Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
4 декабря 2022
Как помочь школе

Как помочь школе

Педагогический опыт С.А. Рачинского и святителя Николая Японского остается актуальным
Ирина Ушакова
19.10.2021
Как помочь школе

В Московском доме национальностей прошли заседания Круглых столов «Педагогическое наследие архиепископа Николая Японского и С.А. Рачинского» и «Традиционные педагогические системы в контексте задач развития современного образования».

К системе современного российского образования у родителей и учителей сегодня много вопросов. Нынешняя встреча учёных, педагогов, священников на заседании за Круглым столом, посвящённом педагогике, – это попытка осмыслить происходящее, рассмотреть возможные способы восстановления классической системы образования, которая и в царской, и в советской России была выстроена в совершенстве и давала отчётливые результаты.

Самая успешная духовная миссия в истории Русской Церкви – это служение просветителя Японии архиепископа Николая (Касаткина) (1836 – 1912), оставившего по окончании этой миссии 33 тысячи крещёных в православие японцев, а самая успешная практика устроения народной школы – опыт педагога-подвижника, профессора Московского университета Сергея Александровича Рачинского (1833 – 1902).

Эти выдающиеся деятели родом из Бельского уезда Смоленской губернии (ныне Оленинский район Тверской области), но их труды ещё при жизни стали известны далеко за пределами России, по ним мы можем характеризовать целую эпоху духовной и культурной жизни нашей страны.

Встретившиеся за Круглым столом историки, преподаватели вузов, исследователи родословных, преподаватели спортивных секций, сотрудники музеев говорили об использовании педагогического опыта С.А. Рачинского и св. Николая Японского в современном образовании. А это, как правило, основательные знания русской и мировой литературы, математики, истории, учения православной Церкви, физическая подготовка.

С приветственным словом на мероприятии выступил протоиерей Артемий Рублёв, настоятель храма на малой родине святого равноапостольного Николая Японского, в посёлке Мирный Оленинского благочинного округа Ржевской епархии. Вместе с отцом Артемием на эту встречу приехала замечательная исследовательница смоленского и тверского фольклора, доцент Тверского государственного университета, председатель Ржевского краеведческого общества, член Союза композиторов Ольга Михайловна Кузьмина и порадовала нас исполнением народных песен, которые в XIX веке слушали С.А. Рачинский и Иван Касаткин – будущий просветитель Японии.

Говорилось на этой встрече и о современном состоянии Татевской школы им. С.А. Рачинского, которая в нынешнем году отмечает своё 160-летие. Приветствие участникам Круглых столов прислала директор школы Галина Ивановна Большакова. Сохранение сегодня сельской школы – это подвижническое служение сельских учителей.

Ученики Татевской школы (а их осталось всего 13) сегодня ведут работу по сохранению памяти об основателе школы С.А. Рачинском, в частности, они составили биографии всех героев, изображённых на картине Н.П. Богданова-Бельского «Устный счёт. В народной школе С.А. Рачинского».

Около десяти лет существует Общество по сохранению наследия Рачинских. Создали его мы с руководителем партии «Возрождение аграрной России» Василием Стефановичем Крыловым (1939 – 2020), поскольку он был родом из Оленинского района, руководил сельским хозяйством района, а затем Тверской области, и просто относился с благодарностью к Рачинским, которые помогали его крестьянской семье ещё до революции. В 1990-е годы Василий Стефанович законсервировал здание церкви и помог отремонтировать под музей дом приказчика в усадьбе Рачинских. Сегодня мы с А.Д. Коншиным-Рачинским, старшиной Московского купеческого общества, продолжаем по мере сил деятельность Общества по сохранению наследия Рачинских, ведём исследовательскую работу, восстанавливая по крупицам память о представителях рода Рачинских и их окружения, которые созидали нашу страну на военном, научном, культурном поприще. Коншиным-Рачинским составлены родословные Рачинских, Боратынских, Олениных... Несколько лет назад нами был обнаружен в архиве РГАЛИ альбом рисунков Владимира Рачинского, мы получили копии и устроили выставку работ в Татевской школе.

Благодаря директору Института русской цивилизации Олегу Анатольевичу Платонову в 2019 году вышел в свет составленный с моими комментариями сборник трудов С.А. Рачинского. Это издание – благодарность учителю моих прадедов – Рачинскому. Книга разошлась по стране, оказалась нужной и своевременной, судя по откликам на неё. Ежегодно в разных вузах студенты пишут курсовые, магистерские, кандидатские работы по теме деятельности С.А. Рачинского. К примеру, в прошлом году в МГУ защитил диплом Пётр Пантуев по теме философских взглядов С.А. Рачинского. В нынешнем году семинарист Московской духовной академии Павел Киреев пишет магистерскую «С.А. Рачинский и В.В. Розанов».

Удивительно лишь то, что имя Сергея Александровича Рачинского до сих пор даже не упоминается в учебниках по истории педагогики.

Член нашего Общества – кандидат искусствоведения Надежда Ивановна Кабанова – исследователь биографий многих учеников Рачинского. А её работа по восстановлению переписки С.А. Рачинского с музыковедом, руководителем Придворной певческой капеллы С.В. Смоленским – это огромный пласт истории русской духовной музыки. Вся эта культурологическая деятельность должна непосредственно становиться воспитательным багажом для современных школьников и студентов, потому что мы и наши дети – наследники этой культуры.

Мы рады делиться своим опытом, привлекать к работе молодёжь. И ещё – нам нужна команда, нужны молодые учёные и просто любители истории, краеведения, дворянской усадебной культуры, неразрывно связанной с церковной историей и с народным бытом. Наш народ очень много потерял в революциях и войнах, многое растратили и потому, что «ленивы и нелюбопытны», но снова, говоря словами Пушкина, именно «любовь к отеческим гробам», т.е. причастность к истории предков удерживает человека от дикости и вырождения. На этой любви основано «самостоянье человека, залог величия его». Возможно, этого твёрдого стояния в жизни как раз и лишены подростки, идущие расстреливать своих ровесников?.. Недавняя трагедия в пермском вузе взывает к нам – родителям, педагогам. Мне видится выходом из этой анархии молодёжи –её возврат к себе, попытка присоединиться к традиционной национальной культуре.

В заседании нынешнего Круглого стола принял участие кандидат технических наук, преподаватель Московского государственного строительного университета Виктор Иванович Котов. Много лет он занимается восстановлением нескольких сельских храмов в Бельском и Оленинском районах. А его увлечение – это составление родословных. Совместно с Николаем Владимировичем Садовским (почившем в 2020 году), В.И. Котов составил родословную святителя Николая Японского, которую и представил нынешнему собранию.

На свои средства В.И. Котов установил несколько памятных досок св. Николаю Японскому, отмечая исторические места, где он учился или служил. «Знает ли обо всей этой работе Министерство культуры или Министерство образования?..» – звучал на нашей конференции вопрос из зала.

А какую огромную работу ведёт провинциальный Краеведческий музей города Белого Тверской области! Директор музея Галина Ивановна Муратова, принявшая участие в заседании Круглого стола, рассказала о том, сколько удалось сделать сотрудникам музея, восстанавливающим память о знаменитых земляках. И действительно, ежегодные конференции в городе Белом собирают краеведов, потомков знаменитых бельчан из разных сословий, это всегда культурное событие для области.

Вице-президент Международной славянской академии наук, образования, искусств и культуры, преподаватель Николо-Угрешской семинарии Алексей Юрьевич Соловьёв рассказал о том, как опыт С.А. Рачинского и его мировоззрение можно передавать семинаристам. С докладом об издании десятитомного собрания сочинений равноапостольного Николая Японского выступила научный сотрудник Николо-Угрешской духовной семинарии Ирина Владимировна Кузьмина, а семинарист Александр Юрьев рассказал в своём докладе о ректоре Токийской духовной семинарии Иоанне Акимовиче Сэнума.

Врач-психиатр,заместитель председателя Межрегионального общественного движения «Семейные клубы трезвости» по научно-аналитической работе Андрей Игоревич Магай поднял тему трезвенного движения современных клубов трезвости, строящих свою работу на опыте С.А. Рачинского.

Большое внимание на заседании Круглых столов было уделено теме японской культуры и истории, что важно для понимания того, в какое время и в каких обстоятельствах нёс своё служение архиепископ Николай (Касаткин). С приветствием от посольства Японии в РФ выступил министр, заведующий информационным отделом посольства Японии Икэгами Масаки.

Перечислю лишь некоторых учёных, выступивших по теме русско-японских культурных связей, разговор о которых строился вокруг деятельности святого равноапостольного Николая Японского. Доктор философских наук ведущий научный сотрудник Института востоковедения РАН Елена Львовна Скворцова рассказала о культуре периода Мэйдзи в Японии в то время, когда там служил святитель Николай Японский; филолог-японовед, доцент кафедры японской филологии ИСАА МГУ Виктор Петрович Мазурик говорил о светском и духовном в деятельности архиепископа Николая Японского и С.А. Рачинского; профессор школы востоковедения при НИУ ВШЭ Александр Аркадьевич Долин – о просветительстве в Японии и русской культуре; с похожей темой выступил и научный сотрудник Государственного Эрмитажа, кандидат исторических наук Алексей Михайлович Боголюбов; преподаватель Московской консерватории им. П.И. Чайковского, кандидат культурологи Наталья Фёдоровна Клобукова выступила с докладом о музыкальном образовании, которое давалось в семинарии Николая Японского и в женской школе;доктор психологических наук, член Международного совета по музыкальному воспитанию Александр Александрович Мелик-Пашаев говорил о роли искусства в нравственном воспитании молодёжи; преподаватель Русской христианской гуманитарной академии Марина Сергеевна Болошинапо материалам журнала «Уранисики» подготовила выступление о роли издательской деятельности св. Николая в диалоге культур России и Японии.

Почётный работник сферы молодёжной политики Московской области, командир военно-исторического клуба «Инструкторы самозащиты» им. В.С. Ощепкова и Б.А. Сагателяна Кирилл Николаевич Марычев рассказал об истории самбо в СССР, о педагогах-ощепковцах, о необходимости освоения для юношества навыков самозащиты; преподаватель Дипломатической академии МИД России Мария Алексеевна Кириченко рассказала о воспитании через культуру в современном японском образовании. Она обозначила актуальные для российской современности принципы японской школы, базирующейся исключительно на своих национальных традициях. С досадой надо признать, что современная российская школа всё дальше и дальше уходит от национальных исторических традиций.

Однако есть поводы и для радости, хотя сугубо частные. К учёному сообществу присоединяются молодые силы. Ксения Макарова, сотрудник Городецкой епархии, приняла участие в заседании Круглых столов с темой «духовная миссия через педагогику Николая Японского», по которой не так давно защитила диплом.

После развала Советского Союза и, следовательно, советской системы образования многие педагоги озаботились: какую школу нужно формировать на новом витке нашей истории? Так, с 1991 года ряд школ в разных концах страны, независимо друг от друга, взяли за основу методики Рачинского. Эти школы и сегодня – лучшие в стране.

Свято-Алексеевская гимназия в Ярославской области; Русская школа в Твери; Школа искусств императрицы Александры Фёдоровны в Санкт-Петербурге… Это, по сути – засадный полк, последние островки настоящей русской классической школы, которой привыкли гордиться многие поколения царской и советской России.

Отдельно хотелось бы отметить масштабный проект летних лагерей «Отдых и учёба с радостью», которым руководит доктор биологических наук, действительный член РАЕН А.Н. Камнев.

Отдельным блоком на заседании второго Круглого стола прозвучало выступление заместителя директора Ивановской на Лехте школы, священника ВладимираСергеевича Мартышина. Эта школа в Ростовском районе Ярославской области– едва ли не самый успешный пример работы современной авторской школы на территории постсоветской России.

Владимиру Сергеевичу Мартышину, создавшему программу целостного развития, удалось, так же, как и С.А. Рачинскому в своё время, организовать образовательное пространство. Помимо общеобразовательных предметов в Ивановской на Лехте школе изучается каллиграфия, церковнославянский язык, в школе работают научные кафедры, еженедельно в школе организовывают некое погружение в ту или иную историческую эпоху, когда ученики пишут работы по конкретному периоду истории, создаётся внешнее оформление школьных коридоров под данный период. В Ивановской на Лехте школе проходят балы, к которым ученики шьют костюмы всех народов Российской империи. В школе проходят встречи с писателями и учёными. Создан аптекарский огород, школьное лесничество, птичья столовая. Несколько лет в школе работает поисковый отряд, который поднял останки более 600 воинов Великой Отечественной войны, создан синодик воинов Ярославской земли, погибших во всех войнах, в которых довелось участвовать России. Вся деятельность школы и села живо отражается на странице Владимира Сергеевича Мартышина в Фейсбуке.

Ивановской школе, как и Татевской, 161 год, а как школа целостного развития она существует 27 лет. В основу этой концепции положена задача развития целостной личности.

В 1991 году в школе было по 2 – 4 ученика в классе, а в последние годы приходится приостанавливать набор учащихся, школа не вмещает желающих учиться здесь. Около двухсот жителей, в том числе из Москвы и Санкт-Петербурга, переехали жить в село Ивановское на Лехте и в окрестные деревни.

Участвуя в Иринарховских чтениях (одни из самых основательных всероссийских научных чтений), которые ежегодно проводит Ивановская на Лехте школа, мне довелось проехать по окрестностям района и видеть, как идёт строительство новых домов и развивается частное сельское хозяйство. Это свидетельство того, что школа стала градообразующим и культурологическим центром.

Успехи Ивановской на Лехте школы радуют уже много лет.Не так давно выпускник этой школы, ныне аспирант МФТИ Алексей Ярёменко, получил стипендию Ж. Алфёрова в области физики и нанотехнологий.

«С.А. Рачинский, – говорит о. Владимир Мартышин, – делал ставку на своих учеников, которые возвращались в село. И наши ученики возвращаются». Также В.С. Мартышин отметил, что в школе Рачинского было сочетание родительских и учительских мыслей, устроитель школы отвечал прямым запросам крестьянских семей.

«Наш главный принцип, – убеждён В.С. Мартышин, – просто жить. И он позволяет ничего не выдумывать ни в педагогике, ни в семье, ни в жизни. Когда школа отвечает запросам вечности, а не сиюминутным модам, тогда и складывается то, что получилось у Сергея Александровича Рачинского, а в нынешнее время – у нас».

Говоря уже о Константине Дмитриевиче Ушинском, В.С. Мартышин напомнил мысль великого педагога о том, что школа должна развиваться с учётом национальных особенностей русского народа. «Сегодня забыли о народе, о народности, никто не советуется ни с народом, ни даже с учителями», – отметил опытный педагог В.С. Мартышин. В своём выступлении он высказал недоумение: «Министры говорят, что нужно вернуть труд в школу, но у нас закрыли кадетский корпус за то, что кадеты помогали старушкам складывать дрова».

Памятуя ещё об одном постулате Ушинского – религиозности, устроитель современной Ивановской на Лехте школы процитировал педагога XIXвека: «Нехристианская педагогика – вещь немыслимая». Разве не актуально? Ведь трагедии в современной молодёжной среде – это результат борьбы с христианством. Ничего не меняется веками: или животворящее христианство, или культура смерти, что сегодня вошло в моду у молодёжи.

Инициатива и подготовка этих Круглых столов принадлежит Ерофеевой Наталии Анатольевне, историку-востоковеду, преподавателю японского языка, переводчику, руководителю Российско-японского культурно-просветительского центра «От Берёзы до сакуры», и мне, как исследователю и издателю трудов С.А. Рачинского, организатору Общества по сохранению наследия Рачинских.

Мы убеждены, что разговор об этих выдающихся подвижниках, просветителях конца XIX века – это разговор о современности и о нынешней школе, а значит – о будущем.

Один из участников конференции отметил, что если бы такие встречи, как эта, регулярно проходили в каждой школе, в каждом вузе… А мне думается, если бы ещё этих заинтересованных своим делом людей показали по Первому каналу, то несомненно что-то начало бы меняться в нашей, не только школьной, жизни.


Специально для «Столетия»


Материалы по теме:

Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Игнат
19.10.2021 15:19
какие молодцы! так держать!
Алексей
19.10.2021 14:04
Дожили. Самые лучшие школы ведут подпольную работу.

Эксклюзив
02.12.2022
Валерий Панов
Запад намерен финансировать войну на Украине за счет российских активов.
Фоторепортаж
02.12.2022
Подготовила Мария Максимова
Памяти великого исследователя дальневосточных земель.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.