Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 апреля 2024
Преподаватели выступили против новых стандартов по литературе

Преподаватели выступили против новых стандартов по литературе

19.03.2018
Преподаватели выступили против новых стандартов по литературе

Учителя литературы, методисты и преподаватели вузов выступили против введения новых образовательных стандартов для школьной программы по литературе. В открытом письме они потребовали от Министерства образования и науки РФ не утверждать на запланированном на сегодня заседании новый образовательный стандарт, по которому школьникам придётся за пять лет изучить 235 произведений. Под обращением на сайте Гильдии словесников начался сбор подписей.

«Подготовленные Минобрнауки документы перечёркивают логику развития всей системы школьного образования за последние десятилетия, лишая школу вариативности в построении программ, попирая основы закона об образовании и те академические свободы, которые определены школам», – говорится в письме.

Как считают преподаватели, проект новой редакции школьного образовательного стандарта грубо нарушает права детей, уже проучившихся по существующему стандарту до шестого класса: «Приняв новый стандарт, Министерство образования даёт право контролирующим органам ловить детей на незнании большого списка произведений. Прочитать и обсудить на уроках все включённые в программу тексты вдумчиво и качественно невозможно», – подчёркивают они.

По их словам, в новой программе не просто слишком много произведений — они объёмные и имеют сложную художественную природу. «Это исключает возможность полноценного их освоения, создаёт риск формального, поверхностного разговора о них на уроке. Кроме того, в списке произведения второго и третьего ряда обозначены как обязательные для изучения, причём мотивы выбора тех или иных текстов непонятны», – отмечают учителя.

Помимо этого, авторы письма обращают внимание на то, что произведения жёстко прикреплены к классам, в которых они изучаются. «Однако ученики и классы всегда разные, внутренний возраст ребёнка зачастую не совпадает с номером класса. У учителя должна быть возможность переставлять произведения между классами, как предполагают существующий стандарт и примерная программа к нему»,— говорится в обращении. Преподаватели считают, что невозможность учесть возрастные и психоэмоциональные отличия школьников «подавляет мотивацию к чтению, противоречит современным требованиям выявления и развития детской одарённости, инклюзивного образования школьников».

«Неясна научно-методическая и педагогическая логика распределения текстов по годам изучения, –отмечают авторы письма. – Учебник, созданный по такой программе, будет напоминать хаотичное нагромождение текстов, не связанных между собой мыслью. Программа исключает литературу, популярную среди детей: современную литературу, литературу, написанную для подростков. Таким образом, предложенный в проекте документа список произведений является серьёзным шагом назад в построении программы по литературе, не учитывает интересов ученика и учителя, отстал от современной науки о литературе; он не берёт в расчёт изменившихся практик чтения, не отвечает вызовам времени. Крайне непродуманной и методически несовершенной является и предлагаемая в стандарте система навыков: она не способствует формированию читательских компетенций, творческого и проектного мышления».

В письме также обращается внимание на юридическую несообразность проекта: «Принятие данной версии стандарта <…> может вызвать конфликт интересов лиц, являющихся составителями учебников, программ итоговой аттестации и образовательных стандартов одновременно».

Авторы открытого письма настаивают: новый стандартообразующий документ противоречив, составлен непрофессионально и не учитывает мнения учительского сообщества.

«Учитывая важнейшую мировоззренческую роль литературы в формировании национальной идентичности, в российском культурном коде, полагаем, что данный документ не окажет позитивного влияния на развитие нашей страны»,— заключают учителя.

Они требуют отказаться от жёсткого распределения произведений по годам обучения и невариативного, неструктурированного списка. Развивать литературное образование они предлагают по нынешней Примерной основной образовательной программе. Новые реформы, по их мнению, должны проводиться после исследований и общественных консультаций.

На момент публикации новости под письмом поставили подписи почти 400 методистов, школьных учителей и преподавателей вузов.

Известный преподаватель-словесник Сергей Волков сообщил, что заседание Совета по стандартам в Минобрнауки в итоге отменили. Пока непонятно, связано ли это с публикацией обращения, но в министерстве информацию о переносе заседания подтвердили. Новая дата обсуждения пока не назначена.

По материалам сайта Гильдии словесников, газеты «Коммерсантъ», телеканала «Дождь», «МК»



Эксклюзив
27.04.2024
Владимир Малышев
Жесткая правда войны от бойца подразделения «Шторм Z», ставшего писателем
Фоторепортаж
27.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В Историческом музее открылась выставка, посвященная 200-летию Алексея Уварова


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.