Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
27 апреля 2024
Анатолий Дерябин: «У госкомпаний - самые высокие международные рейтинги»

Анатолий Дерябин: «У госкомпаний - самые высокие международные рейтинги»

Беседа с профессором, доктором экономических наук А.А. Дерябиным
07.12.2007
Анатолий Дерябин: «У госкомпаний - самые высокие международные рейтинги»
Государство - плохой собственник, предприниматель, инвестор и т.д. Это один из мифов либеральных реформаторов. Именно он стал в основе приватизации 1990-х годов, пагубные последствия которой мы еще долго будем расхлебывать. 


В последние годы государство постепенно стало возвращать контроль над важнейшими отраслями экономики. Сегодня оно уже владеет 100% капитала более 150 акционерных обществ, в том числе, РЖД и опосредованно - «Роснефти», контрольными пакетами более чем 500 компаний, в частности, таких, как РАО ЕЭС, «Аэрофлот», «Транснефть», «Связьинвест», опосредованно - «Газпрома», блокирующими – более тысячи предприятий, мелкими – еще около 1750-ти.
О плюсах и минусах активного участия государства в российской экономике, размышляет в беседе с корреспондентом «Столетия» доктор экономических наук, старший научный сотрудник Института экономики РАН, профессор, автор капитальных трудов по отечественной экономике А.А. Дерябин.

- Анатолий Александрович, бывший министр экономики Г. Греф назвал как-то политику расширения государственного участия «неандертальской». «Такая идеология должна умереть», - дословно заявил он… 

- Вот только беда, - у экспертов до сих пор нет надежных свидетельств того, что госкомпании тянут экономику вниз. Специальных расчетов для сравнения их эффективности с частными компаниями у нас никогда не делалось. Однако в большинстве стран та же нефтедобыча находится в собственности государства. Кстати, «поглощение» «Юганскнефтегаза» и «Сибнефти» демонстрирует, что в России появились две государственные суперкомпании, которые, не исключено, со временем сольются.
Сбербанк и ВТБ по рентабельности активов и капитала стоят выше большинства российских банков и, как минимум, не хуже банков первой десятки.
Так что пора уже спокойно и с фактами в руках рассмотреть мифы о неэффективности государственных компаний. На фоне постоянных утверждений, принявших форму заклинаний, о том, что частный собственник, предприниматель всегда эффективнее государства, реальность выглядит совсем иначе.
Практика показывает, что новые собственники отечественных предприятий отнюдь не стремятся развивать инновационную деятельность. Многие из них выжимают все, что можно, из своих предприятий, а активы переводят за рубеж. Так поступают не только всем известные олигархи, но и средние и даже мелкие собственники: слишком легко досталась им эта собственность, для того чтобы быть уверенными в ее неприкосновенности со стороны ограбленного общества.
В то же время государственные предприятия, разумеется, лучше защищены в условиях существующей политической и социально-экономической нестабильности, и, следовательно, могут ставить более долгосрочные цели своего развития, которые можно реализовать благодаря инновационной деятельности. Кроме того, государственные предприятия (значительная часть из которых была учреждена много десятилетий назад), в сравнении с вновь созданными негосударственными, обладают большим запасом готовых научных разработок, - бесплатным наследием советского времени. Вновь созданные негосударственные предприятия имеют, как правило, гораздо меньший инновационный задел.
А ведь с развитием рыночных отношений рациональная производственная политика предприятий, неотъемлемой частью которой выступает инновационная составляющая, становится необходимым условием их элементарного выживания, а тем более - достижения экономических целей, связанных со стабильным получением прибыли и ее увеличением. 

- Наилучшим показателем инновационной деятельности и повышения конкурентоспособности, как известно, считается торговля технологиями с зарубежными странами... 

- И в этом плане, смею уверить, что госпредприятия более эффективны, чем частные. А сопоставление данных за ряд последних лет об экспорте технологий не только свидетельствует о росте такого рода экспорта, но и постоянном возрастании доли госпредприятий и доли предприятий смешанной собственности в нем.
Для примера можно рассмотреть деятельность госкомпании «Роснефть». Более десяти лет назад постановлением правительства было учреждено открытое акционерное общество «Нефтяная компания «Роснефть». В первые годы своего существования «Роснефть» испытывала существенные трудности, и значительное время не могла проявить себя в новых рыночных условиях как эффективная коммерческая структура.
Трудности достигли своего апогея в момент финансового кризиса 1998 года, когда под угрозу было поставлено само существование компании как единого холдинга. В то время почти тотальной приватизации провалились две попытки передать компанию в частные руки – желающих стать хозяином актива, от которого государство пыталось избавиться, просто не нашлось. Перед дефолтом в компанию нагрянули даже лица, близкие к Борису Березовскому, и начали интересоваться активами. Судьба компании при этом их не заботила. Целей было две – во-первых, даром получить добавку к уже имевшимся нефтяным активам, во-вторых, продемонстрировать правительству тогдашнего премьера Сергея Кириенко его полную несостоятельность.
В обстановке политического и экономического хаоса первых постдефолтных месяцев о компании вообще забыли. Даже олигархические ставленники утратили к ней интерес, решив, что вытащили из "Роснефти" все, что можно. Поэтому назначение на руководящие посты Сергея Богданчикова и членов его команды прошло почти незамеченным: бизнес-сообщество сочло, что это "временщики" на пути госструктуры то ли к бросовой приватизации, то ли вообще к гибели. Однако тогда аналитики недооценили кадровый потенциал новых топ-менеджеров в компании. 

- Взлет, действительно, получился более чем стремительным. Но противники участия государства в бизнесе объясняют его исключительно прямым вмешательством государства в дела ТЭКа и поддержкой «Роснефти» в высоких кабинетах чуть ли не в ущерб всем остальным нефтяным компаниям. 

- Столь простое объяснение не выдерживает никакой критики. На самом деле прекрасно известно, что рассуждения о некоем государстве, «равноудалившем» несколько лет назад всех олигархов и принявшемся продвигать "свои" компании, - это не более чем активно пропагандируемый штамп. Доказательств тому множество. Достаточно вспомнить историю с приватизацией «Славнефти» в конце 2002 года, когда, якобы лелеемую государством, «Роснефть» это самое государство до конкурса просто не допустило, и актив, причем без особых трудов, поделили между собой совершенно частные ТНК с «Сибнефтью».
Первой и самой неотложной задачей было досконально разобраться в ситуации и навести элементарный порядок в управлении компанией. В итоге уже к концу 1999 года удалось восстановить контроль над основными активами, заработала структурированная система управления, появилась возможность осуществления централизованной производственно-экономической политики в рамках холдинга. 1999 год был закончен с прибылью. С этого момента началось поступательное развитие компании.
Даже в 2001 году, в период ухудшения конъюнктуры мировых и внутренних цен на нефть и нефтепродукты, она не только не снизила достигнутый уровень производства, но и продемонстрировала устойчивый рост. С тех пор был сделан качественный скачок в развитии бизнеса. 

- Но каким образом? 

- С самых первых дней работы в «Роснефти» новой команды менеджеров их главной целью стало превращение компании в мощную и сбалансированную энергетическую корпорацию мирового уровня. Ставка была сделана на приобретение новых активов на русском Севере и на простирающемся далее арктическом шельфе.
В конце 2001 года «Роснефть» подписала с «Газпромом» крупнейшее соглашение о совместном освоении месторождений на шельфе Баренцева моря. В начале 2003 года «Роснефть» закрепила свои позиции в Тимано-Печорской нефтегазоносной провинции, занимающей сушу европейского Севера России, приобретя компанию «Северная нефть». В том же году «Роснефть» и «ЛУКОЙЛ» реструктуризировали путем взаимовыгодного обмена свои совместные активы в Тимано-Печоре. В результате «Роснефть» получила, в частности, 50-процентную долю в совестном предприятии «Полярное сияние» (совладелец - американская корпорация ConocoPhillips). С этого момента проекты на Северо-Западе России стали одним из основных стратегических направлений деятельности «Роснефти».
«Роснефть» уделяет пристальное внимание также Восточной Сибири - не менее перспективному, но при этом еще менее освоенному нефтегазоносному региону, и Дальнему Востоку, продолжая освоение сахалинского шельфа.
Устойчивый рост, производственные и финансовые успехи предыдущих лет позволили «Роснефти» в несколько раз прирастить свои производственные мощности, стать одной из крупнейших нефтяных компаний России.
По обеспеченности запасами нефти по общепринятой международной методике оценки сегодня «Роснефть» находится на 1-м месте в мире. Она сейчас обеспечена ими на 32 года.
Таким образом, из слабой, раздробленной компании, которая практически перестала рассматриваться как активный участник нефтегазового рынка, «Роснефть» на глазах превратилась в одну из ведущих, системообразующих компаний отечественной нефтегазовой индустрии. Этот успех признали даже партнеры-конкуренты компании. Сегодня успехи «Роснефти» наглядно обозначают роль компании в качестве проводника стратегических интересов государства, как в нефтегазовой отрасли, так и во всем топливно-энергетическом комплексе России. 

- В чем это выражается? 

- Так, в 2001 году «Роснефть», создав предприятие «Грознефтегаз», приступила к восстановлению нефтекомплекса Чеченской республики. Уже в первый год работы «Грознефтегаз» стал одним из ведущих нефтегазодобывающих предприятий Юга России. В настоящее время «Грознефтегаз» превысил двух-миллионный рубеж годовой добычи нефти. В его работу и смежную деятельность вовлечено более 10 тысяч жителей республики.
В соответствии с интересами государства «Роснефть» стремится дать толчок восстановлению предприятий отечественного военно-промышленного комплекса. Так, в 2001 году компания присоединилась к реализации ряда проектов по освоению ресурсов арктического шельфа.
«Роснефть» стремится в пределах своего бизнеса решить стратегические задачи, которые еще с советского времени стоят перед всей отраслью: ввести в разработку ресурсы новых нефтегазоносных провинций, существенно поднять роль нефтепереработки, вывести производство на качественно новый технологический уровень. Таким образом, коммерческие успехи «Роснефти» - это весомый вклад в развитие всей российской экономики.
Не менее эффективным оказалось решение «Роснефти» создать альтернативную транспортную систему поставок нефти на экспорт. В настоящее время по базовым показателям эффективности работы и нацеленности на развитие, таким как объем прибыли и инвестиций на тонну добываемой нефти, "Роснефть» занимает первое место среди российских нефтяных компаний.
НК «Роснефть» управляет более чем 40 дочерними предприятиями на территории Российской Федерации. Одной из основ деятельности «Роснефти» является следование региональному принципу, вплоть до активного участия, совместно с территориальными администрациями, в социальной и культурной жизни. Такими регионами концентрированной активности компании стали: Дальний Восток, Сибирь, Северо-Запад и Юг Европейской части России. 

- Все изложенное создает весьма благостную картину развития государственной компании «Роснефть». Неужели и впрямь все так безоблачно? 

- Конечно, не все шло гладко. Вот один только пример. Менее чем через три года после начала работы команды Богданчикова возродился интерес олигархов к «Роснефти». Так, в 2001 году попытку взять ее под контроль предприняли структуры, близкие к «Сибнефти» и Роману Абрамовичу. Расчет был прост: в то время «Роснефть» исправно каждый год включалась в списки на приватизацию, и среди олигархов явно господствовало мнение, что самый лучший путь к контролю над госактивом - договориться перед конкурсом. 

- Это и понятно - росту интереса к «Роснефти» способствовало затяжное и значительное повышение цен на нефть... 

- Далеко не только благоприятная конъюнктура помогала «Роснефти» подниматься, Такие вещи, как консолидация активов внутри компании, возвращение растащенного, и выстраивание четких производственных цепочек, позволяющих наращивать добычу и переработку, наконец, приобретение новых активов (наиболее показательный пример - купленная в 2003-м году «Северная нефть»), никакая конъюнктура не сделает. Это прежде всего – грамотная менеджерская работа. Благодаря которой и государство, как собственник, ежегодно получает и будет получать от компании очень немалый доход в форме дивидендов. Частный же капитал всегда стремился как можно быстрее буквально выжать из месторождений максимальный доход, даже не подвергая текущему и капитальному ремонту скважины, брать только дешевую нефть. 

- Часто приходится слышать о том, что госкомпании находятся как бы в тепличных условиях, поэтому им все дается много легче, чем частным. 

- А вот совсем иное мнение. Его высказывает генеральный директор преуспевающей государственной компании «Технопромэкспорт» С. Моложавый: «Государство должно следить за получением… своевременной отдачи на капитал в виде дивидендов от отчисления прибыли. На самом деле государственная компания - это тот же самый бизнес, и его успешность в первую очередь зависит от менеджмента. Управляет ведь не форма собственности, а человек! Методично, день в день, компанией занимается генеральный директор, у которого либо есть совесть и умение управлять, либо нет».
Скажите, - нет пророка в собственном отечестве!? Можно сослаться на иностранные источники. Речь идет о семи международных организациях, дающих инвестиционные рейтинги суверенным странам и их компаниям.
Тот же Moody's, пересмотрев методику, в последнее время повысило потолки рейтингов 70 стран, подняв их на 1-5 ступеней. Среди них и Россия. В результате, российские компании отныне могут рассчитывать на более высокую оценку, вплоть до максимально возможной.
Обращает внимание тот факт, что рейтинги повысили только госкомпаниям. Ни одна корпорация, принадлежащая частным лицам, рейтинг не повысила. Вывод один – госкомпании, имеющие высококвалифицированный менеджмент, оказываются не менее, а часто даже более эффективными, чем частные корпорации.
Вот еще мнение известных ученых-экономистов: академика В. Полтеровича и профессора В. Попова: «Нам особенно необходима система институтов, обеспечивающая координацию усилий государства и частного сектора. Дело не сводится к совместному участию в отдельных проектах, созданию инвестиционного фонда и т. п. Речь должна идти о масштабных программах перевооружения старых и создания новых отраслей. Для решения таких задач, как подсказывает опыт успешных стран, необходима современная версия индикативного планирования, базирующаяся на взаимодействии правительства с отраслевыми ассоциациями бизнеса и профсоюзами.
Конечно, при малоквалифицированной и коррумпированной бюрократии государственное вмешательство в экономику сопряжено с большим риском. Распространено мнение, что сначала надо побороть коррупцию, а потом уже стимулировать рост. Такая стратегия не удалась ни одной стране. Серьезно улучшить институты можно только на фоне быстрого экономического роста, поэтому необходимо рисковать».
Ученые-экономисты не устают повторять о необходимости, объективной необходимости, активнейшего участия государства в управлении экономикой. Ведь это действительно очень важно в период, когда судьба России и российского государства решается именно сейчас, в период перехода к инновационной экономике. Как тут не вспомнить И.В .Сталина, который в 1931 году говорил: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделает это, либо нас сомнут».

Беседу вел Николай Митрофанов
Специально для Столетия


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.