Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 мая 2024
Кто более матери-культуре ценен?

Кто более матери-культуре ценен?

Российская интеллигенция бурлит по поводу награждения Михаила Швыдкого орденом
Андрей Терентьев
19.09.2008
Кто более матери-культуре ценен?

Вспомнить о приснопамятном министре культуры заставили строки официальной хроники: указом Президента Российской Федерации за большой вклад в развитие отечественной культуры и многолетнюю плодотворную деятельность орденом "За заслуги перед Отечеством" IV степени награжден Швыдкой Михаил Ефимович.

Понятно, что не президент России занимается дележкой орденов – не президентское это дело. Он – подписывает бумаги, и порой ордена вручает. Но есть целое управление по государственным наградам при президенте РФ. Именно оно должно отслеживать, что происходит в этой сфере, предугадывать, как указ президента аукнется в общественном сознании, сколь правильно «по весу» то или иное награждение.  

Только что культурная интеллигенция Отечества была потрясена очередной «чиновничьей козой» - народная артистка СССР, художественный руководитель Московского художественного театра им. Горького Татьяна Васильевна Доронина к своему 75-летию получила… всего-навсего скромный орден Почета. Творчество Дорониной – ярчайшая страница в истории отечественной культуры. Ею сыграны роли, по праву вошедшие в золотой фонд национального театра и кинематографии. Но то, что «несимпатизанты» великой русской актрисы сделали все, чтобы унизить ее столь низкой государственной наградой, - в этом сомнения нет. Им это удалось.  

И в то же время известный телевизионный шоумен и по совместительству многолетний министр культуры России Михаил Ефимович Швыдкой получает один из самых высоких орденов Отечества.

 Сопоставить вклад Швыдкого с вкладом Дорониной в национальную культуру просто невозможно – иные миры, но неведомыми чиновничьими путями бумаги на солидный орден Швыдкого достигают высших высот, и российским деятелям культуры как бы задается планка «культурности», за достижение которой человек может получить орден «За заслуги перед Отечеством». А великая известность и всенародная любовь, как оказывается, может тянуть только на «почет». В случае с Дорониной ненавистники русской культуры, конечно же, перегнули палку: шквал негодования прокатился от Балтики до Тихого океана. Такой же шквал негодования, только иной по сути, прокатился и после известия о высоком награждении неуемного телешоумена.  

И пусть бы он шоуменствовал себе в удовольствие, если бы его шоуменство не вызывало такой бури страстей как в кругах национально-ориентированной интеллигенции, так и огромной массы телезрителей по городам и весям страны. Достаточно вспомнить, что за последние годы только в адрес президента России было написано огромное количество открытых писем деятелей культуры, в которых они с гневом и болью писали «наверх» о художествах «главного начальника по культуре».  

Михаил Швыдкой оказался у руля российской культуры (сперва – в качестве заместителя министра культуры РФ) в начале 90-х годов. Рождалась новая элита, лирики в очередной раз оказались в загоне, поскольку наступало время ларечников и бандитов, романтизации жизни криминального мира, «опускания» традиционных целей и ценностей русской жизни.

Наступала эпоха тупой космополитической глобализации культурного пространства России, и Швыдкой оказался здесь на своем месте.

Еще в 2002 году в письме к В. Путину большая группа известных ученых, художников, писателей, искусствоведов, поэтов, деятелей общественных организаций славянской и православной культуры в частности писала: «…Деятельность министра культуры России М. Швыдкого все больше вызывает настороженность и недоумение. Знаменательно, что Генеральной прокуратурой страны была дана правовая оценка его намерениям незаконно передать «Бременскую коллекцию» Германии. Но и после этого г-н Швыдкой не унимается, выражая недовольство существующим законодательством, препятствующим его «культурным» аферам. Это министр культуры Швыдкой предпринял попытку ликвидировать 23 музея страны под предлогом «оптимизации бюджетных расходов». В этом списке - всемирно известные Музей древнерусского искусства им. Андрея Рублева, Музей боевой славы русского оружия на Бородинском поле, Музей на Куликовом поле и др. Недавно он подвел платформу под свои разрушительные действия, объявив стране: «Музеи — кладбища культуры». Эти и многие другие из обнародованных фактов заставляют поставить вопрос: является ли министр М. Швыдкой радетелем интересов русской культуры, или опирающаяся на глубокие традиции современная культура страны существует вопреки деятельности этого госчиновника. Открытым публичным свидетельством неприязни г-на Швыдкого к русской культуре, ее истории, смыслам и духу является его авторская программа «Культурная революция» на телеканале «Культура». Это тем более важно, что для страны г-н Швыдкой-министр неотделим от шоумена Швыдкого. При этом полемика, затеваемая министром в ток-шоу, ведется вокруг недопустимых провокационных установок-тем… Все чаще г-н Швыдкой позволяет себе выходить за рамки своей "культурной" компетенции, вынося приговоры целой нации: "В России любят только за деньги", "Русский фашизм страшнее немецкого»... Не достаточно ли приведенных цитат для характеристики публичной деятельности Швыдкого как граничащей с идеологической провокацией и информационным террором, направленным на разжигание межнациональной розни? Ведь слово "русский", как это видно из приведенных примеров, звучит, как правило, в негативном контексте».  

Да, конечно можно спорить с писателями Валентином Распутиным, Василием Беловым, Владимиром Крупиным, Владимиром Личутиным, академиками РАН Сергеем Никольским и Юрием Кукушкиным и другими авторами этого письма, говорить о том, что приведенные темы программ «Культурной революции» Швыдкого – не более, чем журналистская провокация и т.д. Но люди, читающие программы передач телеканала «Культура», не всегда «въезжают» в то, что это «профессиональная провакоза», и видят в подобных слоганах провокацию настоящую, и гневаются, и не могут понять, как под такими слоганами бестрепетно ходит с микрофоном «сам министр культуры России» и вальяжно провоцирует аудиторию доказать, что, например, «Без мата нет русского языка». А оттого рождается чувство стойкой неприязни у людей думающих к ерничающему шоумену…  

После этого знаменитого письма прошло немало времени, потребовавшегося для лишения Швыдкого министерского поста, и не по причине его несоответствия должности министра культуры России, а только… по причине изменения структуры правительства.

Но и в этой новой структуре г-н Швыдкой довольно долгое время руководил Федеральным агентством по культуре, продолжая свою «образовательную» деятельность на многочисленных телеканалах России.  

После последней реорганизации правительства известнейший отечественный искусствовед и подвижник сохранения национальной культуры Савва Ямщиков c блистательной иронией заметил: «Сегодня стало фактом то, что уже было ясно сразу же после реорганизации правительства: отечественная культура осталась без Швыдкого. То, что сам г-н Швыдкой быстро и хорошо устроится, у меня нет ни малейшего сомнения. Опыта, связей, рыночного чутья, способности чувствовать себя своим в любой тусовке, на любой сцене и при любых обстоятельствах у бывшего госчиновника, а заодно и шоумена с лихвой. Так что за самого Швыдкого ни малейшего беспокойства. Вместо него на опустевшее место можно отрядить целую группу товарищей: Пенкина, Шнура, Собчак и ”фабрику звезд”».  

Однажды Швыдкой в интервью «Российской газете» заметил: «Все свои амбиции я реализовал, побывав в Кремле тамадой на дне рождения Бориса Николаевича Ельцина. Поскольку всю жизнь мечтал работать пианистом в ресторане».

Но с рестораном – не случилось, и пришлось Михаилу Ефимычу долго тянуть лямку «начальника по культуре» в стране, привнося шаг за шагом в культурную атмосферу Отечества элементы той самой ресторанной культуры, а в менталитет народа – обрывки западного скепсиса в отношении ценности русского культурного наследия и ошмотки второсортного ерничанья по поводу того, что «героя нашего времени не существует». Нет, он, к сожалению, существует. И его зовут Михаил Ефимович Швыдкой.  

Как говаривал не менее известный деятель телеэфира Владимир Познер: «Вот такие нынче времена!».  

 

 

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
02.05.2024
Людмила Чумаченко
Записки одесситки
Фоторепортаж
02.05.2024
Подготовила Мария Максимова
В Парке Победы на Поклонной горе проходит демонстрация трофейной западной техники


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.