Российские дороги станут платными

Премьер-министр Владимир Путин подписал постановление правительства, утверждающее правила пользования платными дорогами. Текст постановления и сами правила опубликованы на сайте правительства России. Из текста документа следует, что цену за проезд будут устанавливать сами операторы. Эксперты опасаются, что утверждение правил в то время, когда еще не построены объездные дороги, сделает платные магистрали безальтернативными.
По опубликованным правилам, пользование платной автомобильной дорогой осуществляется на основании договора между пользователем и оператором. Договор этот, по сути, заключается в том, что, въезжая на трассу, автомобилист покупает право проезда по ней. Это, как определяют правила, можно сделать и предварительно, приобретя соответствующий талон: с магнитной полосой или в виде наклейки. Годятся и электронные контактные и бесконтактные смарт-карты. Эти средства автоматической оплаты можно будет купить или взять в аренду.
Размер платы за проезд устанавливается оператором. Методика расчета платы и максимальный размер такой платы утверждаются правительством России. Он может быть не одинаковым для различных категорий транспортных средств, имеют значение время суток, день недели или месяц. Предполагаются и скидки в зависимости от частоты или регулярности поездок, а также льготный проезд. Документ запрещает по каким-либо причинам не пускать на дорогу клиентов, кроме тех, что отказываются платить, а также давать одним транспортным средствам преференции по отношению к другим.
1 мая этого года сразу несколько федеральных дорожных объектов должны быть переданы государственной компании "Российские автомобильные дороги" (ГК "Автодор"). Предполагаемая цена за проезд по платной трассе уже объявлена, она составляет от 3 до 5 рублей за 1 километр. Госкорпорация о введении специальной платы должна объявить за 60 дней. Это значит, что к середине лета российских автомобилистов уже могут заставить платить.
Независимые эксперты согласны с необходимостью введения платных дорог. Однако их настораживает сам факт принятия правил проезда по платным дорогам, когда альтернативных им путей еще нет. В минувшем году министр экономического развития России Эльвира Набиуллина заявила, что альтернативные бесплатные дороги построят тогда, когда появятся дополнительные средства.
Независимый автоэксперт Сергей Асланян полагает, что сейчас у властей очень велик соблазн законодательно провести возможность строительства дорог на безальтернативной основе. "И скорее всего они попытаются это сделать, – выразил он свои опасения изданию. – То есть мы с вами своими налогами профинансируем строительство дорог, а потом еще и ездить по ним будем за деньги".