«Черную акулу» усовершенствовали до «Аллигатора»
На вооружение российских ВВС поступила первая партия новых вертолетов Ка-52 "Аллигатор", которые являются модификацией ударного вертолета Ка-50 "Черная акула" и считаются одними из самых перспективных машин в мире. В рамках программы гособоронзаказа российская армия до 2012 года получит около 30 вертолетов Ка-52.
Одним из первых четыре борта получил Торжокский центр боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации. Вертолеты поступили туда еще в январе, и все это время пилоты проходили курс обучения управлению ими. В итоге 8 февраля там состоялся показательный полет, на который пустили посмотреть представителей прессы.
Первый полет прошел успешно. Как признался штурман боевой машины Евгений Галкин, начальник 344-го центра боевого применения и переучивания летного состава армейской авиации, даже сильный ветер не стал помехой. Еще пять экипажей из Торжокского центра боевого применения готовы к полетам на "Аллигаторе", но им предварительно предстоит пройти практический курс обучения. К ним присоединятся также восемь экипажей из Приморского края, так как новая техника в их часть поступит уже в этом году.
Новый вертолет Ка-52 был разработан в начале 1990-х годов. В 1997 году он прошел испытания и был признан экспертами одной из самых перспективных боевых машин в мире. По некоторым показателям он даже превосходит знаменитый американский АН-64 Apache. Многоцелевой всепогодный боевой вертолет Ка-52 "Аллигатор" является двухместной модификацией Ка-50 "Черная акула" и предназначен для решения широкого круга боевых задач днем и ночью в любое время года с применением всех средств поражения, в том числе для огневой поддержки наземных войск и уничтожения бронетехники и пехоты противника. Ка-52 - это командирская машина армейской авиации, призванная повысить эффективность групповых действий боевых вертолетов. Он имеет соосную схему винтов, расширенную носовую часть фюзеляжа и двухместную кабину экипажа, в которой катапультные кресла пилотов расположены "бок о бок".
Пилотирование вертолета могут осуществлять без ограничений оба пилота. Кабина бронирована. Вертолет пригоден для использования в учебном варианте. Высокие летные данные в сочетании с высокой маневренностью позволяют Ка-52 выполнять боевые маневры в малом объеме воздушного пространства для занятия выгодной атакующей позиции за кратчайшее время.
Вооружение вертолета состоит из 12 сверхзвуковых ПТУР "Вихрь", из 80 неуправляемых авиационных ракет калибра 80 мм, ракет класса "воздух-воздух", вертолет оборудован и 30-мм пушкой 2А42 с боезапасом в 500 патронов. Еще одно новшество "Аллигатора" заключается в его электронной начинке, которая позволяет пилотам выполнять сразу несколько действий: наносить удары по противникам, работать с наземными штабами и управлять действиями других боевых вертолетов. Вместе с тем Ка-52 оснащен уникальной системой спасения экипажа, которая позволяет летчикам выжить, даже если машину сбили на малой высоте. В этом случае срабатывает специальная катапульта, которая выбрасывает летчиков на высоту, пригодную для раскрытия парашютов.
Ка-52, как и его предшественник Ка-50, являются научными разработками всемирно известной фирмы Камова - ОАО "Камов". Генеральный конструктор вертолета Герой России Сергей Михеев также присутствовал на первом показательном полете "Аллигатора" и прокомментировал свою разработку. "Машина Ка-52 по сравнению со своими предшественниками предлагает ряд тактических преимуществ, и это ее особенность. Наша задача - и конструкторов, и пилотов - расширить эти возможности, Ми-28 плюс Ка-52 - это сила. Вертолет воплотил в себе задачи, которые появились в армейской авиации, расширяет тактические возможности. Назначение его: он не просто боевой, он разведывательно-боевой, что тоже является новым словом в современной тактике применения боевых вертолетов в мире", - подчеркнул Сергей Михеев.