Умер Сергей Соловьев

В Москве после тяжелой болезни скончался советский и российский кинорежиссёр, сценарист, кинопродюсер и педагог Сергей Соловьев. Глава Минкультуры РФ Ольга Любимова выразила соболезнования в связи с его кончиной.
Соловьёв родился 25 августа 1944 года в Карелии. Его отец руководил отрядом контрразведки «Смерш» Карельского фронта, а после окончания Великой Отечественной войны был советником главы и основателя КНДР Ким Ир Сена, поэтому некоторое время семья жила в Пхеньяне, а в начале 1950-х переехала в Ленинград.
С детства Соловьев делал успехи в искусстве: он посещал занятия в Театре юношеского творчества при Ленинградском дворце пионеров, выступал на сцене Большого драматического театра, куда его пригласил начинающий режиссер Игорь Владимиров. При этом становиться актером Соловьев не планировал – вдохновившись драмой «Летят журавли» (1957) Михаила Калатозова, он принял решение поступить на режиссерский факультет ВГИКа, где мастерами его курса были Михаил Ромм и Александр Столпер.
По воспоминаниям режиссера, Ромм оказал на него большое влияние в творческом плане. «Это был фантастический человек, всю мою судьбу слепил именно он. Он ко мне очень хорошо относился. Почему? До сих пор не знаю. Я ведь поступил во ВГИК, когда мне было 17-18 лет», – рассказывал Соловьев.
После окончания института с отличием молодой режиссер поступил на работу в «Мосфильм». Его дебютом в кино стали новеллы «От нечего делать» и «Предложение» по рассказам Антона Чехова, которые вошли в альманах «Семейное счастье» (1970), его первый полнометражный фильм «Егор Булычов и другие» по произведению Максима Горького вышел годом позже. В дальнейшем он не раз обращался к классике, сняв картину «Станционный смотритель» (1972) по повести Александра Пушкина и масштабную драму «Анна Каренина» (2008) по роману Льва Толстого.
Особенно важным в экранизациях режиссер считал желание зрителя после просмотра кино впервые прочесть или перечитать литературные первоисточники. «Классику, наверное, экранизировать нельзя, если вы решили просто стать переводчиком текста Толстого в изображение. Это варварство. Но тот переворот, который случается в голове у человека после соприкосновения с классикой – этот особый яркий свет, – вот то, ради чего существует искусство», – подчеркивал он.
За годы творчества Сергей Соловьев снял свыше 20 картин, в его работах появлялись такие актеры как Станислав Говорухин, Сергей Шакуров, Вячеслав Тихонов, Михаил Ульянов, Никита Михалков, Олег Янковский, Александр Абдулов и многие другие. Особое место в фильмографии Соловьева занимают своеобразные кинотрилогии, которые снискали любовь как зрителей, так и профессионалов.
О подростковой любви Соловьев говорил в драме «Сто дней после детства» (1975), удостоенной приза за режиссуру на Берлинском кинофестивале, «Спасателе» (1980), отмеченном специальным дипломом жюри Венецианского кинофестиваля, и «Наследнице по прямой» (1982). Все эти фильмы объединила также актриса Татьяна Друбич, которая впоследствии не раз появлялась в его работах. В 1983 году она стала женой режиссера.
Следующая трилогия отразила атмосферу последних лет существования СССР, а одной из самых ярких ее частей стала криминальная мелодрама «Асса» (1987). Режиссер рассказывал, что на создание фильма его «вдохновил» провал в прокате предыдущей картины «Чужая Белая и Рябой» (1986), при этом получившей особый приз жюри на фестивале в Венеции, – он решил снять такую ленту, чтобы у всех захватило дух, а герои бы пели и танцевали. Так в фильме появились песни группы «Кино», «Аквариум», «Браво», а также Виктор Цой.
В эту трилогию также вошли «Черная роза – эмблема печали, красная роза – эмблема любви» (1989) и «Дом под звездным небом» (1991). Режиссер считал, что по сути с годами времена не особо изменились, поэтому, если бы ему довелось сейчас снимать «Черную розу…», то он не изменил бы в ней ни слова.
Более 30 лет Сергей Соловьев воспитывал будущих режиссеров и актеров в своей мастерской во ВГИКе. Он всегда с теплотой говорил о студентах и, по его собственному признанию, старался не учить их, а делиться соображениями о том, что действительно важно. По словам режиссера Алексея Германа-младшего, выпускника Соловьева, многое из того, что объяснял мастер, живет с ним до сих пор.
«Сергей Александрович как-то ненавязчиво, очень мудро нам объяснял, что такое жизнь, делал это обаятельно, без прикрас, без ненужных разглагольствований и драматических пауз. Все мы знаем, что он был замечательный, светлый, веселый, но мне кажется, что очень несчастный человек в последние – да и не только последние – годы, потому что очень глубокий. Мне кажется, он был скорее поэтом, а кино для него было способом рифмования себя с миром. Наверное, он точнее всего в своих фильмах отразил этот переход из одной страны в другую страну. <…> Он точно отразил смятенное время, смятенных людей, смятенные головы. Конечно, он был очень большой человек», – поделился Герман-младший в видео, опубликованном на его станице в Facebook.
Ректор ВГИК Владимир Малышев рассказал ТАСС, что Соловьев постоянно занимался со студентами, у него была собственная система обучения творчеству. Именно режиссер инициировал установку памятника студентам у входа во ВГИК к 90-летию института. Скульптурная композиция изображает выдающихся выпускников – Андрея Тарковского, Василия Шукшина и Геннадия Шпаликова. Малышев подчеркнул, что мастерская Сергея Соловьева во ВГИКе будет носить имя прославленного режиссера до выпуска студентов.
Трижды режиссёр был в браке: первая жена – актриса Екатерина Васильева, вторая жена – актриса Марианна Кушнерова, в браке с ней рожден сын Дмитрий (6 октября 1974-12 февраля 2018), актёр, продюсер. Снялся в главной роли в фильме отца «Нежный возраст», третья жена – Татьяна Друбич, зарегистрировали брак в 1983 году, в 1989 году развелись, в браке родилась дочь Анна Друбич (род. 27 июня 1984), композитор, пианистка, живёт в Лос-Анджелесе (США).
По материалам «Интерфакса», ТАСС, газеты «Известия»