Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
28 марта 2024
Белковский со своим уставом

Белковский со своим уставом

Либералы в очередной раз предлагают реформировать Русскую православную церковь
Денис Щукин
22.02.2013
Белковский со своим уставом

В середине января газета «Московский комсомолец» предложила депутату Госдумы Евгению Федорову составить «катастрофический» сценарий на текущий год. Он и составил, как просили: «Главная борьба будущего года - это борьба за суверенитет страны. «Пятая колонна» значительно активизируется, средства массовой информации значительно активизируются и будут постоянно атаковать позицию национального лидера, разрушать сложившуюся консолидацию между всеми фракциями в Госдуме. Все это будет управляться из-за рубежа».

К этому прогнозу мы еще вернемся, но, возможно, если бы сотрудники «МК» могли предвидеть такой ответ, они бы «единороссу» Федорову слова не дали. Другое дело, политтехнолог Станислав Белковский, единомышленник, постоянный автор и даже, не удивляйтесь, редакционный тамада. Для его вербальных экзерсисов место на страницах «МК» всегда обеспечено. Перед Новым годом («МК», 28.12.2012) разродился г-н Белковский таким спичем: «Я — (полу)профессиональный тамада. В те годы, когда у меня совсем не было денег, меня спасала запасная специальность. Потому редакция «МК» поручила мне сказать (или написать, что в данном случае одно и то же) новогодний тост. И тост этот будет произнесен. Чуть позже».

Чуть позже он обрушился на РПЦ МП за поддержку «детоедского закона»: «Вот, например, протоиерей Всеволод Чаплин благочестиво указал на то, что усыновление русских детей зарубежными парами в большинстве случаев означает «невозможность получить истинно христианское воспитание, а значит, отпадение от Церкви и от дороги в вечную жизнь, в Божье Царство». Думаете, Бог не расслышал? Как бы ни так. Но и что касается дел земных, они у РПЦ МП крайне плохи. Церковь, благосклонно взирающая на гибель детей, сама обрекает себя на гибель».

А далее и полутора месяцев не прошло, как тема РПЦ опять была поднята Белковским. Она, эта тема, вполне логично вытекала из предыдущего тоста, то есть выступления, тамады.

Коль Русская православная церковь такая плохая, то как с ней следует поступить? Правильно: «реформировать» в нужном направлении.

С. Белковский написал об этом в том же «МК» от 15.02.2013 г. Причем весьма ловко пристегнул этот вывод к уходу Папы Римского, который «важен для нас еще и потому, что напоминает о проклятых вопросах, касающихся судьбы нашей Церкви - Русской православной церкви Московского Патриархата (РПЦ МП). Ведь она тоже нуждается в кардинальных (прошу прощения за неудачный каламбур) реформах. Именно 2012 год высветил потребность в таких реформах ярко, как ничто и никогда… Что Церковь сможет избавиться от тотальной кремлезависимости и действительно стать духовным водителем русского народа. Но то был обман приблизительного зрения. В РПЦ МП нынче последовательно вытаптывается и уничтожается все живое и мудрое».

Такое его видение проблемы, и тут уже явно ничего не поделаешь…

В той же публикации есть еще один любопытный пассаж: «Мне часто задают вопрос: какая программа должна быть у легальной оппозиции в современной России? Я часто отвечаю на него развернуто, хотя не все слышат и слушают. Так вот. Один из ключевых пунктов — это назревшая (и уже даже перезревшая) реформация Русской церкви. Пока РПЦ МП остается - и все более становится - придатком исполнительной власти, реальные политические перемены в нашей стране невозможны, в этом я убежден».

Оно, конечно, здорово иметь свои, политтехнологические, убеждения, но народ думает иначе. За три дня до упомянутой в «МК» статьи с «программой реформации РПЦ от Белковского», 12 февраля, Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил данные о том, какие изменения в деятельности Русской православной церкви заметили россияне с момента интронизации Патриарха Кирилла и как оценивают его церковную политику.Самыми очевидными изменениями в деятельности Церкви стали сближение ее с народом - 10% (три года тому назад - 4%), строительство новых храмов и восстановление старых (3% и 7%), расширение влияния Церкви (3%), увеличение присутствия в СМИ (2%). По мнению большинства опрошенных, церковная политика, проводимая Патриархом Кириллом, отвечает интересам нашего общества, причем это мнение укрепляется (с 64 до 71% за три года). Этой точки зрения чаще придерживаются респонденты старше 45 лет (74-77%) и православные (82%). Не разделяют эту позицию 12% опрошенных россиян, исповедующих отличные от православия религии (26%), что вполне понятно.

Но обратим внимание на следующие данные: тесное взаимодействие Церкви с государством отметили всего 2% респондентов, а статистическая погрешность, как предупреждает ВЦИОМ в конце этого исследования, не превышает… 3,4%. О какой «тотальной кремлезависимости» «сращении Церкви и власти» «клерикализации общества» можно вести речь? А главное – зачем?

Задались этими вопросами и в Государственной Думе. Первый заместитель председателя Комитета по делам общественных объединений и религиозных организаций Михаил Маркелов заявил: «Я с этой трибуны обращаюсь в Следственный комитет и прошу дать ответы на вопрос, является ли написанное Белковским клеветой, а также носят ли его высказывания в статье экстремистский характер, разжигающий религиозную и гражданскую рознь».

Депутат С. Попов обратил внимание на то, что автор статьи «не является ни мирянином, ни верующим». «Он выступает как независимый политолог, но позволяет давать оценки и предложения, которые не могут быть восприняты никем из православных верующих в нашей стране. И это, с моей точки зрения и с точки зрения моих коллег, оскорбляет наши чувства и является, по меньшей мере, неуважением к истории и к тому огромному положительному опыту, который сегодня имеет РПЦ», - заявил депутат.

Все правильно говорят наши депутаты, да мне кажется, что несколько припозднились они со своими выводами. Напомню им некоторые факты из жизни, а, главным образом, из политической деятельности автора нашумевшей публикации. В июле 2011 г. KM. RU напечатала интервью, которое Станислав Белковский дал ресурсу «АПН Северо-Запад». Вот несколько цитат из той публикации. «Я считаю, что не надо трястись над территориальной целостностью РФ... Я, безусловно, хочу, чтобы Северный Кавказ (по крайней мере, мусульманские его регионы) покинул состав России». «Как минимум, Чечня, Ингушетия и Дагестан. Про остальные готов дискутировать». «Сначала нужно перекрыть им федеральное финансирование, – поясняет «русский националист». – Это обессмыслит их присутствие в составе РФ, поскольку оно является главным и единственным мотивом их пребывания в России. После этого создается международная рабочая группа под председательством какого-нибудь мощного экс-президента США (может быть, к тому времени таким человеком уже будет Барак Обама), формулирует сценарий развода, и мы, в строгом соответствии с Конституцией РФ, этот развод осуществляем».

Итак, суверенной России приглашать в качестве высшего арбитра для с собственного «расчленения» отставника – президента США? Но, главное, к чему фактически призвал Белковский? К нарушению территориальной целостности России. Где тогда были наши депутаты? Готовились к выборам в Думу? Ведь еще в июне 2011 г. издание «Новый Регион» сообщало: «Построение нового российского государства начнется с Урала и Сибири. Такое заявление сделал в Екатеринбурге политолог Станислав Белковский, который находится здесь с двухдневным визитом, и накануне состоялась его встреча с узким кругом жителей города. По словам Белковского, распад нынешней Российской Федерации – процесс практически неизбежный. Об этом политолог заявлял уже неоднократно. По его мнению, к распаду приведет проводимая в стране политика модернизации при отсутствии идеологии».

Он не так прост, наш герой, как хочет казаться. Во время оранжевой «революции» на Украине именно ему Борис Березовский доверил «спонсировать», по сути, государственный переворот, поддерживая и словом, и делом (т.е. долларами от БАБа) Ющенко и Тимошенко.

Его Березовский считал самым талантливым своим учеником. В интервью «МК» (25.12.2012) Белковский сказал: «Меня называют человеком, посадившим Ходорковского. Но это неправда». Вопрос корреспондента: «В чем конкретно вы себя обвиняете?»

- В том, что, работая с Березовским, включился в кампанию против Примакова и Лужкова, что косвенно способствовало возвышению Путина… Путин - это не тот правитель России, которого я хотел бы видеть… И вот, наконец, в этом, 2012 году, я поставил перед собой вопрос: почему я 11 лет поддерживаю людей, не имеющих к этому никаких моральных оснований? Понял, что это было сочетание мазохизма с элементами комплекса неполноценности. Разобравшись в себе таким образом, я решил больше оппозицию не поддерживать. Так что теперь я ни от кого не зависим и в этом смысле одинок.

- Слушайте, а на что вы живете? Все вас кидают, а я слышал, у вас квартира в Венеции.

— Во-первых, «все кидают» - это вы погорячились. Я вам этого не говорил. А квартира - да, есть. Значительно дешевле моей же московской. Но получаю я деньги за политтехнологические услуги.

Одно из серьезных интернет-изданий сообщило: «Великий лондонский кукловод Борис Березовский так характеризовал Белковского: «Он хорошо образован. Он креативен, то есть креативен, когда дело идет о чёрном пиаре… и при этом он себя не переоценивает». А сетевой портал «Евразийский союз молодежи» (автор Александр Бовдунов) пишет: «Станислав Белковский по натуре человек очень интересный. Авантюрист, каких мало в наше время, мистификатор, виртуозно сочинивший собственную биографию, которой предстает пред нами сыном итальянского коммуниста, приемным сыном генерала ФСБ и немецким шпионом, сдавшимся российским властям. «Сын турецкого подданного, потомок янычар» нервно курит в сторонке… Что-то есть в нем одесское, повадки ловкого менялы, хитрого уличного торговца, который нет-нет, да и попытается вам продать откровенную дрянь втридорога…».

Более полной характеристики, наверное, и дать трудно. Ну, вот такой он есть, наш яростный «реформатор» Российской православной церкви.

Любопытно, правда, а имеет ли он хоть какое-нибудь отношение к православию, вообще к христианству? Вряд ли, как и большинство тех оппозиционеров, которые обрушиваются с нападками на РПЦ.

В мае прошлого года журнал «Собеседник» сообщил о том, что «в Интернете появился «Общий перечень агрессивных антихристианских ксенофобов и клеветников». Среди врагов РПЦ – Алексей Навальный, Станислав Белковский, Гарри Каспаров, Александр Невзоров, Сергей Доренко, Ирина Хакамада… Всего 50 человек. «Собеседник» обратился за комментариями к одному из них – Борису Немцову. Борис Ефимович, конечно, высказал свое «фэ» по полной программе, хотя почти все только из названных «персонажей» бросили в РПЦ, минимум, по одному увесистому камню. Они ж без греха!»

Николай Сванидзе, которого представили как члена Общественной палаты РФ, в интервью тому же «Собеседнику» (01.08.2012) говорит: «Отец Всеволод (протоиерей Чаплин. – Д.Щ.) ведет себя экзотично, но, наверно, учреждение новой структуры (Всероссийского комитета по защите православных. – Д.Щ.) соответствует интересам РПЦ. Оно вписывается в рамки агрессивной, мракобесной кампании по запрету всего и вся. Я вообще не понимаю, от кого в православной стране защищать православных верующих. Это как жителей Африки защищать от африканцев. Мы просто скатываемся в Средние века. Завтра, например, этот комитет решит защищать верующих от коротких юбок, определенных книг, музыки. Смогут ли они воплощать свои инициативы? Если власть позволит, то у нас любая идея найдет продолжение. Хоть «Союз меча и орала», хоть Тевтонский орден. Все что угодно можно обосновать морально-нравственными интересами, если это соответствует политическим интересам власти».

А г-н Шендерович в «Ежедневном журнале» (13.02.2013) пишет, в частности: «Те же, кто сверяет себя и своего Христа с их гуманистическими идеями — маргиналы в сегодняшнем православии; их голосов почти не слышно, а тех, кто пытается бить тревогу, РПЦ, не особо вступая в дискуссию, давит на номенклатурном уровне. Между тем, клерикализация страны — проблема не только для самой cтраны, уже соскальзывающей в сторону православного талибана, — это проблема и для православия! Собственно, это одна и та же проблема — на разных фазах движения размашистого исторического маятника».

Е. Гонтмахер, член правления Института современного развития, тоже весьма «неравнодушен» к РПЦ. Пишет в газете «Ведомости»: «Возвращаясь к нынешней России, мы видим осознанную попытку противопоставить достаточно массовым и в открытую выражаемым протестным настроениям государственное поощрение национализма и ксенофобии, изоляционизма и имперскости, сталинизма, религиозной и прочей кондовости. Вовсю работают на это федеральные телеканалы, штатные пропагандисты, и общественное мнение начинает поддаваться. Казалось бы, тем, кто выбрал эту тактику подавления протестов, можно праздновать победу. Уличные акции потеряли массовость, оппозиция явно снижает динамизм. Однако это иллюзия: идет подспудное обострение социальной проблематики, которое наверняка вызовет очередную волну митингов и демонстраций, причем не только в Москве и Санкт-Петербурге».

Читаешь эти строки, слушаешь этих витий и задаешься вопросом: а какое у нас нынче столетие на дворе? Не Февральская ли революция опять на носу? Не нужно ли к «великому Октябрю» готовиться? А, может, и к событиям пострашнее?

Вон в конце прошлого года некий блогер Артемий Лебедев объявил конкурс на создание знака для верующих. Результаты конкурса известный дизайнер пообещал обнародовать, а представленные работы соберут в экспозицию, которую организует галерист Марат Гельман. Издание Rosbalt. Ru тут же откликнулось заметкой, мол, «известный галерист Марат Гельман сообщил о намерении разграничить искусство для верующих и атеистов с помощью спецзнака «Здесь могут быть оскорблены религиозные чувства верующих». Хотелось бы напомнить г-ну Гельману, что в нашей истории «спецзнаки» мы уже проходили. И если он этого не знает или забыл, то пусть родственников поспрашивает, особенно тех, кто постарше. Они ему многое могут про концлагеря рассказать, например, или про гетто…

А вот заместитель председателя Комитета СФ по международным делам Валерий Шанякин говорит: «Я бы вернул автора статьи (Белковского – Д.Щ.) к временам царской России: когда Столыпин задумывал свои реформы, то одной из основ сильного и развитого государства он назвал православие. И сегодня, слава Богу, Русской православной церкви удалось встать на ноги. Она продолжает завоевывать авторитет не только в России, но и на международной арене». Глава комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству Владимир Плигин удивился, что Белковский объявляет перестройку Церкви «чуть ли не основной задачей легальной оппозиции в современной России». По его мнению, вряд ли какая-то политическая сила «может ставить вопрос, по сути дела, о прямом вмешательстве в деятельность Церкви и более того, настаивать на изменении тех или иных институтов Церкви». Депутат заявил, что такого рода призывы провокационны и затрагивают «духовное единство народа».

Да, именно на подрыв духовных устоев нашего общества и рассчитывают противники РПЦ, когда обвиняют ее в самых разных грехах. Так что, видимо, с прогнозами депутата Евгения Федорова придется согласиться.


Специально для Столетия


Эксклюзив
28.03.2024
Владимир Малышев
Книга митрополита Тихона (Шевкунова) о российской катастрофе февраля 1917 года
Фоторепортаж
26.03.2024
Подготовила Мария Максимова
В Доме Российского исторического общества проходит выставка, посвященная истории ордена Святого Георгия


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов и др..

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич и др..