Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
22 июня 2021
Здесь все начинается с Моцарта

Здесь все начинается с Моцарта

В московском Музее моды открылась уникальная выставка
Валерий Панов
25.05.2021
Здесь все начинается с Моцарта

Обычно, когда отправляешься на выставку, то хотя бы в общих чертах представляешь себе, что там тебя ожидает. Выставка в Музее моды была покрыта флером загадочности. Интрига крылась уже в самом названии: «Вечно модный Моцарт, вечно молодой Балет, вечно молодая Мода». Невозможно было не задаться вопросом: как можно соединить в одной идее столь разные смыслы? Впрочем, в нынешние времена всевозможных перформансов в одну «повозку» позволительно впрягать не только коней и трепетных ланей… Бессмысленная эклектика давно стала нормальностью для многих мероприятий культуры. Что ожидало посетителей здесь?

Прежде всего — Моцарт. Было полное ощущение, что от его скульптуры, застывшей на высоком двухметровом постаменте, исходят будоражащие душу флюиды. Он дирижировал. Одновременно его поза с воздетыми к небу руками напоминала… Что? Что-то очень знакомое, но забытое.

— Моцарт – это сама музыка, — сказала несколько позже скульптор Елена Безбородова. — И его фигура – это продолжение струн божественной лиры.

Ах, да! Известная с незапамятных времен, именно лира застыла в вечности, сохранив за собой бессмертие как символ гармонии. Считалось, что дивные звуки лиры очищали и исцеляли душу. Чайковский, помнится, говорил: «По моему глубокому убеждению, Моцарт есть высшая кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки».

Созданная специально для этого проекта заслуженным художником России Еленой Безбородовой скульптура Моцарта образует смысловой стержень проекта в виде изящной вертикали — от земного к возвышенному, рассказывает куратор и продюсер выставки Натэлла Войскунская.

Почетный член Российской Академии художеств, ответственный секретарь и соредактор журнала «Третьяковская галерея» – лучшего издания по искусству на русском и английском языках, – она возглавляет Фонд «ГРАНИ», который совместно с Музеем моды выступил организатором этой выставки.

Впечатление такое, будто гений дирижирует всей выставкой, а кульминационные элементы ее составных частей подчиняются его творческой воле. Натэлла Ильинична говорит:

— Когда проект абсолютно сложился, я предложила к участию в нем скульптора. Хотелось, чтобы в этом огромном зале была скульптура Моцарта. Посмотрите на этот зал без нее.

— Это действительно — стержень, - соглашаюсь с Натэллой Ильиничной.

— Да, верно. И не было бы его, мы бы по-другому сделали выставку. Но это была бы уже иная выставка. Моцарт — это знаковая фигура. Для слушателей, для музыкантов, поэтов, художников… Это фигура, объединяющая людей, интересующихся искусством в самом широком смысле слова.

Да-да, именно искусство является тем ключиком, который позволяет открыть все «шкафчики» с загадками этой уникальной выставки. А скорее – творчество его участниц. И раз уж мы начали со скульптуры Моцарта, то и продолжим скульптурной составляющей проекта «Вечно модный Моцарт, вечно молодой Балет, вечно молодая Мода». В экспозиции представлен также ряд других работ Елены Безбородовой, создавшей, в частности, образы легендарной Анны Павловой и замечательной советско-американской балерины и актрисы Наталии Макаровой. Обе эти работы, а также серия скульптур Безбородовой на темы музыки и танца составляют прекрасный аккомпанемент основной части выставочного проекта. Это не удивительно, ведь «Музыка в бронзе» - так называлась состоявшаяся в Музее «П.И. Чайковский и Москва» персональная выставка Елены Безбородовой, в которой было представлено 18 произведений из ее личной коллекции, а также скульптура Сергея Рахманинова из фондов Российского национального музея музыки имени М.И. Глинки. Елена Безбородова – автор 30 монументальных и декоративных произведений, установленных в Москве и в городах России, а также в Великобритании. Ее работы находятся в Музее Москвы, Музее Победы на Поклонной горе, Русском доме «Родина» (США), Александрийской библиотеке (Египет), Доме-музее Ф.И. Шаляпина, Государственном Дарвиновском музее и других, в частных и корпоративных коллекциях в России, Германии, Франции, США, Италии, Австрии, Венгрии, Сирии.

Главный творческий принцип Елены Безбородовой: «Искусство должно способствовать развитию и совершенствованию бессмертной человеческой души, и художнику всегда нужно помнить о своей высокой духовной миссии». Скульптуру Моцарта она создала на одном дыхании, впрочем, как создавала и другие работы.

— Наша встреча произошла полтора года назад в выставочном зале Дома-музея Гоголя, — рассказывает Натэлла Войскунская. — Работы Безбородовой мне очень понравились. Особенно ее одухотворенные скульптуры на религиозные сюжеты. Скульптуры дышали. В целом ее творчество, как сейчас говорят, зацепило.

А вот много лет назад, – продолжает Натэлла Ильинична, – меня «зацепило» творчество Светланы Ланшаковой, чьи работы составляют основу проекта. Признанный мастер печатной графики, художник-офортист Светлана Ланшакова давно развивает свою моцартиану.

В основе проекта — ее офорты из серии «Вариации на тему Моцарта» в своеобразном переложении, как говорят музыканты, для игры на… натуральных тканях: прозрачных (шелк, шифон, батист, органза) или непрозрачных (шерсть, сукно, бархат, хлопок, лен). А сама игра состоит в том, чтобы использовать офорт в фэшн-дизайне для создания эксклюзивных моделей одежды.

Задача куратора – перенести офорт с бумаги на разные виды тканей и включить офорты на тканях в модели от кутюр – была осуществлена художником-модельером Оксаной Негодой. О цели своей работы она сказала так: «Предстояло создать одежду, которая бы ассоциировалась с музыкой Моцарта и была адаптирована к современности». Таким образом, отпечатанные на разных тканях офорты стали графическими изысками деталей моделей одежды, они в известной степени соединили современную моду с фэшн-тенденциями XVIII века, который часто называют галантным.

Разумеется, это название относится к дворянской, преимущественно придворной культуре, определяющей правила поведения в обществе, манеру одеваться и даже образ мыслей. Собственно, во все времена одежда исполняла и эту функцию. Наряду с основной — прикрыть тело человеческое. И спустя почти два века американская писательница Сьюзан Зонтаг уже характеризовала адаптированные к современности тенденции, ключевые моменты моды галантного века как «хитрость, легкомыслие, наивная претенциозность среднего класса и шокирующее излишество». Думаю, в таком контексте модели от кутюр вполне можно рассматривать как переходной этап к моделям для среднего класса. Натэлла Войскунская отметила особо: «В эпоху принтов нам предстояло создать ткань с включениями – инклюзиями – офортов, которая была бы прямо противоположна броскости принтов, ведь офорт – это сама изысканность».

Все представленные в экспозиции 10 моделей — тому подтверждение, и каждая модель Оксаны Негоды даже у далекого от фэшн-дизайна зрителя вызывает подлинный интерес. Жемчужинами коллекции называют комплект платье/жилет «Маленький Моцарт», блузу с портретом композитора «Вена Моцарта» и бархатное пальто «Театры Моцарта», «усыпанное» офортами, и конечно, юбку «Реквием»…

Итак, представим художника. Участник многочисленных выставок – как коллективных, так и персональных – художник-офортист Светлана Ланшакова принимала участие в Международном фестивале искусств «Арт-Ноябрь», в проектах Фонда «ГРАНИ», представленных на 4-й и 5-й Казанской Международной биеннале печатной графики «Всадник», а также в проектах Фонда «ГРАНИ», посвященных творчеству и судьбе великого русского поэта Марины Цветаевой. Работы Ланшаковой представлены в коллекции Библиотеки искусств Музея Метрополитен (Нью-Йорк), фондах Государственного литературного музея, Национальной Художественной галерее Хазинэ (Казань), в Фонде «ГРАНИ» (Москва), частных коллекциях России, Австрии, Великобритании, Израиля, Швеции, США, Германии, Франции. «Офорт для меня – это жизнь», — подчеркнула Светлана Ланшакова.

При этом, как отмечали специалисты, новое, оригинальное использование техники печати изображения позволит применять офорт в фэшн-дизайне для создания эксклюзивных моделей.

Представляете, эксклюзив станет доступным каждому? – задаю вопрос Натэлле Войскунской. – Такого не может быть, – отвечает она, – ведь каждый оттиск – это оригинал, причем малотиражный. В принципе уже сам факт включения оригинального произведения печатной графики на ткани делает одежду эксклюзивной. И здесь нельзя не сказать, что офортные формы изготовлены по уникальной технологии Дениса Козырева, а оригиналами для них стали фотографии Наталии Кузьминой, Антона Ланшакова и Katya Shkolnik.

Давно замечено, что удивительные произведения возникают порой на пересечении искусств. Совместное творчество двух художников, офортиста Светланы Ланшаковой и модельера Оксаны Негоды, привело к появлению серии удивительных моделей одежды. Как отмечалось на выставке, погружение в звуковую ткань творений Моцарта позволило создать произведения искусства, находящиеся на стыке печатной графики (офорта), фэшн-дизайна, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Гармоничный союз муз предоставит зрителям возможность получить подлинное удовольствие.

Как отметила Дарья Серёжкина, PR-менеджер Музея моды: «Вся коллекция немного готическая». И это правда. Тем не менее модельеру Оксане Негоде удалось соединить романтический и готический характер Моцарта и создать при этом подлинные наряды от кутюр.

Несколько слов о художнике. Оксана Негода, художник-модельер – участник многочисленных выставок, ярмарок и конкурсов в России и за рубежом (Хорватия, Германия, Китай). Постоянный участник Estet Fashion Week (Москва). Она являлась официальным дизайнером Международного конкурса “Miss Tourism of the Globe” в России (Москва). Награждена Дипломом в номинации «Лучшая женская коллекция Pret-a-Porte». Участник Международного художественного проекта Фонда «ГРАНИ» на 5-й Казанской Международной биеннале печатной графики «Всадник» («Путешествие офорта в мир высокой моды»).

Однако пора сказать о третьей составляющей проекта – о балете, а значит о единственном балете Моцарта «Безделушки». Да, всего один, но он стал первым в мире балетом в современном понимании балетного искусства. А каким он был до того, с исторической точностью показано в советском фильме «Три мушкетера», где король Франции танцует в «Марлезонском балете». Помните эти «танцы»? Многоактное действо, где участники принимали позы и медленно передвигались по сцене. Моцарт сочинил «Безделушки» по просьбе французского хореографа Жана-Жоржа Новерра (1727—1810).

Балет «вошел» в проект неожиданно и органично. Именно в развитие проекта возникла идея использовать офорты Ланшаковой в ею же созданных манекенах-скульптурах-арт-объектах. В арт-объекте «Безделушки» Светлана Ланшакова использует сразу четыре офорта (из серии «Вариации на тему Моцарта»). Она превращает жесткую юбку-клетку в балетную пачку, а броши в виде изящных бабочек пускает по ткани в свободный полет, чем создается впечатление легкости образа.

Известные артисты примерили на себя образы арт-объектов, созданных Светланой Ланшаковой. Мне не довелось увидеть это яркое представление, но очень образно, со знанием дела рассказано о них на сайте журнала «Третьяковская галерея» (соучредитель и издатель Фонд «ГРАНИ»).

Одна из самых заметных балерин современного российского балета Полина Заярная в арт-объекте «Безделушки» создала гротескный образ, ярко продемонстрировав свою природную грациозность. Импровизация, основанная на безупречном мастерстве и чувстве ритма, органично соединяется с окрашенной юмором музыкой Моцарта.

Первая солистка Большого театра Анна Тихомирова смело решилась на создание абстрактного образа. В арт-объекте «Аллегро до мажор. Наннерль» балерина стала олицетворением бестелесного полёта, связывающего гениальность моцартовской музыки и прославленную русскую балетную школу. Приглашенный солист Большого театра, композитор и арфист Александр Болдачев примерил на себя арт-объект «Лондонская тетрадь» с 39 нотами-брошами на основе офортов на шелке – отсылке зрителей ко всем 39 пьесам «Лондонской тетради» маленького Моцарта.

Все образы, созданные великолепными артистами, запечатлены в фотосессиях Дениса Гладкова – без преувеличения, они стали украшением выставки. Сам же фотограф Денис Гладков так определил свое участие в проекте: «Любопытно наблюдать за эволюцией проекта; за тем, как идеи, берущие своё начало в классической музыке, на разных временных отрезках, находят своё отражение в ткани, в костюме, в офортной печати, в цифровой фотографии, соединяя – по замыслу куратора – разные жанры и направления».

Несколько look'ов, созданных Оксаной Негодой (в мире моды look — это образ: одежда и аксессуары), примерили солистки группы Queens, а также певица и телеведущая Н.И.Н.А., которая точно уловила моцартовские мотивы моделей Негоды и творчески одухотворила их (фото Татьяны Успенской). В фотосессии Дениса Гладкова участвовала балерина и артистка Анастасия Благоевич. Каждая модель Оксаны Негоды в ее «исполнении» привлекает своей исключительностью. Анастасия Благоевич отметила: «Вещь становится живой в танце. Сам костюм помогает танцору танцевать». Она, разумеется, знает, о чем говорит. Как и Валентина Домиль, польская журналистка, пишущая на темы моды, которая однажды сказала: «Все новое поначалу кажется невозможным. А все-таки потом мы это на себя надеваем». Примеров в подтверждение справедливости ее слов можно привести массу. А надо ли? Они достаточно хорошо известны каждому из нас.

Хочется в завершение сказать о другом. В музей я шел с чувством какой-то неопределенности, да к тому же еще и дождь не добавлял хорошего настроения. А побывав на выставке, ощутил приток сил, будто и не было позади напряженной рабочей недели. И кто же организовал это удивительное по нынешним временам светлое действо? Музейно–выставочный центр «Музей моды» (директор Оксана Бородина) и Фонд «ГРАНИ». Музей — первый в России, занимающийся изучением, исследованием и популяризацией истории моды как важной части и явления материальной культуры. А Фонд «Развитие народного творчества “ГРАНИ”» (Фонд «ГРАНИ») осуществляет реализацию международных проектов в области культуры и искусства.

Это те самые мосты между странами, о которых часто говорят политики. И хороший пример народной дипломатии, которую сейчас необходимо возрождать. Выставку, будем надеяться, увидят и за границей.

Ведь все здесь начинается с Моцарта…


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

крупин в н
29.05.2021 21:58
Елена Безбородова, несомненно, ведущий скульптор в духовной теме искусства. Православного. Святые, изваянные её женскими руками, одухотворены. Рука сама тянется перекреститься перед ними.
На выставке со мною был кинооператор и фотохудожник Анатолий Заболоцкий. Он потрясённо и восторженно открыл для себя большого Мастера (или Мастерицу?)
Моцарт организует вокруг себя пространство зала, делает его звучащим. Такая скульптура, увеличенная в размерах,способна удержать любую площадь в любом городе. Куда смотрит Австрия? Владимир Крупин
Елена
27.05.2021 12:16
Новая встреча с искусством замечательного скульптора Елены Безбородовой - всегда праздник! Хорошо, что "камертоном" этого необычного проекта стала ее скульптура. Гармоничность поверяется классикой.
Евгений
26.05.2021 14:17
Спасибо за Моцарта! За интересный проект. Прекрасного все меньше в этом мире.

Эксклюзив
17.06.2021
Юрий Алексеев
Все больше россиян готовы покинуть мегаполисы.
Фоторепортаж
15.06.2021
Подготовила Мария Максимова
Грандиозное событие в Новой Третьяковке – выставка «История России глазами художников. К 800-летию Александра Невского».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.