Эксперты предупреждают: телефонные мошенники поменяли тактику
В последние месяцы наметилась новая тенденция телефонного мошенничества — месть не попавшимся на уловки гражданам, рассказал «Известиям» 8 сентября главный эксперт «Лаборатории Касперского» Сергей Голованов.
Он уточнил, что теперь злоумышленники звонят россиянам, которые разыгрывают преступников по телефону или ругаются с ними.
«Телефонные номера таких людей в дальнейшем используются мошенниками в качестве подменных при обзвонах других граждан. В результате позже «шутникам» начинают звонить жертвы злоумышленников с требованиями вернуть деньги», — пояснил Голованов.
Во II квартале 2022-го мошенники стали наращивать активность, следует из данных приложения Kaspersky Who Calls. За этот период вызовы с неизвестных номеров с подозрением на мошенничество поступали 41% россиян, тогда как в I квартале эта цифра находилась на уровне 36%.
В марте число звонков злоумышленников сократилось, но уже в апреле снова начало расти и достигло своего пика в июне, оценили в «Лаборатории Касперского».
Среди легенд и схем, которые активно применялись в течение шести месяцев этого года, можно выделить роботизированные обзвоны и звонки якобы от сотрудников правоохранительных органов, отметили в компании.
О последствиях шуток над телефонными мошенниками «Известиям» рассказал и москвич Евгений (имя изменено по просьбе собеседника). Он уточнил, что иногда поддерживал разговор с неизвестными, даже если подозревал, что на другом конце провода могут быть злоумышленники.
«Как-то я решил над ними подшутить: разговаривал с ними полтора часа и в конце концов сказал, что сразу понял, кто мне звонит. Они обиделись и стали использовать в своих целях мой номер. Есть такая функция: человеку звонят якобы от имени банка, и он видит какой-то номер, но на самом деле эта комбинация цифр принадлежит рядовому абоненту. Таким образом они подставили и мой номер. После этого мне в течение недели звонили и говорили: «Здравствуйте, вы мне только что звонили. У меня от вас пропущенный вызов», — рассказал Евгений.
О подобных случаях знает ведущий специалист департамента анализа защищенности Digital Security Вадим Шелест. По его словам, на Западе известны истории, когда киберзлодеи организовывали группы и сообщества на подпольных площадках с целью отомстить за разоблачения журналистам и исследователям информационной безопасности.
В ответ на запрос «Известий» о мстительных мошенниках в Банке России сообщили, что телефонные злоумышленники применяют различные уловки и психологические приемы, чтобы вывести человека из равновесия и отключить у него критическое мышление, например, с помощью множественных звонков и SMS-рассылок.
«Чтобы не стать жертвой мошенников, никогда и ни в коем случае не сообщайте звонящим, кем бы они не представлялись, личные данные, данные банковской карты, коды из SMS, секретные слова. При поступлении подозрительного телефонного звонка немедленно прервите разговор», — рекомендуют в ЦБ.
Управляющий партнер коллегии адвокатов Pen & Paper Алексей Добрынин рассказал, что если вы попали «под раздачу», то «во избежание подозрения в совершении преступления необходимо занять активную позицию защиты, представить доказательства своей непричастности, в том числе получить сведения от оператора мобильной связи с детализацией своих исходящих звонков и навигации своего нахождения в момент звонка потерпевшему. Доказать, что обыватель не совершал подобного звонка потерпевшему, а его номер был использован мошенниками в целях совершения преступления, — рассказал Алексей Добрынин.
По материалам газеты «Известия», Газеты.ру, Lenta.ru