Барду Юлию Киму исполнилось 85 лет

Один из основоположников бардовской песни, а также автор песен к кинофильмам, либретто мюзиклов, драматург, сценарист, лауреат множества престижных премий Юлий Ким отмечает 85-летие.
Он родился 23 декабря 1936 года в Москве в семье переводчика с корейского языка Кима Черсана (1904-1938) и преподавателя русского языка и литературы Нины Всесвятской (1907-1974). Его отец был репрессирован и расстрелян в феврале 1938 года, мать до 1945 года как «жену изменника Родины» отправили в лагеря и они встретились когда Юлию исполнилось 10. Родители впоследствии были реабилитированы.
Юлий Ким окончил Московский государственный педагогический институт (МГПИ). По распределению проработал три года учителем русского языка, литературы и истории на Камчатке и параллельно неожиданно для всех и себя самого стал сочинять песни. Вернувшись в Москву в 1962 году, преподавал в средней школе №135 и в специализированной школе-интернате №18 физико-математического профиля. С 1968 года полностью переключился на творчество, общение в диссидентских кругах и общественную жизнь — подписывал письма в защиту свободы и права.
Юлий Ким написал песни к более чем 50 фильмам: «Бумбараш», «12 стульев», «Обыкновенное чудо», «Про Красную шапочку», «Формула любви», «Человек с Бульвара Капуцинов», «Пеппи Длинный чулок» и др. В советские времена талантливого поэта заметили не только кинодеятели, но и КГБ, в сводках которого музыкант фигурировал под именем «гитарист». Из-за пристального внимания он не мог выступать под собственной фамилией. В титрах большинства картин из его фильмографии, а также на театральных афишах он указывался как Ю. Михайлов. Первая виниловая пластинка вышла на «Мелодии», когда поэту исполнилось уже 50.
В творческой биографии Юлия Кима — либретто к нескольким операм, а также песни, музыкальные и вокальные номера к 40 спектаклям. Среди них «Сказки Арденнского леса» (Мастерская Петра Фоменко), «Тиль» (Ленком), «Фанфан Тюльпан» (Театр «У Никитских ворот»), «Голый Король» (Театр «Бенефис»), «Мизантроп» (Театр Комедии), «Принцесса и эхо» (Театр Образцова). Юлий Ким — автор спектаклей «Волшебный сон» (Театр Маяковского), «Московские кухни» (Театр «3-е направление»), «Иван-царевич» (Театр Маяковского), «Ной и его сыновья» (Театр имени Станиславского и Немировича-Данченко). По его оригинальным сценариям сняты два фильма — «После дождичка в четверг» и «Раз, два — горе не беда».
В 2002 году Юлий Ким перевёл на русский язык мюзикл «Нотр-Дам де Пари», он же является автором либретто русской версии этого знаменитого спектакля и большинства песен. Позже на сцене Театра оперетты в Москве были поставлены мюзиклы «Монте-Кристо», «Граф Орлов», «Анна Каренина».
Посчитать точное количество песен, созданных за всю жизнь, не удаётся даже самому автору.
«500 или тысячу, сложно назвать число», — говорит он.
И вспоминает: главной наградой стала для него похвала, когда его песню из кинофильма Н. Михалкова «Пять вечеров» в эфире одной из радиостанций назвали народной.
На вопрос, жива ли авторская песня сегодня, не вытеснил ли её, например, рэп, музыкант отвечает: «Этот вопрос начали задавать очень давно, только вместо рэпа называли вокально-инструментальные ансамбли, потом рок. Авторская песня – это особый род лирического высказывания образованного сословия. Она возникла в 1960-е годы и держится до сих пор, несмотря на всякого рода влияния».
Ким, давно живущий на два города (Москву и Иерусалим), решил остаться на праздник в российской столице. «Недавно приехал в Москву и буду здесь в юбилей», – рассказал он.
Бард планирует дать два концерта.
«Ближайшее выступление у меня будет 26 декабря в клубе "Эльдар" в Москве, следующее – 11 января в "Гнезде глухаря". Что касается программы, то она в последние годы у меня ретроспективно-отчётная: я рассказываю и пою свои песни, исполняю вокальные номера из фильмов и спектаклей. Там и песни времён хрущёвской оттепели, и брежневского застоя, и горбачёвской перестройки, и современные», – отметил Ким.
По материалам ТАСС, портала «Смотрим»