Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 марта 2024

Кого любим?

Россияне любят Никиту Михалкова и почти равнодушны к Хичкоку
Андрей Борисов
15.04.2008
Кого любим?

Любопытный опрос провели на днях специалисты Аналитического Центра Юрия Левады (Левада-Центра). У россиян поинтересовались: кого они считают наиболее талантливыми в некоторых категориях профессиональной деятельности?

Итоги этого исследования стоят того, чтобы обратить на них пристальное внимание. Репрезентативный опрос 2500 россиян проводился в трех крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге и Ростове-на-Дону.  

Симпатии жителей России, выявленные социологами, много говорят о культурных предпочтениях в нашем обществе. А культурные пристрастия в значительной степени косвенно свидетельствуют и об идеологических умонастроениях России-2008. Нет, конечно, культура вне идеологии, вероятно, бывает, но не сегодня у нас.  

Безусловно, первый вопрос был о русских писателях-классиках.

Бесспорным лидером опроса по праву стало незаходящее «солнце русской поэзии» - Александр Сергеевич Пушкин.

 На втором месте оказалось «зеркало русской революции» - Лев Николаевич Толстой. На третьем, получив в два раза меньше голосов, чем Пушкин, оказался Федор Михайлович Достоевский. С учетом того, что в группы опроса попала не только интеллигенция, а люди разных социальных групп, думается, на высокий рейтинг «совести русской литературы» повлияла и недавняя экранизация «Идиота» с блистательной игрой Евгения Миронова. Далее в рейтинге предпочтений с одинаковым количеством голосов оказались Михаил Лермонтов, Михаил Шолохов, Михаил Булгаков и Антон Чехов. Особенно радует присутствие в этом квартете Нобелевского лауреата по литературе – в последнее время либералы, постмодернисты и просто окололитературные авантюристы опять старались вылить на великого Шолохова ушаты грязи. Тем не менее, довольно большое число респондентов наперекор пакостникам поддержало писателя.  

Среди зарубежных классиков предпочтения распределились довольно любопытно: В. Шекспир, В. Гюго, А. Дюма, Дж. Лондон, Э.-М. Ремарк.Прежде всего, удивляет в этом ряду фигура Виктора Гюго. Остается только предположить, что огромный процент «отверженных» на нашем нынешнем празднике жизни породил интерес к творчеству этого французского мэтра, а также сыграл здесь свою роль и нашумевший мюзикл. Не попали в рейтинг предпочтений россиян ни Бальзак, ни Стендаль, ни Хэмингуэй, ни Томас Манн, которого хотя бы немного, но отмечали самые «продвинутые» участники опросов прежних лет.  

Из отечественных писателей-современников лидеров оказалось двое: Борис Акунин и Дарья Донцова. Результат почти предсказуемый, если принять во внимание «раскрученность» обоих на современном книжном рынке. А вот то, что следом за ними идет Александр Исаевич Солженицын – это победа здравого смысла над «литературщиной». Тем более, что за ним бодрыми рядами шагают все те же Устинова, Маринина, Пелевин и Лукьяненко.  

Эти предпочтения – зеркальное отображение нынешней литературной жизни, в которой нет места ни Распутину, ни Белову, ни Личутину…

Еще удивляет, что в классики не попала «соловей гламура» «Ксюша из плюша» Собчак, которая тоже «заделалась» в писатели.

И уж совсем поразительно то, что постоянно мелькающий на экране и напоминающий о себе Дмитрий Быков в нынешние классики ни под каким видом не прошел. Так же, как вечный теле-культуро-ведущий и стойкий постмодернист, автор эпатажных "Русской красавицы" и "Жизни с идиотом" Виктор Ерофеев - здесь даже еженедельная самореклама оказалась бессильной.  

Из зарубежных современников первую строчку рейтинга предсказуемо (никого из современных зарубежных писателей так массировано не «впаривали» издатели, как его) занял Паоло Коэльо. Следом за ним идут С. Кинг, Х. Мураками, Дж. Роулинг и Д. Браун. Никто в этом списке не удивляет: кого печатают, рекламируют и продают, того народ и читает (или хотя бы слышал о нем).  

На вопрос о том, кому из деятелей киноискусства жители России отдают пальму первенства, ответы респондентов выглядят так. Бесспорный фаворит - Никита Михалков. Следом за ним - Эльдар Рязанов. Поразительно, но третью строчку в этом рейтинге занял великий Сергей Федорович Бондарчук. Поразительно не потому, что он появился в этом списке, а потому, что полтора десятилетия модернисты, постмодернисты и прочие «исты» делали все для того, чтобы имя великого мастера было вычеркнуто из истории отечественного кинематографа.  

Имя еще одного представителя михалковской семьи – Андрона Кончаловского – было поставлено опрошенными на 4-е место. Правда, он собрал голосов в пять раз меньше, чем его брат. Вслед за Кончаловским расположились в списке Станислав Говорухин и Александр Сокуров.  

Что касается кинематографа импортного, то лидером здесь стал Стивен Спилберг, хотя его поклонников оказалось в 3,5 раза меньше, чем у Никиты Михалкова.

Квентин Тарантино получил от респондентов «серебряную медаль», но ему досталось голосов ровно 50% от спилберговских. Третьим в списке расположился Люк Бессон. Э. Кустурица, М. Скорцезе и А. Хичкок завершают этот почетный список.  

Что в итоге имеем? Вполне реальную картину нашей культурной жизни эпохи развивающегося капитализма. С предпочтениями литературных классиков вроде бы все ничего. Правда, вкусы серьезно подпорчены «классиками» наших дней, но другого и ожидать было трудно: засилье на телеэкране прямой и косвенной рекламы «мыльного» чтива и литературы постмодернизма, в которой замечены все без исключения телеканалы, включая «Культуру», способствуют интенсивному «намыливанию» мозгов россиян. «Мыло» щиплет глаза, и оттого историко-культурные ретроспекции и аллюзии даже не просматриваются.  

Со сферой кино ситуация получше. Тоже, думается, благодаря телевидению. В последние года два в силу того, что ставить закордонное кино в сетку вещания дороже, чем наше, по многим каналам начали «гонять» и старые советские фильмы, и ленты «живых классиков». Оттого можно сделать вывод, что иногда рынок идет культуре на пользу – важно только, чтобы у руля телекомпаний сидели «жмоты», которые, возможно вразрез своим специфическим вкусам, порой способствуют сохранению приличного кино в пределах зрительской досягаемости.  

 

Специально для Столетия


Эксклюзив
28.02.2024
Святослав Князев
За что ПЦУ взъелась на святого князя?
Фоторепортаж
27.02.2024
Подготовила Мария Максимова
В Москве в Государственном музее А.С. Пушкина представлен Межмузейный проект к 225-летию со дня рождения поэта


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..