коллаборацией H&M. Покупатели стояли по два часа, чтобы приобрести футболку с надписью «Вежливые люди».

Патриотические события вызывают потребность в патриотической символике. В свою очередь, патриотическая символика несет в себе потенциал потребности в патриотических акциях. История и символика должны идти одновременно и «плечом к плечу», создавая, таким образом, синергетический эффект. Отнюдь не случайно в странах, которые мы мягко назвали недружественными, – почему-то не вражескими, – так в этих странах не только запрещена вся русская символика, но и советская. Уничтожение памятников воинам-освободителям – самый кровоточащий тому пример. А в 2017 г. футбольных болельщиков из России не пустили на матч в Венгрии, заставив снять футболки с изображением пятиконечной звезды, серпа и молота СССР, мотивировав тем, что это фашистские знаки. В 2018 г. компания «Адидас» выпустила линию одежды с символикой СССР, что стало причиной скандала во всем мире. Одежду сравнивали с фашистской и запретили к продаже.

В профессиональной среде услышал такое определение символики на одежде, как «мягкая сила». Думается, это было применительно к недавнему прошлому, когда на Западе были исключительно «наши партнеры», а на Украине – «братья». Нынешние жесткие времена требуют и жестких решений. В этом смысле Специальная военная операция – еще одна гарантия популярности национальной символики как способа выразить поддержку войскам и тем самым открыто заявить, что ты принимаешь участие в борьбе за победу.

Кстати, накануне Дня России в ряде городов, например, Петербурге, Новосибирске, Красноярске, Владивостоке, Ростове-на-Дону, прошли перформанс-акции «Модный. Русский», в ходе которых импортные футболки, скажем, с надписями в духе I love New York, USA California, FBI и иностранными брендами обменивались на одежду российских брендов и с российской символикой. Обмен шел по принципу: импортное сдал – отечественное получил.

«Кардинально изменилось время, – считает модельер из Новосибирска Егор Силич. – В девяностые годы мы все стали заложниками американской культуры, потому что не было своей качественной одежды. Сейчас русским быть модно, дизайнеры это понимают. Поэтому на акции "Модный. Русский" мы предложили не только футболки с патриотической тематикой, но и шапки-ушанки с российским гербом, бижутерию. И все это пользуется растущим спросом».

А в Иркутске и Севастополе народ пошел дальше: там состоялась презентация футболок с патриотичными надписями, созданными начинающими дизайнерами. Акция носила благотворительный характер. Деньги от проданных в ночном клубе футболок направили на закупку книг для школ юго-востока Украины. Думается, если бы туда пригласили семью Яковенко, и их майки были бы нарасхват. Кстати, во многих городах России в специальных павильонах продаются т.н. патриотические комплекты: символика Победы-1945, георгиевская ленточка и – футболка с надписью «Вежливые люди» и буквами Z или V.

Еще одна примета времени – стало необычайно модно носить футболки «Я русский». На Кавказе, скажем, это – своеобразный тренд: это круто и модно. Мода на патриотизм? А почему бы и нет? Сколько можно вбивать в голову обывателю, прежде всего молодому, старый британский афоризм о том, что патриотизм – это последнее прибежище негодяев. У нас ведь до сих пор в определенных кругах общества быть патриотом – просто неприлично. Многие из таких «испуганных патриотов» сбежали за границу (пусть там и остаются), тем не менее, их «ядовитое дыхание» отравило Россию.

В крупных городах люди не спешат демонстрировать свое отношение к армии и президенту, хотя социальные исследования показывают высокий уровень их поддержки. Редко встретишь в метро человека с георгиевской ленточкой на лацкане, не говоря уже о литерах Z и V, которыми обозначают себя российские войска, освобождающие Донбасс.

Даже в преддверии 9 мая, скажем, в школах Москвы наблюдалось заметно меньше детей с георгиевскими ленточками, в пилотках, с флажками, сообщали «Известия». «Всегда в военной форме фронтовой приходили дети, накалывали ленточки [георгиевские], а в этом году, когда как раз самое время поддержать страну… Поговорили с мамами, говорят, что за Россию, но за детей боятся – вдруг неадекват, нацист какой-нибудь ножом пырнет или под машину толкнет», – сказала жительница запада столицы Татьяна П.

Опасения москвичей небезосновательны – в разных уголках страны фиксируются случаи нападения на людей, открыто выражающих свою пророссийскую позицию, факты порчи их имущества. Сразу несколько автомобилей с Z-символикой были изуродованы вандалами в Новосибирске, где неизвестные краской написали оскорбительные надписи, прокололи шины, поцарапали покрытие. Один из пострадавших – отец контрактника, находящегося на Украине. Широко известным стал случай, который произошел в Екатеринбурге. Ресторатор Евгений К. выложил в соцсеть фото клиента в футболке с литерой Z и с провокационным вопросом к своей аудитории «Плюнуть в коктейль?». Фолловеры теперь скандально известного предпринимателя в большинстве своем ответили утвердительно. После того как выходку К. осудили в СМИ, он принес двусмысленные извинения в запрещенной соцсети: «Это ни в коем случае не плевок на Z и на наших солдат. Я что, дурак или бессмертный, что ли, или не понимаю, что против власти идти нельзя? Я все понимаю. Суть моего недовольства была конкретно в этом человеке. Ведь бар – место для веселья, а не для транслирования своих политических и других позиций. Люди пришли веселиться и отдыхать». Депутат Госдумы Виталий Милонов направил запрос в СКР с просьбой дать правовую оценку действиям К.

Вместе с тем, кроме государственных и муниципальных учреждений, многие торговые сети и частные магазины в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге и других городах традиционно украшают окна георгиевскими лентами в память о Победе. Стоит отдать должное правоохранителям, которые не оставляют без реакции ни один выпад в адрес символики СССР и российской армии. В то же время носить майки с надписями или рисунками можно где угодно и кому угодно!

При этом футболка с надписью несет смысловую нагрузку, а говоря проще – это уже не просто майка, подходящая к джинсам. Футболка с принтом приобретает статус некоего информационного мобильного носителя, отлично подходящего для распространения в массах самых разных идей. Это зависит от того, что изображено на ней.

А сколько может быть в России патриотически настроенных «мобильных носителей»? Примерный результат могут дать социологические исследования. По данным агентства «Михайлов и Партнёры (июнь 2022 г.), почти две трети (64%) респондентов от 10 до 18 лет заявили, что считают себя патриотами России. 68% учеников средних и старших классов тоже назвали себя патриотами России, следует из исследования Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (сентябрь 2022 г.). По сравнению с 2021 г. количество школьников-патриотов выросло на 11 п. п. Доля тех, кто не считает себя патриотом страны, сократилась с 37% до 22%. Но выросло число школьников, которые затруднились с ответом, – с 6% до 10%. Наиболее ярко патриотическую позицию проявляют школьники 14–15 лет (70% в своей возрастной группе). В группе 19-летних доля патриотов снижается до 64%. Самые низкие показатели – в колледжах и техникумах (65%) и школах-интернатах (66%). При этом, отмечают исследователи, показатель патриотизма в кадетских школах и классах не превышает показатель по всем остальным образовательным организациям.

А, как свидетельствует ВЦИОМ (конец апреля), большинство россиян декларируют, что они являются патриотами своей страны (92%), безусловными патриотами себя считают 54% граждан – максимальное значение с 2000 г. При этом ВЦИОМ делает вывод, что патриотизм в России остается на высоком уровне: в течение последних двадцати двух лет доля патриотически настроенных граждан не была ниже 80%. Интересно, нашим властям эти цифры ведомы?

Как и тот факт, что одежда с изображениями и надписями является незаменимым атрибутом молодежного гардероба? Наверное, да. В таком случае любому производителю, ритейлеру давно должно бы быть понятно как дважды два, что иноземные символы и надписи на английском способствуют созданию чужеродной среды нашего обитания в собственной стране, прежде всего, для такой восприимчивой к внешним атрибутам среды, как молодежная.

Бизнесмены из Югры учитывают веяния времени. Недавно они запустили производство одежды с патриотической символикой. В компании ZАНАVЕС отмечают, что это одежда, созданная патриотами для патриотов. Z и V в названии бренда – отсылка к символам Специальной операции на Украине. 

Добавим, что производство будет поддержано в рамках программы импортозамещения, его локализуют в Ханты-Мансийске и Нижневартовске.

Продажи стартовали в главный государственный праздник страны, в День России. Концепция бренда: «Вещи, которые отражают то самое чистое чувство, говорящее за себя, – патриотизм». Создавая принты, дизайнеры сфокусировались на истории России, чтобы вещи могли обладать двумя простыми функциями: эстетичность и память о Родине. И здесь опять не могу не вспомнить о семье Яковенко. Их бы майки да запустить в массовое производство, польза для страны была бы несомненная. Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Почитание своих символов является проявлением гражданской позиции.

Как видим, патриотизм оживает, возвращается в общественный дискурс. Взять, например, Севастополь. Там на линии идеологического фронта оказались, в том числе, дети и подростки. Сегодня они тоже носят футболки с патриотическими принтами. Именно изображениями на майках они четко демонстрируют свое отношение к «майдану» и войне на юго-востоке Украины. «Патриотизм – любовь к Родине, национализм – нелюбовь к чужим», – написали они на арт-фестивале «Граффити Крыма». Они выстрадали эти формулировки. Как и моду на патриотизм. Этот ряд примеров можно продолжать, они есть по всей России.

Но для того, чтобы патриотизм стал безоговорочно популярен в обществе, нужны более серьезные средства, чем футболки с принтом. Прежде всего – системная работа или, как говорили когда-то, комплексный подход. Государство должно впустить тему патриотизма в публичную сферу через телевидение и радио, медиапродукты, через восстановление молодежной политики и прочие методы агитации.

Возвращение патриотизма в массовое сознание поможет исцелить народную душу, избавиться от гнета комплекса неполноценности, привитого нам Западом. Сегодня вопрос стоит ребром: кто одержит верх – наши герои или западные антигерои? Кто победит – того и будет Россия.



Специально для «Столетия»


Эксклюзив
16.04.2024
Андрей Соколов
Как наша страна призналась в расстреле польских офицеров, которого не совершала
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..