19 апреля 2024
Ученые добрались до края Вселенной

21.10.2010
Ученые добрались до края Вселенной

Астрономы из Европейской южной обсерватории (ESO) измерили расстояние до самой далекой галактики и самого удаленного известного человеку объекта, который находится более чем в 13 миллиардах световых лет от Земли.

Впервые галактика UDFy-38135539 вместе с несколькими другими была обнаружена космическим телескопом Hubble в январе этого года. Ученые понимали, что расстояние до этих объектов составляет около 10 миллиардов световых лет, однако точно определить дистанцию средствами Hubble было нельзя. Астрономы наблюдали галактику в течение 16 часов, а затем потратили два месяца на изучение результатов.

Каждый раз, рассматривая в телескоп далекие галактики, астрономы получают возможность заглянуть в прошлое Вселенной. UDFy-38135539 позволяет увидеть, какой была Вселенная в "возрасте" всего 600 млн лет - это лишь 4% от теперешнего времени ее существования. "Измерение самой далекой известной галактики само по себе потрясает, но польза для астрофизики от этого открытия еще значительнее, - утверждает доктор Николь Несвадба из Института астрофизики космоса в Париже. - Мы впервые точно знаем, что смотрим на одну из галактик, расчистивших туман, который наполнял молодую вселенную целиком".

Группа под руководством Мэтта Ленерта, сотрудника Парижской обсерватории, с помощью телескопа VLT (Very Large Telescope) смогла точно определить у одной из этих галактик - UDFy-38135539 - красное смещение, то есть сдвиг спектра в красную сторону, который зависит от расстояния до объекта. Ее красное смещение оказалось равным 8,5549. "С помощью телескопа VLT мы подтвердили, что галактика, ранее зафиксированная Hubble, является самым далеким когда-либо идентифицированным объектом во Вселенной", - говорит Ленерт.

Астрофизик Сергей Попов из Астрономического института имени Штернберга заявил в беседе с агентством, что до сих пор самым далеким известным объектом считалась гамма-вспышка с красным смещением 8,2. "Это не просто самый далекий объект. Благодаря совместной работе телескопа Hubble (поиск галактик в так называемом "сверхглубоком поле") и больших телескопов ESO в Чили (получение спектров для подтверждения красного смещения) удалось "забраться" в принципиально важную область. Открылась возможность изучать самые первые галактики еще в период их формирования - ведь с момента начала расширения ("Большого взрыва") к тому моменту прошло всего лишь около 600 миллионов лет", - сказал Попов.

19.04.2024