Греф рассказал о перспективах искусственного интеллекта
Глава Сбербанка Герман Греф провёл сегодня открытый «Урок цифры» на площадке подмосковного Технолицея им. В.И. Долгих. Тема — искусственный интеллект (ИИ). Известно, что «Сбер» одним из первых в России начал заниматься этими технологиями.
Греф рассказал учащимся про эмерджентность ИИ — это когда сложные системы начинают придумывать нечто новое, нехарактерное её частям.
«Генеративный ИИ — одна из самых потрясающих технологий из того, что человечество придумало, взаимодействие с ним открывает нам новые горизонты. ИИ может придумывать сам себя, генерировать сам себя — это то, что вынесет человечество на принципиально новую ступень своего развития», — заявил он.
По его словам, взаимодействие с ИИ открывает абсолютно новые горизонты. Эта новая технология станет драйвером развития всех остальных технологий. Греф отметил, что уже сейчас порядка 80% открытий делается с помощью ИИ. Благодаря этому, человечество в ближайшие десятилетия сможет решать задачи, считавшиеся неисполнимыми.
«По нашим оценкам в течение ближайших трёх лет, каждая семья будет использовать и искусственный интеллект без исключения», — убеждён бизнесмен.
За последние пять лет инвестиции в эту область выросли в 30 раз.
«Сегодня инвестиции в эту технологию не являются рентабельными ни для кого, весь мир в эти технологии инвестирует в долг, и могут себе позволить это либо государства, либо крупные компании, потому что любая маленькая компания умрёт сразу же, у неё нет такого большого объёма денег», — отметил глава Сбербанка.
Вместе с тем он обратил внимание на то, что на сегодняшний день на рынке труда самый большой спрос именно на специалистов с навыками работы в области ИИ в любых отраслях: самолётостроение, медиадизайн и даже педагогика. И 75% работодателей считают, что навык владения ИИ является одним из ключевых для сотрудников. По оценкам «Сбера», дефицит специалистов в России в области IT до 2030 года составляет примерно 1 млн специалистов.
«И скорее всего, дефицит будет только нарастать, потому что это, наверное, самая на сегодняшний день востребованная специальность», — заключил Греф.
На днях глава Сбербанка представил новую стратегию «Сбера» и сообщил, что в 2024–2026 гг. финансовая организация намерена перейти на человекоцентричную бизнес-модель и развивать ИИ «нового поколения». Ранее приоритетом стратегии 2021–2023 годов было развитие экосистемы, при этом банк продолжит её расширять.
«Наша задача — привести к тому, чтобы мы могли принимать подавляющее большинство наших решений в автоматическом режиме на основе ИИ, оставив для ручных операций самые сложные, может быть, самые тяжелоконструируемые продукты и удовлетворение самых непростых нужд человека», — рассказал топ-менеджер.
По словам Грефа, с помощью ИИ «Сбер» переведёт «большинство решений в онлайн», создаст умного AI-помощника для клиентов, а также «демократизирует технологии».
«Не нужно будет никаких специальных знаний, для того чтобы использовать эти сложные системы, поможем ликвидировать так называемый цифровой разрыв на всей территории страны. Эти услуги будут доступны всем и каждому. Каждому человеку будет предоставлена возможность использовать преимущества ИИ, и наше внимание будет сосредоточено на создании безопасного, подконтрольного и доверенного ИИ», — подчеркнул он.
В следующие три года инвестиции банка в развитие ИИ вырастут в полтора раза и достигнут 450 млрд руб., оценил руководитель блока «финансы» Сбербанка Тарас Скворцов. Он подчеркнул, что отдача от них будет значимой для финансового результата, поскольку за 2021–2023 годы прибыль Сбербанка от ИИ уже составила порядка 800 млрд руб.
Наряду с развитием ИИ Сбербанк намерен обеспечивать «необходимый объём прибыли для акционеров и общества», отметил Греф. Он упомянул, что целевым ориентиром для «Сбера» станут рентабельность капитала (ROE) выше 22% и дивиденды на уровне 50% чистой прибыли по МСФО. При этом банк поднял пороговый ориентир по нормативу достаточности капитала (Н20.0), от которого зависит возможность выплаты вознаграждения акционерам — с текущих 12,5 до 13,3%.
Построить человекоцентричную бизнес-модель невозможно без экосистемы, подчеркнул на той же презентации зампред Сбербанка Кирилл Царёв. По его словам, «Сбер» продолжит развивать нефинансовые сервисы и подключать к ним новые компании, чтобы те «смогли дотянуться» до своих клиентов с помощью «Сбера».
Всеобъемлющее царство банка.