Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 июля 2021
Борис Гребенщиков: «Мы на другой стороне»

Борис Гребенщиков: «Мы на другой стороне»

Известный музыкант спел для Михаила Саакашвили
Андрей Соколов
11.08.2015
Борис Гребенщиков: «Мы на другой стороне»

Губернатор Одесской области, он же бывший президент Грузии Михаил Саакашвили опубликовал в интернете видео: популярный прежде в России Борис Гребенщиков поет перед ним под гитару за уставленными бутылками столом. Поет вместе с грузинской джазовой певицей Нино Катамадзе.

Как сообщил Саакашвили, выступление певца состоялось в Одессе, а после концерта БГ заехал в его резиденцию. Где спел специально для губернатора. «Несмотря на усталость, почти до утра общались и пели вместе», – доверительно поведал публике губернатор.

Депутат Государственной Думы Роман Худяков уже предложил певцу переехать на Украину и сказать Саакашвили: «Возьми меня своим помощником, и я каждый день буду тебе петь песню «Ветка». А его коллега, депутат Евгений Федоров предположил: Гребенщикову необходимо объяснить, что «он оказался вольно или невольно на стороне врага, что его использует американская система».

БГ, которого считают одним из «отцов-основателей» русского рока, родился в Ленинграде в 1953 году. Отец мальчика занимался научными исследованиями, а мать работала в институте комплексных социальных исследований. До восьмого класса Гребенщиков в обучался известной и престижной школе №421, после чего завершал среднее образование в школе с математическим уклоном. Затем Борис поступил в Ленинградский университет на факультет прикладной математики. Но работать по специальности не стал, а увлекся музыкой, основав группу «Аквариум». Дебютный альбом коллектива был выпущен самиздатовским способом в 1973 году. В ноябре 1980 года группа впервые заявила о себе официально, выступив на Всесоюзном фестивале рок-групп «Весенние ритмы» в Тбилиси, что пришлось не по вкусу тогдашним властям. В результате Гребенщиков был исключен из комсомола.

Однако времена быстро менялись. Вскоре БГ впервые появился на телевидении – в эфире программы «Веселые ребята». После этого «Аквариум» выступает в программе «Музыкальный ринг» и других телепроектах советского телевидения. Группа активно гастролирует, собирая полные залы и стадионы. Песни Гребенщикова звучат в фильмах «Асса», «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви», «Дом под звездным небом», «Митьки в Европе», «Город». Гребенщиков снимается в картине «Два капитана–2». В 1986 году выходит первый сингл «Аквариума» в США, а через три года выпускается сразу два англоязычных альбома. Борис Борисович был обласкан властями, а в 2003 году награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.

И вот популярный на родине, обласканный ее властями бард едет брататься с «майданными» назначенцами. Внезапная перемена? Наверное, нет...

Громкая слава Гребенщикова началась, как известно, с песни «Город золотой», восторженные поклонники носили своего кумира буквально на руках. Однако почти сразу заговорили, что эта песня – не его. А в 2005 году появилась интернет-публикация Зеева (Владимира) Гейзеля с обширным исследованием вопроса авторства данного произведения, в котором убедительно показано: подлинный автор музыки – Владимир Вавилов. Пластинка Вавилова получила известность в Советском Союзе и выдержала несколько переизданий. Мелодия еще одной композиции с той же пластинки, «Павана и гальярда», автором которой был указан Винченцо Галилей, легла в основу песни на слова Анри Волохонского, исполнявшейся Алексеем Хвостенко – «Конь унес любимого».

В ноябре 1972 года поэт Волохонский сочинил на мелодию с пластинки Вавилова стихотворение «Над небом голубым…», озаглавив его в сборнике произведений как «Рай». Первым исполнителем песни стал Хвостенко, многолетний друг и соавтор Волохонского. В 1975 году песня использовалась в спектакле «Сид» ленинградского театра-студии «Радуга», где ее и услышал Гребенщиков. Он впервые, не испросив разрешения у автора, исполнил песню в марте 1984 года на концерте в Харьковском государственном университете. Песня была записана группой «Аквариум» в январе 1986 года в ленинградском Доме радио. Под именем «Город» она вошла в альбом «Аквариума» «Десять стрел», исполнялась на множестве концертов и стала «визитной карточкой» Гребенщикова.

Однако в варианте Гребенщикова имеется несколько отличий от оригинального текста. Прежде всего, вместо «Над небом…» он сделал «Под небом…». По всей видимости, Гребенщиков попросту не понял, что речь идет о рае – «над» небом голубым. «Где-то в конце восьмидесятых, у нас поставили советское телевидение, и вдруг смотрю – БГ поет мою песню», – вспоминал Анри Волохонский, уехавший сначала в Израиль, а затем перебравшийся в Германию. – Что ж…».

Музыковеды уже давно обратили внимание, что многие так называемые «шедевры» российских исполнителей – плагиат. «Копируются» нередко не только слова, но и мелодии песен известнейших западных групп и исполнителей. В сети можно найти длинные списки имен нынешних кумиров, которых обвиняют в «заимствовании». Чему тут удивляться, это у нас норма: после развала СССР и краха прежней культурной политики сцену заняла голосящая «попса», подвизавшаяся прежде на обочине эстрады. А «желтая пресса» и телевидение сделало из нее новых национальных кумиров. Сложился узкий круг «своих» – «голосящей тусовки», где популярность стала определяться уже не талантом и качеством исполнения, а пронырливостью продюсеров, громкими скандалами, частотой мелькания на телеэкране.

Деньги плюс популярность привели к тому, что некоторые представители «попсы» возомнили себя элитой, живущей по своим собственным законам.

Лакмусовой бумажкой стали для этой тусовки события на Украине и возвращение Крыма в Россию. Единодушное волеизъявление жителей полуострова, объявивших о своем желании вернуться на Родину, а также связанный с этим небывалый патриотический подъем в России привели космополитическую тусовку в ярость.

Андрей Макаревич на днях заявил: «Я переживаю за события на Украине. Но гораздо сильнее я переживаю по поводу того, что творится в этой связи у нас. Такой разнузданной пропаганды и такого количества вранья я не припомню с лучших брежневских времен».

«Успокойтесь бесы, долбанные кабинетные и кухонные псевдопатриоты, воинствующие радикалы с обеих сторон, которым ввод войск окончательно развяжет руки», - вторит его коллега по ремеслу Юрий Шевчук на сайте радиостанции «Эхо Москвы».

…Как обещал Саакашвили, «вскоре нас посетит Андрей Макаревич, и мы открыты для всех талантливых и интересных людей из России». «Своих», разумеется. Это о них Гребенщиков в песне «Ветка» сказал так: «Ничто из того, что было сказано, не было существенным. Мы на другой стороне».

На чьей – понятно.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 35 найденных.
Алекс
03.09.2015 22:29
Я был поклонником Бориса,знаю почти все его песни,и верил в то что он поет то что думает, а он оказался просто конъюктурной тварью.Он для меня мертв,после того как стал услаждать слух убийц,-он танцует... но не на грани весны а на гробах детей убитых в Донбассе, на гробах миротворцев в Цхинвале, Борис будь ты проклят ...
Питерский
18.08.2015 10:59
Наталья (14.08.2015 23:35): /// "... обидно за давно почившего Франческо да Милано. Это он сочинил музыку... Факт, известный даже ученикам музыкальных школ"///.
"Авторство" Ф. да Милано - мистификация, см.: http://7я.net/forum/thread132.html
rector
15.08.2015 0:31
За бабки паренек старался. Только сколько ему там отмусолили? Теперь в нормальный клуб в России не позовут. Пролет.
Наталья
14.08.2015 23:35
Не могу удержаться от комментария. Ну, на бг мне, собственно, глубоко плевать, но вот обидно за давно почившего Франческо да Милано. Это он сочинил музыку, к которой потом добавились слова про город золотой. Факт, известный даже ученикам музыкальных школ. Какое ещё расследование здесь нужно?
Уруска
14.08.2015 20:09
ещё одна Гюльчатай показала личико.Радоваться надо.А то бы ещё долго поклонников использовали как полезных идиотов.
ВЕРА
14.08.2015 10:50
Борис Гребенщиков: «Мы на другой стороне»

Вот "удивил"! Да, такие всегда на другой стороне! Было бы удивительно, если бы наоборот...
Погранец
13.08.2015 19:38
Гребень,несомненно,талантлив! Его вполне можно поставить в ряд с поэтами Серебрянного века. Но предательство этим не оправдаешь. Что,Пушкин стенал и лил слезы, когда Паскевич брал Варшаву, или Лермонтов в десна рубился с чеченами во время войны на Кавказе? Нет, будучи подлинно русскими поэтами, они явились певцами в стане русских воинов! В чьем стане поет Борис Борисович, мы имеем сейчас возможность наблюдать.
наблюдтель
13.08.2015 8:25
Понять Гребенщикова можно ,созерцая то ,что происходит в России: коррупция,воровство властной элиты ,нищета некоторой части населения.Но не пойму,почему именно Саакашвили и Украина стали образцом демократии и свободы ,?  
Влипердиус
13.08.2015 1:18
Я родился в Феодосии ещё в Советском Союзе и жил в этом городе всю жизнь. Никогда, никогда мне даже во сне в голову не приходило, что я всё это время был не на родине!!!
А-1
12.08.2015 15:41
Народ почему назвал время 90-х властью дерьма, что в каком плане соответсвовало действительности. Сам народ в этом самом дерьме жить не может, но за дерьмо постоянно кто-то держиться. Да и жизнь народа с способности себя от разного рода смут и стихий защитить если они сами по себе его уничтожат. В этом плане все творчество насколько может быть должно максимально народ избавить от всего этого дерьмового за это он и может держаться как за свое свою землю чтоб не оказаться в этот самом дерьме. Ну  народ в союзе все таки дерьмом не жили и его на народ не лили и жизнь там все таки дерьмом не была. В вообщем жизнь народа на то и состоит чтоб защитить свою жизнь от дерьма которого и так много и любое творчество если оно не пусто этим и занимаеться. В этом плане по отношение к советскому время можно во многом судить есть то что жедает каких свобод, а народ желает мира и достоинства, а не прозябания ради свобод невесть чего. Если в совке что ограничивали и запрещали значит были основания на то.
Отображены комментарии с 1 по 10 из 35 найденных.

Эксклюзив
16.07.2021
Валерий Панов
По материалам экспертного круглого стола ФИП и Российского исторического общества.
Фоторепортаж
12.07.2021
Подготовила Мария Максимова
К 200-летию великого русского поэта.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.