Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
20 апреля 2024
Биороботы на конвейере

Биороботы на конвейере

Инфантилизм – не только диагноз, но и политический заказ
Ирина Медведева, Татьяна Шишова
21.06.2006

В современных детях наблюдается несоответствие внешней взрослости и внутреннего инфантилизма. Смотришь порой на подростка и кажется, ты уже ничему его не можешь научить, такой он бывалый, многоопытный. А чуть копнешь, обнаружится, что впору ставить диагноз "задержка психического развития".

Юный "крутяк"

Вспоминается один четырнадцатилетний мальчик, которого и мальчиком-то с трудом можно было назвать – так он выглядел и такие у него были повадки. Мать привела его на психологическую консультацию с жалобами на прогулы и хамство.

Ясно, что такому парню нелепо предлагать детские игровые тесты. Но и сразу вступать с ним в задушевную беседу было бесперспективно. Поэтому мы для начала попросили его письменно перечислить качества хорошего и плохого человека. Задание, в общем-то, простое, но с виду серьезное.

Результат ошеломил. Мало того, что парень с трудом наскреб три эпитета, так еще выбор качеств говорил сам за себя. Хороший – красивый, добрый, умный. Плохой – некрасивый, злой, глупый. А ведь ребенок уже в пять лет понимает, что красивый – не обязательной хороший. Знает дошкольник и про умных злодеев. Так что наш четырнадцатилетний "крутяк" по уровню развития тянул максимум на три-четыре года.

""Кстати о дошкольниках. В последнее время попадаются "крутяки" и среди них. Они снисходительно, а то и с презрением смотрят детские игрушки. Мультики типа "Простоквашина" или "Кота Леопольда" для них - малышовое развлечение. А как хвастаются эти шестилетние Лолиты и Шварценеггеры тем, что сегодня принято называть "качеством жизни"!

…Ребятня доперестроечных времен действительно не знала критериев оценки дорогих вещей. Максимум, на что обращали внимание, красивый ли цвет. И колечко из фольги восхищало дошкольницу ничуть не меньше, чем настоящее, из "драгметалла". Теперь же "продвинутые" родители с умилением рассказывают, как "крошка сын к отцу пришел" и... посоветовал, в каком пункте сегодня выгодно совершить валютный обмен. "Умный парень растет", - умиляется папаша. А умник не владеет элементарными нравственными понятиями, без которых невозможно становление личности. Но практические познания такого ребенка (умен не по годам!) настолько восхищают взрослых, что обратную сторону медали они будто и не видят.

Песочница для взрослых

Однако чем взрослее становится ребенок, тем обыденнее выглядит его практичность. Она тускнеет, поскольку соответствует возрастной норме. А душевное недоразвитие высвечивается ярче, потому что оно перестает соответствовать возрасту. Выражается это не только в отсутствии высоких потребностей. Да, такой подросток равнодушен к поэзии, живописи или классической музыке и не испытывает романтических чувств по отношению к существам противоположного пола. Но, в конце концов, и раньше было немало людей приземленного склада. Нет, у современных инфантилов и приземленность какая-то особая. Это не хлопотливая Марфа и даже не мелкий лавочник с его маленьким мирком и вечными заботами о выживании. Лавочник хоть и не поэт, но, в отличие от инфантила, совсем не лодырь. И мирок у него пусть маленький, но все же в него вписана семья, ради которой он просиживает в лавке с утра до ночи. Практичность в классической системе понятий тесно связана с чувством ответственности.

Инфантильные же подростки никому и ничего не должны. Они даже о себе толком не могут позаботиться, потому что не умеют рассчитывать на шаг вперед. Такой недоросль может украсть все деньги, имеющиеся в доме, нисколько не заботясь о том, что завтра ему же самому будет нечего есть.

- А меня это не колышет! Это ваши проблемы, - заявит он растерянным "предкам". И на следующий день после воровства затребует "сбалансированного питания".

А вот юноша более старшего возраста. Не такой "отвязанный", а более благополучный. Он и школу закончил, и даже в институте отучился. Устроился на работу, прилично зарабатывает. Казалось бы, можно вздохнуть с облегчением: вывели в люди... Но "люди" – это громко сказано. Он живет с родителями, и при этом не считает нужным отдавать им хотя бы часть зарплаты. Они, впрочем, не настаивают, чтобы не обострять отношений.

- У молодых сейчас совсем другие потребности. Машина нужна. Одежда модная диких денег стоит. И отдохнуть нужно по-человечески, в цивилизованном месте. Где уж тут на хозяйство давать?

Вскоре у сына появляется девушка. Они находятся в близких отношениях, это может длиться год, другой, третий. Но женой он её не считает. А на робкий вопрос родителей, когда же, наконец, они вступят в брак, отвечает, что на свадьбу нет денег. А уж про детей нечего и заикаться. Сперва надо пожить для себя, ведь в жизни так много интересного: пиво, дискотеки, клубы, кино, интернет, роликовые коньки, бассейн, яхта, теннис. Жизнь похожа на большую песочницу, в которой появляются все новые формочки и совочки. А работать приходится для того, чтобы их оплачивать, поскольку родители этот взрослый набор игрушек обеспечить уже не в состоянии.

Что считать ответственностью?

""Кого традиционно считали ответственным человеком? Ведь не того же, кто убирает за собой постель и даже зарабатывает себе на жизнь. Ответственным называли того, кто нянчил малышей, брал на себя всё самое тяжкое, трудное и неприятное. Скажем, никому и в голову не приходило восторгаться ответственностью родителей, выхаживавших своего больного малыша. А что они еще должны были делать? На помойку его, что ли, выбросить?..

Значит, в основе ответственности лежит жертвенная любовь, готовность утяжелить свою ношу, чтобы облегчить её другому. И чем этот другой от тебя дальше, тем выше уровень ответственности.

Теперь критерии изменились. Ребенок, который не прогуливает школу и не становится наркоманом, суперответственный. Мать, заботящаяся о сыне-инвалиде, не просто ответственная, она – героиня. Что же касается самопожертвования ради чужих людей, то здесь сдвиг в оценках уже оборачивается парадоксом. Такие люди воспринимаются как юродивые.

- Я не святой! - заявляет иной человек, услышав о подобном случае. А в подтексте звучит: "Я не идиот". Обыватель дает понять, что не имеет к этому никакого отношения. Дескать, пусть городские сумасшедшие делают, что хотят, только меня, нормального человека, в это не впутывайте.

Можно сказать, что эпитет "ответственный" присваивается сегодня человеку, который худо-бедно способен отвечать за себя. Все, что сверх этого – уже исключение из правил. А инфантил даже за себя отвечать не может. Он весь во власти влечений, сиюминутных, по преимуществу низменных желаний. Захотелось покататься на модных аттракционах – украл деньги из папиного кошелька. Захотелось острых ощущений – укололся, и ведь не умер же... Шел на экзамен, но встретил приятелей и обо всем забыл, зато так классно повеселились.

Цели и задачи инфантилизма

Может возникнуть вопрос: а зачем плодить нежизнеспособных граждан? Зачем поощрять безответственность, ибо только очень невнимательные или не очень честные люди считают, что инфантилизм распространяется в обществе стихийно, сам по себе, без усилий с чьей бы то ни было стороны. Если стихийно, то наши города не были бы наводнены идиотскими и непристойными молодежно-подростковыми журналами, газетами, книгами. Не работали бы на отупление юношества целые телеканалы. В школах бы не сокращали часы, отведенные на изучение литературы, а из программы не выбрасывали бы произведения, развивающие душу, заменяя их прямо противоположными.

Так все-таки, зачем государству растить инфантилов? Ведь сколько нам ни твердят о коммерческих интересах, прибыли, которым якобы теперь подчинено все на свете, мы-то с вами еще не окончательно впали в детство и понимаем, что дело не в коммерции (во всяком случае, не в ней одной), а в государственной политике. Да и коммерциализация жизни – это тоже политика.

Понятно, что инфантилов гораздо легче одурачить. Такие люди, губя свою жизнь, будут уверены, что жизнь у них лучше некуда. Ну, а те, кто впишется в новую реальность – назовем их "благоразумными инфантилами" – они тоже нежизнеспособны в традиционном обществе, поскольку там сильны родственно-дружественные связи, без которых выжить трудно.

Но зато глобалистскому антитрадиционному обществу, для которого и растят инфантильных граждан, прочные человеческие связи совершенно не нужны. Ему нужны "свободные атомы", которые будут полностью зависимы от системы социальных служб и без них уже не смогут существовать. А раз так, то они должны быть стопроцентно лояльны к режиму, но опять-таки подаваться это будет не как открытое принуждение, а как свободный выбор.

Целенаправленное разрушение традиционных человеческих уз происходит давно. Ведь глобалистский проект родился не сегодня и не вчера. Кардинальный перелом, конечно, произошел в XX веке, когда сторонники этих идей стали создавать условия для разрушения крестьянских общин и большой семьи. Какое-то время, правда, казалось, что развитие цивилизации идет по двум противоположным направлениям – капиталистическому и социалистическому. Но обнаружилось, что обе социально-экономические модели исчерпали себя, и сейчас речь идет о некоем едином "постиндустриальном" обществе, для которого отчуждение людей друг от друга становится нормой. Особенно хорошо это видно в так называемых развитых странах, хотя элементы нового жизненного уклада есть даже самом отсталом, с точки зрения глобалистов, государстве.

…Все самое важное в жизни человека теперь происходит вне дома и вне семьи. Рожают "цивилизованные люди" в медицинских учреждениях. Умирают, как правило, тоже. Да и в промежутке между этими двумя событиями, в основном находятся не в семье. Ясли, детский сад, школа, институт, служба, дом престарелых... Невозможно забыть, с какой гордостью немцы, с которыми мы общались в Германии, демонстрировали нам эти старческие приюты. Дома престарелых были на каждом шагу: для богатых, для средних, для бедных. А ведь у большинства стариков имелись родственники, которые вполне могли их содержать и за ними присматривать.

- Не в этом дело, - объясняли нам немецкие знакомые. - Главное, чтобы человек был свободен! Наши родители в этих домах чувствуют себя свободными, независимыми. И мы тоже ничем не связаны. Так лучше для всех...

""Но и в те редкие часы, когда современная семья собирается дома, люди почти не общаются. Во многих семьях чуть ли не в каждой комнате стоит по "ящику", чтобы не возникало ссор: пусть один член семьи спокойно смотрит футбол, а другой наслаждается чем-нибудь ещё.

Скольких родителей уже удалось убедить в том, что они ровным счетом ничего не смыслят в собственных детях, не умеют их ни воспитывать, ни даже любить, и должны руководствоваться исключительно советами специалистов! Мы видим это и на своих психологических занятиях. В начале 1990-х многие родители вообще не понимали, зачем им психологи. Теперь же идут за советами на все случаи жизни. Нам бы радоваться прибавлению клиентов, но радостного тут мало: подобные тенденции свидетельствуют о том, что уровень безответственности в обществе сильно повысился.

А посмотрите, с какой настойчивостью взрослых дядей и теть втягивают в разнообразные игры. "Слабое звено", "Последний герой", компьютерные игры... Придешь к кому-нибудь на работу и видишь: несколько здоровых, солидных мужчин так сосредоточенно вглядываются в экран и нажимают на кнопки, как будто от их следующего хода зависит судьба человечества. А груженые продовольственными пакетами матери семейства, дорвавшись до места в городском транспорте, тут же достают кроссворд…

Оппозиционеры левого толка скажут, что это старый проверенный способ отвлечения людей от классовой борьбы. Да, без сомнения. Но это еще и способ инфантилизации взрослых, создание общества великовозрастных оболдуев, которые, даже если узнают, что мать при смерти или ребенок попал под машину, не сдвинутся с места, пока не пройдут очередной "уровень" компьютерной игры.

P.S.

Инфантилизация взрослых свое дело сделала. Родители весело хихикают, видя на прилавках кукол с гениталиями. И даже могут купить их детям. А вдумайтесь в смысл расхожего утверждения: дескать, что уж так ограждать детей от якобы недетской информации? Они ещё и не то знают, нам сто очков вперед дадут! В подобных высказываниях звучит затаенная гордость. Вот какие они шустрые, наши новые детки!

Да, не проходит даром бесконечное пребывание в информационной помойке. Христианская суть понятия детства вылущена, осталась шелуха. И в неё методично вкладывается прямо противоположное содержание, потворствуя инфантилизму, способствуя задержке (а то и остановке) развития человеческой души.

Специально для Столетия


Эксклюзив
19.04.2024
Валерий Мацевич
Для России уготован американо-европейский сценарий развития миграционных процессов
Фоторепортаж
12.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Государственном центральном музее современной истории России проходит выставка, посвященная республике


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.