Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
23 мая 2022
Игры — это не игрушки!

Игры — это не игрушки!

Чем опасно неконтролируемое геймерство? Взгляд изнутри
Илья Муромский
15.12.2021
Игры — это не игрушки!

Чем более несчастен человек,
тем больше развлечений ему требуется. 

Даниэль Дефо «Радости и горести знаменитой МолльФлендерс»


Компьютерные игры. Ох, сколько разных слов было сказано об их вреде и влиянии на подсознание ребенка. Не один родитель и не один психолог утверждал, что сначала человек совершает ненастоящие преступления (убийство, воровство) в виртуальном мире, а после– воплощает их в реальности.

Лишь стоит ему погрузиться в игровую атмосферу, – тут же всё становится чем-то необычным, ранее неизвестным и креативным. Однако потом «неживой» процесс уже не приносит такой радости; адреналина становится все меньше, и возникает новая потребность в его поиске. И тогда геймер (игрок) идёт на улицу, где для него продолжается игра, и именно тут начинает происходить самое страшное...

Так психологи и родители представляют себе печальный финал и последствия компьютерных игр. И, честно говоря, как бы это печально ни звучало, но такие ситуации имеют место быть. Только в соотношении со всем человечеством жертв компьютерной зависимости не так много, и причина здесь одна. Это банальный переизбыток игрового контента, каким бы он ни был.

Даже безобидный «Тетрис» мог вызывать у людей иллюзию того, что на них сверху падают огромные фигуры и вот-вот их раздавят. Но кто в этом виноват? Неужели Алексей Пажитнов, создатель «Тетриса»? Или игра такая вредная? Ни в коем случае. Виноватым в этой ситуации является только сам игрок. И его нежелание вовремя прекратить процесс вовлечённости.

В таком случае появляется новый вопрос: кто причастен к тому, что человек не имеет границ и не в силах совладать с собой? Как бы это и смешно, и печально ни звучало, но всё закладывается в неосознанном возрасте — детстве. Таким образом, возвращаемся к старой песне о главном — воспитании.

Вспоминая себя, в голову приходят самые разные истории. Моё увлечение видеоиграми началось с малого возраста, и они были самыми простыми, наподобие Тетриса. Но меня ограничивали во времени. Мне не давали играть больше 20 минут в день, а в случае обмана — лишали компьютера или телефона как минимум на неделю.

Тогда мне это казалось чем-то странным и непонятным, и до боли обидным. Почему я не могу посвятить все своё свободное время любимым играм? Однако когда я поиграл в компьютер более 3 часов, после чего у меня очень сильно разболелась голова, и начал дергаться левый глаз, – то в тот момент я задумался: «Что-то здесь не так».

Также меня сильно раздражала ситуация, что многие мои сверстники имели доступ к играм с пометкой 16+ и 18+. Там было много крови, насилия и интересный сюжет: всё, о чём я мог тогда мечтать. Но родители упорно настаивали на том, что влияние подобных жанров очень плохо скажется на моей психике. Вновь и вновь я не мог и не хотел понимать ни папу, ни маму, а тяга к играм только усиливалась.

Когда мне исполнилось 12 лет, у меня появилась игра Medieval II Total War. В тот момент я был счастлив и проводил в этой игре почти все свое свободное время. Её нельзя было назвать жёсткой, хотя в ней присутствовал эффект крови, но для 2006 года(год издания игры) он выглядел очень сдержанно. Однако был один подвох. Эта игра имела маркировку 16+. Но не из-за наличия батальных сцен, а ввиду жанровой особенности. Эта стратегия в двух режимах: тактическом и стратегическом. В стратегическом режиме ты управляешь одним из предложенных средневековых государств, следишь за развитием городов и замков, а также собираешь новые войска. А на тактической карте ты берешь под управление отдельные отряды своей армии и сражаешься в непосредственном столкновении с противником.

Как вы, наверное, успели понять, на тот момент я чисто интеллектуально не дорос до этой игры. И мне приходилось снова и снова перезагружать весь процесс. И лишь спустя несколько лет я смог полноценно осознать всю механику серии Total War. На этом примере стоит выделить два плюса и один минус. Эта игра, как я уже отмечал, выполнена в жанре «стратегия в реальном времени» и требует большой концентрации внимания наряду с логикой. Без них вы не сможете успешно взаимодействовать как со стратегической картой, так и с тактической. Более того, в каждой исторической части этой серии игр (с 2016 года разработчики разбавили Total War стилем фэнтези) имеется своя энциклопедия с самыми важными событиями того периода, которому посвящена игра. Это были плюсы. Как видите, не такие уж и маленькие, так как развивают логическое мышление и расширяют кругозор.

А теперь о минусе. Абсолютно любая видеоигра, способная привлечь внимание, без должного самоконтроля превращается в лёгкий, а затем и в тяжёлый наркотик. Чуть выше я говорил о синдроме или «эффекте Тетриса». Этот синдром распространяется не только на Тетрис, но и на весь виртуальный мир в целом.

Если пояснять простыми словами, то при«игровом передозе» человек начинает видеть те же самые образы во сне, в мыслях и в повседневной жизни. Опасно ли это? Судите сами. Я однажды целиком и полностью испытал на себе этот синдром, и повторять свою ошибкуне горю желанием.

Фактически этой причины для родителей более чем достаточно, чтобы установить определенный временной отрезок, в течение которого их ребенок может играть в компьютер, телефон, или приставку. В некоторых же ситуациях имеет место и запрет на геймерство (увлечение видеоиграми) на день, неделю или месяц. Однако этот метод не всегда срабатывает, потому что подросток, влившийся в game-индустрию, и не отличающийся хорошей тормозной системой, не может выбросить из головы мысли и желание усесться за любимое кресло перед светящимся экраном. Логичный вопрос:что делать, чтобы такого не случалось? Расскажу, опираясь на личный опыт.

Как и все дети, я очень сильно тянулся к таким игрушкам. Это происходило из-за дефицита активного общения с моими школьными сверстниками. После окончания начальной школы половина нашего класса разбежалась по другим школам, а к нам перевели других учеников, с которыми у меня до конца обучения были частые конфликты. Из-за этого «игры ненаяву» всего лишь компенсировали недостаток моей коммуникации с обществом. Мама с папой, конечно же, это подмечали и часто отправляли меня в разные лагеря, в походы, на экскурсии. То есть помогали мне грамотно проводить свой досуг. И знаете, это очень сильно мне помогало. Да, я не перестал играть на компьютере, однако это не переросло в сильную зависимость, когда требуется помощь квалифицированного специалиста. Я рос и развивался вместе со всеми.

Этим я хочу сказать, что побороть любую зависимость можно только одним способом – переключать своё внимание на не менее интересные вещи.

Безусловно, человек по щелчку пальцев не перестанет думать и хотеть, но для этого процедура избавления от зависимости должна войти в жёсткую систему, как курс лекарств, которые необходимо принимать.

Видеоигры — это просто вид досуга. Это отдельный виртуальный мир и Вселенная, где есть место как простым игрокам, так и разработчикам, сценаристам, аниматорам, актерам дубляжа и так далее.

Главное – уметь распределять свое время, иногда – не без чужой помощи. Как гласит старая пословица – «делу время — потехе час». От себя добавлю: играть ты можешь, сколько хочешь, и никто не вправе тебе это запрещать. Просто не выбрасывай из головы мысль о завтрашнем дне. Она тебе очень поможет.


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.


Эксклюзив
20.05.2022
Яков Выговский
В угоду Западу киевский режим давно ведет против России тайную войну.
Фоторепортаж
17.05.2022
Подготовила Мария Максимова
В Царицыно проходит выставка «Романовы. Воспоминание о Крыме».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.