Опубликованы данные чёрного ящика самолёта Качиньского
Военная прокуратура Польши, которая расследует причины катастрофы президентского самолёта Ту-154 под Смоленском, опубликовала полную версию стенограммы разговоров в кабине пилотов. Расшифровка последних 40 минут полёта не оставляет сомнений — в кабине перед крушением находились посторонние.
На записи слышно, что капитан всё время пытается призвать пассажиров к порядку. То и дело повторяет «Тихо там!», «Выйдите отсюда!», «Пожалуйста, перестаньте!», но его не слушают и не слышат. Кажется, в управлении самолётом участвуют все. Даже бортпроводница считает возможным давать указания, во сколько именно должен приземлиться борт. Из диалогов также выяснилось, что люди в кабине или около неё пили пиво и стюардесса приносила гостям напитки прямо туда.
Среди документов есть заключение профессора Гражины Деменко, которая утверждает, что в кабине пилотов находились посторонние люди, в том числе глава службы протокола Мариуш Казана. Судя по записям, Казана интересуется, не выбьется ли борт из графика. Командир честно предупреждает: погода плохая, приземлиться вряд ли получится, скорее всего, придётся уходить на запасной аэродром – в Минск или Витебск. Но дипломат непреклонен и приказывает продолжать попытки посадить воздушное судно «до тех, пока не получится».
Слышно, как командир экипажа говорит: «Господин директор, появился туман, при таких условиях мы не сможем приземлиться. Попробуем подойти, сделаем один подход, но, скорее всего, ничего из этого не получится». На это глава службы протокола ответил: «Будем пытаться, пока не получится». «Нам бензина не хватит до тех пор, пока не получится», – ответил командир. «Значит, у нас проблема!», – заключил Казана.
Но активнее всех настаивает на приземлении, скорее, даже требует его командующий ВВС Польши Анджей Бласик. Он оставался в кабине вплоть до крушения и, похоже, фактически руководил стремительно теряющим высоту самолётом. Он произнёс: «Это факт, мы должны это сделать до конца». А на высоте 300 метров он добавил: «Поместишься. Смелее».
Не поместились. На записи слышен крик капитана: он уже, не выбирая выражений, пытается выгнать посторонних из кабины. Но, видимо, поздно. Последнее, что зафиксировал микрофон, это безнадёжная фраза бортинженера: «Значит, бух!».
Опубликованные данные косвенно подтверждают главную версию российских следователей. Российская сторона возлагает ответственность за аварию на пилотов, осуществлявших посадку лайнера в сложных метеоусловиях, и полагает, что на экипаж могло оказываться давление со стороны присутствовавшего на борту руководства.
Стоит отметить, что депутаты партии «Право и справедливость», которую в своё время возглавлял погибший Лех Качиньский, кажется, неожиданно для самих себя осознали: новые подробности полностью подтверждают, что вина за катастрофу лежит на польской стороне.
Ту-154М упал под Смоленском утром 10 апреля 2010 года. В результате катастрофы погибли 96 человек: восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Польши Лех Качиньский, его супруга и часть руководства страны. Непосредственная причина трагедии – плохие метеоусловия и решение экипажа не уходить на запасной аэродром.
Ранее Польша обвинила двух российских диспетчеров в причастности к делу о крушении самолёта. По мнению прокуроров, они создали условия для опасности и неумышленно довели ситуацию до катастрофы.
Эту версию опровергли в Следственном комитете РФ. Официальный представитель СКР Владимир Маркин заявил, что в день катастрофы руководство полётами действовало по инструкции.
По материалам НТВ, Вестей.ру, МИР24, RT, РСН.