Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
9 декабря 2024
«Времена сейчас тяжелые, а когда они были легкими?»

«Времена сейчас тяжелые, а когда они были легкими?»

Размышления режиссёра-документалиста о современном кино
Марина Миронова
18.11.2024
«Времена сейчас тяжелые, а когда они были легкими?»

Побывав на многих кинофестивалях за последнее время со своим фильмом «Театр на линии фронта», я пересмотрела много картин и документальных, и игровых. Могу с уверенностью сказать: у нас есть имена, есть талантливые авторы, есть много достойных хороших фильмов. И, слава Богу, есть умный зритель. Люди смотрят документальное кино, люди хотят видеть жизнь за пределами своего села, города, округа. Знакомясь с героями фильмов, они видят и понимают, что не одиноки в своих поисках смысла жизни, в своих переживаниях, страданиях. С экрана мы можем поучиться у других, как справиться со своим горем, бедой, можем вдохновиться, зарядиться энергией их подвига жизни.

 

Так, в моем фильме «Театр на линии фронта» артисты и сотрудники театра "Донбасс опера" верны своему городу, профессии, театру.

Мне хотелось рассказать о людях, которые прошли через многие испытания, которым пришлось очень трудно, которые до сих пор продолжают оставаться в зоне повышенной опасности для жизни, но которые смогли, преодолевая страх и боль, остаться верными и самим себе, и своего делу, и театру. Это люди видевшие и кровь, и смерть, но сумевшие сохранить в своем сердце доброту, нежность, любовь к ближнему, к жизни.

Что остается делать человеку в темноте, если не светить своим сердцем, быть маяком себе и своим попутчикам? Этот фильм не только о том, как коллектив театра «Донбасс опера» выживает эти военные девять лет, но и о том, как люди становятся ЛЮДЬМИ, как они обретают высокие смыслы, как научаются беречь и любить друг друга, ценить каждый день своей жизни, свою работу, приходя на репетиции под бомбежками!

Чтобы человеку стать Человеком ему необходимы трудности, об этом с экрана тихо, негромко говорит один из артистов.

По Донецку бьют каждый день, чтобы сломить волю людей, а они становятся только сильнее и красивее внутренне. Они становятся мудрыми, с экрана нам говорят значительные вещи, многолетняя жизнь в состоянии войны сделала их мудрецами. По ним, как по камертону, можно настраивать чистоту своего профессионального и человеческого звучания. А еще, это фильм о поистине счастливых, несмотря ни на что, людях, живущих на всю глубину своих сердец и широту объема своих легких, и как эта красота побеждает все негативное вокруг и озаряет жизнь другим, наполняя ее дыханием и сиянием жизнеутверждающей вечности, и ощущением Чуда.

Мы видим замечательного чиновника, министра культуры ДНР, любящего и глубоко понимающего свой народ, творческих людей, деятелей культуры и болеющего за них всей душой.

Огромный театр, с его богатой историей, сегодняшней жизнью, наполненностью изнутри, где с экрана раскрываются отдельные судьбы даже в небольших интервью, где слезы на глазах и общая судьба.

Я вижу моих героев именно такими людьми, на которых хочется равняться. Артисты и сотрудники Донецкого театра оперы и балета им. Соловьяненко, которых я снимала в 2014 году и спустя 9 лет в 2023-м, делятся с экрана о том, как прожили они эти годы. После чего, уверена, зритель непременно захочет узнать больше и про историю театра, а познакомившись с экрана с коллективом поближе, посетить их спектакли.

А из фильма Натальи Гугуевой «Верные», представленном на фестивале, зритель узнаёт о верности, человеческой стойкости, благородстве, порядочности людей совершенно разного сословия по отношению к царю Николаю II и его семье. Здесь и графиня, и юная горничная, и генерал и простой матрос - люди, которые сопровождали царскую семью в ссылке и шли осознанно с ней на смерть.

«В чем смысл их смерти? – Спросит, возможно, кто-то. – Ведь могли бы не ехать, могли сбежать и не умереть» Не могли, значит, не могли. Есть разного сорта люди – эти не могли.

На одной из встреч со зрителями меня спросили: «А почему эти ваши артисты не уедут, зачем им под бомбежкой в театр ездить каждый день на репетиции? Что их держит?» Что тут ответишь? Кто-то уезжал, конечно. Кто куда. Кто по России, кто в Германию, а кто-то в Киев. А эти – не могли иначе. Эти не могли по-другому! Остались в Донецке. Просто не могли и все, и только так. Каждый по совести своей ориентируется, по своему сердцу. Знаете, как у поэта Юрия Левитанского: «Каждый выбирает по себе, женщину, религию дорогу, дьяволу служить или пророку, каждый выбирает по себе…». Так и они.

Возвращаясь к фильму «Верные», отмечу, режиссер использует архивную хронику, старинные фотографии, но работает с ними так изящно, тонко, высокохудожественно комбинируя их с видео-рядом. На экране застывшие кадры оживают, звуковые решения дополняют восприятие. История страшного убийства царской семьи и тема преданности, верности ее подданных звучит с огромной силой. Архивные кадры перекликаются со съемкой сегодняшнего дня, где принимают участие потомки некоторых участников тех кровавых событий.

Поражает и зритель Международного кинофестиваля документального кино «Россия», который ежегодно, вот уже 35 лет подряд проходит в Екатеринбурге. Это такое «намоленное» место, куда зритель приходит уже с утра и сидит до самого позднего вечера. Приходит со своими тележками, термосиками, бутербродиками, участвует во всех обсуждениях, подбегает, точнее, подлетает, и даже где-то тебя на улице вылавливает и рассказывает о своих впечатлениях о твоем фильме, о твоих героях, высказывает свое мнение и поддерживает тебя всячески. Пожалуй, такого активного зрителя нигде больше не встретишь. Я получила главный «пряник» в Екатеринбурге - это мой зритель, который так много хорошего мне сказал про мой фильм. А ведь это самое ценное для автора!

В другом городе у меня один человек при встрече неожиданно спросил: «А зачем эти фестивали вообще, они разве нужны?» Боже мой, конечно, нужны! И, слава Богу, что они есть, это такая возможность увидеть людям так много всего интересного (причем бесплатно), пообщаться. Ведь все-таки, в основном на кинофестивалях, при тщательном отборе жюри, на широкий экран приходит умное, хорошее кино, достойное внимания. И этот опыт сопричастности бесценен, как для режиссеров, так и для зрителей. Смотрела, например, в Москве несколько фильмов на кинофестивале «Лучезарный ангел», прекрасная программа, насыщенная, позитивная, и открыла для себя имя молодого и талантливого режиссера и сценариста Ивана Соснина с его игровым полнометражным фильмом «Далекие близкие». Прекрасная работа. Удивило приятно, что нет ни слова лишнего, ни сцены, ни кадра. Все точно, все по-настоящему и очень органично. Нет никаких заигрываний со зрителем ни в сюжете, ни в тексте, ни в актерской игре, ни в режиссуре. Чудесная работа с большим юмором и очень жизненной ситуацией. Я хохотала от души, осталось прекрасное впечатление. Омрачило лишь известие в конце фильма в титрах: артист Евгений Сытый, сыгравший главную роль в фильме, ушел из жизни в конце производственного процесса по причине своей продолжительной болезни. Прекрасный артист. Светлая ему память.

В Самаре, на Международном кинофестивале «Соль земли», я познакомилась, и подружилась с хорошим режиссером и сценаристом из Петербурга Татьяной Канаевой. Ее документальный фильм «Иная реальность» тронул до глубины души многих зрителей в зале, в том числе и меня. Герой картины питерский иконописец Георгий Гашев, рассказывает нам, какую разную жизнь он проживал в разные периоды, откровенно и честно исповедуется зрителю о своих чувствах, поисках смыслов в жизни и о том, что главное теперь для него - это последний путь к Богу, уготованный для всех нас. 

Прекрасна веселая документальная картина «Горячее сердце» автора и режиссера Анны Яновской о фрагментах творческого пути и стиле жизни Народной артистки России, нашей современницы Ольги Владимировны Волковой. Человека с открытым сердцем и легким дыханием, «вечного клоуна», выдумщика, человека-праздника. 

Смешной и трогательный фильм. На экране то домашние сцены, то репетиции в театре, съемки в кино, - все меняется быстро, легко, задорно. Много было сказано теплых слов в фильме об актрисе ее коллегами- актерами и режиссерами Елизаветой Арзамасовой, Олесей Железняк, Вячеславом Полуниным, Ниной Чусовой и др. Фильм стал ярким событием на многих кинофестивалях, получил заслуженные дипломы, призы, награды.

Большое впечатление произвела на кинофестивале «Соль земли» встреча с известным фигуристом, олимпийским чемпионом Романом Костомаровым, который прибыл в Самару со своей женой Оксаной Домниной. Всего год назад, как известно, Роман был на грани жизни и смерти. После нескольких операций пришлось ампутировать руки и ноги, но он благодаря огромной выдержке, упорству, помощи и поддержке своей семьи, жены, близких, друзей смог выдержать достойно это испытание, спустя всего год начать ходить на протезах и даже выйти на лед и станцевать номер. Об этом документальный фильм режиссера Михаила Щедринского, представленный на кинофестивале «Роман Костомаров: рожденный дважды». 

В фильме зритель наблюдает, как Роман, преодолевая боль и отчаяние, пробует ходить на протезах, справляться с разного рода трудностями и наконец… встает на коньки. И не только встает на них, он танцует номер «Кармен» со своей давней партнершей олимпийской чемпионкой Татьяной Навкой, номер, который принес им золотую олимпийскую медаль. 

На встрече со зрителями Роман Костомаров сказал: «Пока ты жив – возможно все, лишь бы была какая-то цель, мотивация, чтобы с тобой был рядом близкий человек, твоя семья, твои дети, твои родители, которые тебе помогают очень сильно, особенно в такой трудной ситуации…»

Оксана Домнина на вопрос из зала: «Как вы смогли все это пережить и пройти?» ответила просто: «Вера помогала, что все будет хорошо. И каждый раз, когда я и брат Романа приходили к нему в больницу, мы говорили ему, что ты сильный, что ты победишь, что самая важная победа – это победа над собой. Мы старались его поддержать. Ну, а как по-другому?».

Роман: «Я не знаю, как она с этим справлялась. Быть у меня в больнице, видеть все это каждый день, потом ехать домой, воспитывать одной детей. Я после этого еще больше стал уважать свою жену, потому что такое не каждый мужик выдержит, это огромный труд. (Обращаясь к Оксане) И я хочу тебе сказать при всех "спасибо", я тебя люблю. И только благодаря тебе я восстановился». (Зал зааплодировал)

Оксана Домнина: «Надо перетерпеть, и верить, что завтра будет лучше. Мы порой переживаем, расстраиваемся из-за каких-то мелочей в жизни, и нам на тот момент кажется, что это все так серьезно, драматично, и проблемы нам кажутся такими огромными, глубокими, а потом спустя время, ты понимаешь, что это все такая ерунда, что это были такие мелочи…».

Это, как и в моем фильме «Театр на линии фронта», когда героиня говорит в кадре: «Кто знает, что он хочет, у кого есть цель и он идет к ней, тот обязательно добьется ее». 

Документальное кино тем и прекрасно, что все герои – живые настоящие люди со своими невыдуманными историями. А в нашей стране столько героев, на которых хочется равняться, брать пример с них, учиться у них быть лучше! 

И, конечно, хочется видеть в широком прокате больше наших российских добрых фильмов, а не чужих блокбастеров с ужастиками. Хочется видеть не придуманные громкие, богатые компьютерной графикой и трюками истории, а хорошее умное доброе талантливое кино, где никто никого не будет изображать, а по-настоящему, органично, по Станиславскому –проживать.

Наше кино по определению должно быть духовным. Даже если мы рассказываем о чем-то неприятном, должен быть свет «в конце тоннеля» и надежда, обязательно надежда и любовь. Вот такая ответственность лежит на художнике, ведь на пленку ты передаешь свои мысли, энергетику, а они идут напрямую к зрителю. Нужно следить, прежде всего, за чистотой своей собственной души и помыслов. Я так вижу профессию документалиста.

Времена сейчас тяжелые, а когда они были легкими-то? Но я знаю наверняка, что если каждый из нас будет светить фонариком своей души в пространство времени, то все вместе мы сможем осветить себе и другим путь, чтобы увидеть свет «в конце тоннеля».


Специально для «Столетия»


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Рок
19.11.2024 22:33
Важная тема поднята. Такие документальные фильмы надо показывать на Первом и РТ, в лучшее время. А не ту лабуду, которую мы видим, вроде конкурсов песен на английском (!) языке, криминальных тупых сериалов и т.д.
Лиза
19.11.2024 0:08
Марина, спасибо за прекрасные мысли и слова, за твой труд. Да, надо "...верить, что завтра будет лучше..." как говорили твои герои.. Документалистика тем и важна... она про нас, про каждого, живого... не придуманного... И правда надо освещать "...светить фонариком своей души в пространство времени..". Спасибо тебе огромное!
Марина
18.11.2024 18:58
Замечательная статья. Автор профессионал. Спасибо Марина ,что Вы есть, пусть у Вас все будет хорошо.
Татьяна
18.11.2024 17:48
Всегда знала, что буду гордиться тем, что когда-то была твоей однокурсницей!
Елена
18.11.2024 16:02
Великолепно!
Луиза
18.11.2024 15:58
Марина,дорогая, все очень верно."мы живем, под собою не чуя страны"... нужны и фестивали, и фильмы, и их создатели! Успехов!
Дарья М
18.11.2024 14:06
Прекрасная статья! Глубокая, вдохновляющая.

Эксклюзив
29.11.2024
Максим Столетов
Удар новейшей российской ракетой меняет формат спецоперации
К Дню Победы (1941-1945)
27.11.2024
Мария Максимова
Не забудем, не простим…
Фоторепортаж
06.12.2024
Подготовила Мария Максимова
К 10-летнему юбилею воссоединения полуострова с Россией

fiip_youtube.jpg





* Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.

** Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.