Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
19 января 2022
Взгляд с Таганского холма

Взгляд с Таганского холма

В Москве прошёл XV МКФ «Русское зарубежье»
Нина Катаева
26.11.2021
Взгляд с Таганского холма

На юбилеях принято подводить итоги, президент фестиваля Сергей Зайцев отметил, что за 15 лет работы накоплен интересный опыт, можно говорить о сложившихся традициях, «своем» круге зрителей. Тематика фильмов широка и разнообразна, рядом с аналитическими лентами, посвященными феномену русской эмиграции, изучению научного и культурного наследия Русского зарубежья, жизни русских зарубежных общин, встретите рассказы об удивительных судьбах соотечественников, оказавшихся на чужбине, о великих их достижениях, о невероятных проявлениях русского характера.

За годы работы фестиваля вниманию зрителей было представлено более 550 игровых и документальных фильмов. В этом году на кинофоруме показали 51 фильм из девяти стран мира: России, Белоруссии, Украины, Сербии, Финляндии, США, Франции, Швейцарии, Бельгии.

Сергей Зайцев сердечно поблагодарил коллег, полтора десятилетия помогающих его команде проводить кинофорум. «Важность и объем работы, которую они проводят, переоценить невозможно», – сказал он.

Программа этого года была насыщенной: две выставки – «Сэр Питер Устинов – русский англичанин» к 100-летию со дня рождения актёра и «Русский исход» Натальи Шевченко, героини фильма Александра Куприна «Натан»; два вечера – памяти Николая Гумилёва к 100-летию его гибели и – в честь Питера Устинова, с показом фильма о его сыне – «Игорь Устинов, скульптор. Посвятить искусство жизни»; встречи с продюсером из Болгарии Владимиром Ястребой и тремя исследовательницами Русского зарубежья – с профессором Ириной Антанасиевич из Белграда, театроведом Ириной Герасименко из Польши, Кирой Рюшти из Франции и – полсотни фильмов, среди которых посвящения таким юбилярам, как Михаил Чехов, Константин Коровин, Сергей Довлатов, Борис Зайцев, Струве.

В конкурсе было пять игровых фильмов, каждый со своим лицом и голосом, по словам председателя жюри, писателя Алексея Варламова. Спецдипломы за лучшие женскую и мужскую роли вручали члены жюри – режиссер, руководитель русскоязычного телеканала TVN Олег Беседин из Эстонии и Владимир Ястреба.

Лучшей актрисой признали Викторию Толстоганову в фильме Максима Дашкина «На дальних рубежах». Режиссер представляет третий фильм на фестивале, зрители помнят его документальные ленты о русском самоваре и советско-чехословацком конфликте 1968 года. Картина «На дальних рубежах» посвящена русским людям, сегодня живущим за границей: в Кыргызстане. Получая награду, режиссер отметил, что актриса погружалась в роль абсолютно по Михаилу Чехову: «Были написаны две тетрадки дневников, все в съемочной группе понимали, чем дышит эта героиня, знали, как складывалась ее семейная жизнь, и почему всё закончилось трагедией». Лучшим актёром стал Дмитрий Нагиев, по словам председателя жюри, явившийся в «неожиданном облике: он-не он» в фильме Сарика Андреасяна «Гудбай, Америка».

Спецдипломом жюри наградили картину Наны Джорджадзе «Кроличья лапа» – о взаимоотношениях современной пары из разных миров.

Главный приз фестиваля – бронзовую скульптуру «Философский пароход», символизирующую изгнание из России лучших представителей отечественной науки и культуры, вручили Роману Нестеренко за фильм «Клятва».

«Главные герои – реальные люди, – сказала продюсер Елена Калинина, – у которых, действительно, была возможность спастись, поступив не совсем по-человечески, но они предпочли спасти своих соотечественников. Мы хотели бы, чтобы память о гениальном психиатре Науме Балабане и его жене Елизавете жила как можно дольше». Алексей Варламов отметил, что при обсуждении фильмов было немало споров, к консенсусу приходили не сразу.

Спецдипломом «За вклад в сохранение русской культуры в Эстонии» наградили Олега Беседина. В 2011 году он представлял на фестивале свой фильм, восхищен Музеем, посвященным эмигрантам, и называет Дом русского зарубежья настоящим «штабом». «На таких, как ты, держится русская жизнь за рубежами России, – прокомментировал награду Сергей Зайцев, – неслучайно наш Дом называют «Посольством русского зарубежья на Таганском холме в Москве». Такими же дипломами за сохранение русской культуры в Сербии и Польше наградили исследовательниц Ирину Антанасиевич и Ирину Герасименко.

«Все фильмы, будь то аналитика или рассказ о конкретной судьбе, – сказал председатель жюри конкурса неигровых картин Андрей Осипов, – объединяло то, что они заставляли зрителей думать, сравнивать эпохи и времена, события, слова, поступки. А думающий человек всегда будет свободным, его не сломить, то есть, фестиваль возвращает зрителям память.

Что касается присуждения призов, считаю, мы приняли непростое решение, но сделано это было в уважительной атмосфере. Благодарен команде за культуру и гибкость, за терпимое отношение к мнениям оппонентов. Жаль, конечно, что вручаем всего два приза, но тем самым повышаем статус фестиваля».

Члены жюри разделили мнение председателя. «Меня поразило, – сказал Георгий Селинский, режиссер из США, – что Андрей Осипов не только внимательно выслушивал наше мнение, но старался находить аргументы в нашу пользу. Чувствовалось, что он очень любит кино, мы и спорили в дружеской атмосфере, с чувством любви к искусству кино». «Работа в жюри стала для меня хорошей профессиональной школой, – сказал Максим Кравчинский, режиссер и телеведущий из Канады, – и, правда, многим картинам хотелось дать хотя бы поощрительную грамоту, но правила есть правила».

Спецдиплом жюри присудили Марии Аристовой за фильм «Последний подвиг генерала. Правда о золотом запасе Колчака». На сцену вышел ее земляк, поэт Василий Попов из Иркутска. Сказал, что счастлив за земляков и прочел свое чудесное стихотворение: «Муравей ползёт на небо.\У сторожки обветшалой\На крылечке крошки хлеба.\Далеко ушёл хозяин.\Перевёрнуто корыто.\А когда придёт, не знаем,\Постучались – дверь открыта.\На столе холодный чайник,\У печи дрова сухие.\И, наверно, неслучайно –\Что леса у нас глухие.\Вот и свет уже в окошке,\Мы на лавках, как на конях,\И горячие картошки\Заскакали на ладонях.\Наливаем для согрева,\Завтра снова в путь далече.\Не забудьте белкам хлеба\Приготовить на крылечке».

Главный приз вручили Игорю Холодкову за фильм «Софья Федорченко, сестра милосердия, или Как отомстил Демьян». «Это картина о милосердии и сострадании, – сказал Андрей Осипов, – о желании пронести правду через все испытания, которые выпали героине, о выражении сочувствия простому русскому солдату. Возможно, фильм эклектичен, и в нём в избытке выразительных средств: хроника, фотографии, интервью, элементы докдрамы, а, значит, реконструкция и участие в массовке, пиротехника и игровые кадры. Впечатление, что режиссер использовал всё, что он знал, но я и сам, когда начинал снимать фильм о Марине Цветаевой, точно так хотел поделиться любовью к кино и выразить все свои знания. Может, поэтому было нарушено некое равенство, но, тем не менее, мы выбрали этот фильм».

Продюсер Наталья Спиридонова назвала этот приз «счастьем», пояснив, что Софья Захаровна Федорченко так и умерла, ничего не получив за огромный свой труд «Народ на войне». Она была сестрой милосердия и записывала то, что говорили солдаты, из этого вышла книга. «Вначале она получила большую порцию славы, – сказала Спиридонова, – а потом о ней забыли и при каждом удобном случае пинали, как могли. А она билась за книгу до последнего дня. Но самое обидное в том, что через годы за такую же книгу человек получил Нобелевскую премию (в 2015 году Нобелевская премия по литературе была присуждена белорусской писательнице Светлане Алексиевич с формулировкой «за её многоголосное творчество – памятник страданию и мужеству в наше время» – прим.ред.), а Федорченко ничего, и я считаю, что приз «Русского зарубежья» – это восстановление хоть какой-то справедливости».

Игорь Холодков назвал «нежным» звучание имени Софьи Федорченко: «Помимо драматичной, и в то же время очень счастливой, судьбы героини, в нашем фильме идёт разговор о человеке на войне. Эти два понятия – человек и война – всегда существуют вместе, но это существование мучительно больно и тяжело для них».

Спецприз имени Сергея Голлербаха (1923–2021), учрежденный в этом году в память о художнике и литераторе, друге Дома русского зарубежья, присудили Лилии Вьюгиной за фильм «Харджиев. Последний русский футурист». Картина о коллекционере, в 90 лет уехавшем из России и вывезшем коллекцию в Голландию. Представитель Лилии Вьюгиной рассказал, что режиссеру удалось взять интервью у очень скрытных людей, которые никого к себе не подпускали, также он поблагодарил Фонд поддержки и реализации программ в сфере культуры Андрея Чеглакова. Награду создателям вручил Максим Кравчинский: «Как коллекционер вижу, что глубоко раскрыта трагедия человека, всю жизнь собиравшего эти сокровища, – рисунки Малевича, рукописи, исследовавшего их, понимая, что надо делиться, но не готового к этому. Он ревностно относился к людям, пытавшимся изучать эту сферу, и, подойдя к краю жизни, совершил ошибку и потерял коллекцию. Фильм несёт мысль о том, как важно вовремя поделиться тем, что ты накопил». Максим рассказал, что в октябре 2019 года ему посчастливилось встретиться с Сергеем Львовичем Голлербахом в Нью-Йорке, он снял программу, которая вышла на русском ТВ Канады, и художник успел ее посмотреть.

«Это был потрясающий человек, – рассказал Кравчинский, – в 97 лет сохранил ясный ум, замечательно шутил, общаться с ним было радостно во всех отношениях. Написал три книги мемуаров, Голлербах – это эпоха в истории культуры Русского зарубежья».

Поделился воспоминаниями о художнике и литераторе и Сергей Зайцев: «Впервые мы встретились с Голлербахом в 2006 году в Нью-Йорке. Помню, как он сказал тогда: «Я нью-йоркский житель с 50-го года, – то есть 71 год он прожил только в Нью-Йорке, – я ещё помню книжный магазин «Волга» на Бродвее, в котором для тех, кому было особенно невмоготу, за томиком «Войны и мира» Толстого всегда стояла стопочка, накрытая огурчиком».

Также на фестивале показали ролик в память об ушедшем в 2020 году фотомастере Олеге Булдакове, сотрудничавшем с «Русским зарубежьем» с 2007 года. В архиве Дома хранятся тысячи сделанных им фотографий.

Приз президента фестиваля – диплом «За блестящую режиссуру» – Сергей Зайцев вручил Александру Беденко, режиссеру картины «Обычный день квалифицированного безработного» (Франция). Со-сценаристом, продюсером и исполнителем главной роли в фильме выступил его отец – Владимир Беденко, донской казак.

Он рассказал, что мама Александра родом из Донецкой области, дедушка ассириец, крестили сына в Рыльском монастыре в Болгарии, в первый класс он пошел во Франкфурте, окончил школу и начал изучать русский язык в русско-приходской школе в Ницце. Всю жизнь, кроме лет обучения во ВГИКе, провел во Франции и, снимая фильм, о России не думал. В фильме звучала всего одна фраза на языке оригинала – «Я говорю по-русски». Но когда Владимир посмотрел фильм, то сказал сыну: «Ты снял французский фильм с русской душой». Из-за пандемии Александр не смог приехать на фестиваль, но благодаря тому, что фильм разрешили в течение одного дня показывать в интернете, его посмотрело более 500 зрителей – в России, Германии, США, Франции, Эстонии, Канаде, Израиле.

Награды Дома русского зарубежья вручал заместитель директора по вопросам культурно-исторического наследия, историк Владимир Домнин. Спецдиплом «За популяризацию идеи сохранения целостности российского общества» присудили Сарику Андреасяну, режиссеру фильма «Гудбай, Америка».

Спецприз «За утверждение гуманистических идеалов и поиск новых выразительных средств в неигровом художественном кино» вручили режиссеру фильма «Два дневника» Дмитрию Новикову. Картина основана на дневниковых записях участников Первой мировой войны – русского офицера-артиллериста Фёдора Степуна и немецкого офицера пехоты Эрнста Юнгера.

Правду кровавых противостояний дополняют фотографии с фронтов. «Фильм ваш смотрел с пристрастием, – признался Домнин, – поскольку я офицер запаса и занимался изучением русской военной классики, а также военно-государственной и военной мысли России, это моя стихия. Фильм вызвал много эмоций, я вспомнил, что писал о Фёдоре Степуне, известном философе, филологе и историке 30 лет назад, когда еще мало кто знал, что было сделано русской мыслью в целом и военной в частности.

Фёдор Степун учился в школе прапорщиков в Иркутске, куда его забросила судьба, был в стрелковой бригаде, потом прибыл на фронт. И там он впервые увидел Байкал. “Казалось, что Кант был глубоко не прав, – писал Степун о своих впечатлениях, – живи он не в Кёнигсберге, а в Сибири, наверное, понял бы, что пространство не «феноменально», а насквозь «контологично». На Байкале он написал бы «Метафизику пространства», эта «Метафизика» могла стать для немцев ключом понимания России: безумно мечтать о победе над страной, в которой есть Сибирь и Байкал”. И в которой есть такие режиссеры, добавил бы я, ибо они выразители души, которую до сих пор не поняли ни немцы как политическая сила, ни другие наши оппоненты».

В качестве приза Новикову вручили огромный том «Знамена и штандарты Русской армии» эмигранта Владимира Звегинцова (1914–1996). Коллективом, который издавал труд военного историка, руководил Владимир Домнин. Звегинцов всю жизнь прожил в Париже, был сыном кавалергард-офицера, а стал патриархом отечественной униформологии (формоведения). «В книге «Знамена и штандарты Русской армии», – сказал Домнин, вручая приз, – автор прорисовал, каталогизировал и вывел в свет все знамена и штандарты Русской армии, начиная от Ивана Грозного и заканчивая 1917 годом. Философии здесь никакой, кроме той, что под этими знаменами Россия раздвинулась от океана до океана, под ними русские люди воевали, погибали и побеждали, и, думаю, будут еще побеждать. И хотя фильм «Два дневника» не про победы и поражения, он о сущности войны, о том, как ее видят в эмиграции, где была высоко развита русская военная мысль, этот взгляд на войну чрезвычайно важен… Война – самое сложное социальное явление, это концентрация жизни, и мне хотелось бы, чтобы этот труд напоминал вам не только о гениальном авторе, но и сегодняшнем вечере в нашем Доме».

После таких откровений Дмитрий Новиков изрек почти афоризм: «Когда занимаешься тем, что реально интересно, рано или поздно судьба приводит тебя на такую сцену».

«За оригинальность формы и простоту изложения важных фактов трагической истории России XX века» спецдипломом киностудии «Русский путь» наградили Сергея Дебижева, режиссёра «Теории хаоса». А спецдипломом фестиваля «За вклад в развитие православной культуры в кинематографе» – Александра Куприна, автора известного документального сериала «Паисий Святогорец». Во внеконкурсной программе был показан его фильм «Натан» – о художнице Наталье Шевченко из Петербурга, написавшей цикл картин под названием «Русский исход», о выставке сказано выше. Искусствоведы называют творчество художницы «концентрированной экспрессией», потому что ее картины дают возможность задуматься не столько о персонажах полотен, сколько о своей жизни.

Куприн считает Наталью одним из самых смелых художников: она написала 13 картин, посвященных двунадесятым праздникам. Поначалу это удивило режиссера, а потом он понял, что создание образа своего пути следования за Христом – это нормально для любого человека.

Наталью Шевченко наградили спецдипломом «За вклад в сохранение памяти о русских изгнанниках».

Диплом сербского кинофестиваля «Сильные духом» «за искреннее стремление сохранить память о страшном и святом в истории России» был вручен фильму белорусского режиссера Екатерины Кричко «Монахиня Амвросия (Хромова). Бутовский реквием». «Мы живём в сложное время, – сказал директор фестиваля «Сильные духом» Филипп Кудряшов, – и тема этого фильма напрямую связана с тем, что происходит сейчас. Мы знаем про концлагеря Второй мировой войны, в которых немцы издевались над русскими, понимаем, что это были враги, но когда русские люди на территории Советского Союза каждый день убивали своих, – некая «тройка» выносила приказ, – это понять невозможно. И мы надеемся, что большой архив «Мемориала», над которым нависла угроза исчезновения, будет сохранен».

Представитель телерадиокомпании «Ника», выпустившей «Бутовский реквием», рассказал, что Екатерина Кричко несколько лет работала на небольшом российском телеканале, а, вернувшись на родину, в Минск, столкнулась почти с тем же, может, не в таком масштабе. «Катя сказала, что в её фильме дан фрагмент того ужаса, через который прошла страна в прошлом, – уточнил сотрудник телерадиокомпании. – Своим фильмом она задает вопрос, состоялось ли осознание происходившего в России, и закончилось ли всё это?».

Спецпризом Ассамблеи народов Евразии награжден фильм Александра Меженского «Игорь Устинов, скульптор. Посвятить искусство жизни» (Швейцария).

«Культура, самая смыслообразующая сфера, во все времена была важна для России, – сказала сопредседатель Генерального совета Ассамблеи народов Евразии, Член государственной Комиссии РФ по делам ЮНЕСКО, посол доброй воли Александра Очирова, – а для ЮНЕСКО, в силу того, что мир жесток и неуправляем, самая большая проблема в формировании планетарного сознания. Думаю, оно может сформироваться в Русском зарубежье, и ценностями своими будет иметь то, что унаследовано от традиций России. И в центре всегда будет человек, поэтому мы и выбрали этот фильм. В 1986 году благодаря Чингизу Айтматову на Иссык-Кульском форуме я познакомилась с отцом главного героя – Питером Устиновым. Форум носил гуманитарный характер, а гуманитарная сторона по сей день самое слабое место в политике любой страны. Люди должны решать эту проблему, и Питер Устинов был одним из тех, кто присоединился к форуму и внес свой вклад в формулировки, актуальные и сегодня. Мы надеемся на культуру и помним, что понятие интеллигенции родилось в России, и наша Ассамблея сделает все возможное, чтобы фестиваль «Русское зарубежье» стал достоянием всех, кто заинтересован в своем будущем». Александр Меженский поблагодарил фестиваль от имени Association Films Plans-Fixes, благодаря которой вышел фильм, и сказал, что передаст все теплые слова Игорю Устинову.

На фестивале были вручены три Медали имени Михаила Чехова: Медаль памяти отправят родственникам Питера Устинова, «За выдающиеся достижения в области кинематографии» впервые получили – режиссер-документалист Андрей Осипов и лучший звукорежиссер России Роланд Казарян (награда дожидалась с прошлого года). Заслуженный деятель искусств РФ Андрей Осипов – настоящий исследователь культуры Серебряного века, связанной с крымскими страницами, а именно, с фигурой Максимилиана Волошина и ближайшего его окружения. Осипов – автор цикла крымских документальных картин, в который входят «Голоса» (о Волошине), «Охота на ангела, или Четыре любви поэта и прорицателя» (об Андрее Белом), «Страсти по Марине» и «Коктебельские камешки» (о Марине Цветаевой), «Забытые полеты». Все работы отмечены призами отечественных и зарубежных фестивалей.

Заслуженный деятель искусств России, профессор Роланд Казарян с 1992 года руководил мастерской звукорежиссуры на режиссёрском факультете ВГИКа, в 1998–2005 годах заведовал кафедрой звукорежиссуры. С 1977 года читает курс лекций «Звуковое решение фильма» на Высших курсах сценаристов и режиссеров. Лауреат премии «Ника» в номинации «Работа звукооператора» за фильм «Мать». Работал над десятками фильмов, среди которых «Служили два товарища», «Бег», «Тегеран-43», «Легенда о Тиле», «Кавказская рулетка», «Приходи на меня посмотреть».

На сцену вместе с педагогом вышли его ученики, они и вручили Роланду Артаваздовичу награду. «Фильмы «Бег», «Тегеран-43» и «Служили два товарища» связаны с тематикой зарубежья, – сказал Казарян. – Случилось так, что я давно присутствую в кино и преподаю, и благодарен фестивалю за такой замечательный подарок.

Должен сказать, что профессия звукорежиссёра в последние десятилетия поднялась, не зря наши учителя боролись за то, чтобы нас не рассматривали, как чистых технарей, пусть даже с совершенной техникой. Теперь для всех очевидно, что к нашей профессии нужно готовить на уровне серьезной звукорежиссуры, поэтому и открылись первые мастерские в 1992 году. Главный упор был сделан на том, что звукорежиссёров надо обучать столь же обстоятельно, как и режиссёров. Нельзя быть хорошим звукорежиссёром, не разбираясь в кинодраматургии, эстетике и психологии кино. Из моей мастерской вышло около сорока человек, и все они чувствуют себя полноценными специалистами, так что приз, считаю, вручен не мне лично, а той области, которой я посвятил жизнь.

Роланд Казарян припомнил, что когда он в 81 год работал над последним своим сериалом, стараясь сделать его попроще, режиссер, хорошо знавший его, вдруг предложил включить музыку. «Дело в том, что я и музыкой одно время занимался, – сказал он, – а музыка в кино – это всегда особый разговор. Помню, у Кулиджанова, когда он снимал «Преступление и наказание», была проблема с музыкальным решением сцены убийства старухи-процентщицы. Композитор предлагал решить её чисто музыкальными средствами: оркестр, литавры, но этого нельзя было делать, потому что картина у Кулиджанова получалась именно «достоевская» – по ощущению и полутонам. Благодаря Баталову, который знал, как я работал на «Беге», мы сделали тогда всё правильно.

А на съемках «Бега» были любопытные вещи: все спрашивали у меня, откуда я взял конницу? А конницы там не было, был гул от взрыва аммонала в горах, подчёркиваю, не сам взрыв, а волна, которая после него идет… Звук копыт добавлялся для того, чтобы не потерять связь с землей. Одним словом, я много занимался и шумомузыкой, и пытался в этом духе воспитывать своих учеников».

Зайцев напомнил, что этой медалью были награждены ученица Чехова Джоанна Мерлин,знаменитый драматург Тонино Гуэрра, актрисы Марина Влади и Хелен Миррен, композитор Горан Брегович, мастера российского кино Юрий Соломин и Сергей Юрский – всего 26 человек.

Глава фестиваля прочитал слова Михаила Чехова на оборотной стороне медали: «Сущность нашей профессии состоит в том, чтобы отдавать – отдавать постоянно… ничего не сохраняя для себя». И сегодня они прозвучали особенно убедительно.

P. S. Напомним, что фестиваль учрежден в 2007 году Домом русского зарубежья им. А.Солженицына и киностудией «Русский путь» и проводится при поддержке МИДа, Минкультуры, Правительства Москвы, Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, Россотрудничества, Мосгордумы.

Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Марина_
29.11.2021 17:45
Глоток свежего воздуха. Спасибо.
Рок
26.11.2021 17:41
Замечательный фестиваль! Он нужен России, надо сохранить все оставшееся, надо жить дальше. Вопреки мировому безумию.

Эксклюзив
13.01.2022
Александр Пронин
Памяти незаурядного военачальника.
Фоторепортаж
18.01.2022
Подготовила Мария Максимова
В Государственном Эрмитаже открылась постоянная экспозиция «Галерея Петра Великого».


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир».

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: «Фонд борьбы с коррупцией» А. Навального, Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.