Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 ноября 2022
«Вот и я всегда был за правду»

«Вот и я всегда был за правду»

27 августа – 85 лет актёру и режиссёру Владимиру Андрееву
Михаил Захарчук
27.08.2015
«Вот и я всегда был за правду»

Так получилось, что народному артисту СССР, лауреату Государственной премии, кавалеру шести высших государственных орденов Владимиру Андрееву я многим по жизни обязан. И тем, что почти сорок лет назад он поверил мне, молодому военному журналисту, дав обстоятельное интервью для «Красной звезды». И тем, что до сих пор сохраняет со мной дружеские отношения. И тем, что ни одна из его театральных работ за обозначенный период не прошла мимо меня. 

В конце 2005-го или в начале 2006-го, точнее уже и не упомню, позвонил Андреев: «Приглашаю завтра на премьеру "Перекрёстка" – «Владимир Алексеевич, так я же смотрел, благодаря вам, этот спектакль года три или четыре назад!» – «Нет, дорогой, это наполовину уже другой спектакль. Главную героиню теперь играет Шмыга».

Я по сей день благодарен режиссёру за тот самый, «заветный» «Перекрёсток». И тут никак не обойтись без бередящих мою душу подробностей. Татьяну Ивановну Шмыгу я любил и обожал. Она тоже, видит Бог, хорошо ко мне относилась. Знал я поэтому о её больших проблемах со здоровьем, которые актриса тщательно скрывала от любопытной публики. Меж тем всё было настолько сложно и серьёзно, что врачи, в конце концов, вынуждены были ампутировать ей ногу. Но до этой трагедии мужественная женщина несколько лет героически сражалась со своими недугами. Ей помогали в этом многие коллеги в Театре оперетты, любящий супруг Анатолий Кремер. Однако творческое содействие Андреева оказалось едва ли не самым благотворным. Татьяна Ивановна однажды обмолвилась: «Господи, да если бы не Володя, я бы, наверное, и умерла, не почувствовав себя по-настоящему драматической актрисой! Какое же он подарил мне счастье!» Дорогого стоит такое признание гордой Шмыги…

А я вдруг попробовал себе представить: сколько ещё известных и не очень артистов могли бы присоединиться к легендарной приме оперетты в своей благодарности Андрееву! Но, поразмыслив, понял: «миссия невыполнима». В самом деле, Андреев без малого семь десятилетий живёт в актёрской профессии, а с учётом студии при московском Дворце пионеров – и того больше. Мои родители ещё не встретились, а он уже пришёл в ГИТИС к Андрею Михайловичу Лобанову.

С 1952 года – артист театра имени Ермоловой, полвека руководил его творческим коллективом и ещё Малым театром. Сыграл за это время в двадцати фильмах, в доброй полусотне спектаклей. Свыше сорока лет преподаёт. Его ученики – все сплошь известные. В Ермоловском поставил около тридцати спектаклей, в Малом – четыре.

Андреев большую часть своей жизни занимается режиссурой. Уникальной, штучной, как теперь модно говорить, профессией. Андрей Александрович Гончаров, ещё один учитель Владимира Алексеевича по ГИТИСу, однажды сказал автору сих строк: «Режиссура и дрессура не просто синонимы. Это практически одна и та же профессия, в которой кнут и пряник – орудия главные при воздействии на объект».

Кто-то скривится: фи, мол, как грубо! Зато правдиво. Во всём мире режиссеры, прежде всего – диктаторы. Таковой считается сущность их сермяжного мастерства: не погонишь – не поедешь. Поэтому и кнут большинство используют в 95 процентах из 100. Остальное – пряник. И то – по ситуации. У Андреева такая пропорция всегда – наоборот. Он всегда пониманием и добротой оперирует в творческом процессе, к кнуту вообще практически не прибегая. Подтвердить это могли бы Владимир Павлов, Наталья Архангельская, Владимир Заманский, Элина Быстрицкая, Станислав Любшин, та же Татьяна Шмыга, Никита Подгорный, Юрий Соломин и ещё многие, многие другие, кому довелось испытать на себе благотворное влияние андреевской режиссуры – простую, ясную, напрочь лишённую какой бы то ни было эпатажности, ставшей по нынешним временам альфой и омегой для многих, её ценят актеры, прежде всего, за то, что она… не подавляет.

Возможно, именно благодаря своему таланту человечности, в числе первых из режиссёров, Андреев открыл удивительный и пронзительно трепетный мир Вампилова. И поставил в своё время его «Старшего сына», «Прошлым летом в Чулимске» со Станиславом Любшиным в роли Шаманова, «Стечение обстоятельств» – по рассказам и незавершённым пьесам Александра Валентиновича. «Утиную охоту» ставил трижды или четырежды. Даже во МХАТ его приглашали с этой блестящей работой, но Андреев деликатно тогда отказался. Неудобно, сказал, при живом Ефремове вторгаться мне в его владения. Сомневаюсь, что ещё кто-нибудь из отечественных режиссёров отказался бы от постановки – во МХАТе!

В своё время Андреева упрекали за то, что много ставил Ю. Бондарева. И, правда, много: «Выбор», «Батальоны просят огня», «Берег», «Игра». Его порицали за то, что «состоял, участвовал, откликался, допускал конформизм». «Да, всё было, – соглашается Андреев, – зато лжи я не допускал. Когда пришёл в Малый, вездесущий Анатолий Софронов тут же принёс мне своих две пьесы. А я их запрятал куда подальше и ставил Бондарева. Мой «Выбор» кто-то из рецензентов назвал «Притчей о блудном сыне». Там покойный Подгорный, выдающийся, между прочим, актёр, играл Самсонова, который боялся разговаривать с иностранцами. Это ощущение я сам помнил, сам чувствовал этот страх: как бы чего не вышло. То есть я искал и находил в произведениях Бондарева некие болевые точки, позволяющие оставаться человеком. А возьмите опять же моего любимого Самойлова. Были ли в его поведении хоть какие-то элементы диссидентства? Не было, уж я-то точно знаю. У нас были великолепные отношения. Но у него – всегда правда. Вот и я всегда был за правду. В начале семидесятых я поставил «Дарю тебе жизнь» татарского драматурга Диаса Валеева. Сам сыграл там главного героя-коммуниста. Одна из рецензий на спектакль так и называлась «Убеждённость коммуниста». По нынешним временам – крамола, караул! А я, видит Бог, вдохновенно, искренне работал. И как режиссёр, и как актёр. Там герой боролся с идиотизмом времени. (Кто рискнёт отрицать сегодняшний идиотизм на постсоветском пространстве?) И погибал мой герой, не в силах преодолеть идиотизма системы. Не спорю, в той пьесе содержалось много плакатного, возможно, даже простоватого – такой была стилистика времени. Но я вкладывал в ортодоксальные слова искреннюю свою боль. И зрителю она передавалась.

Это, кстати, к твоему вопросу, какой мой герой самый любимый. Всех их люблю, поскольку практически ни за одну роль в своей жизни не брался из-под палки. А за что люблю – сразу и не отвечу. Вот до сих пор помню сыгранного на ермоловской сцене лейтенанта Шмидта. В этом образе меня занимали и факты биографии героя, и само восстание на крейсере «Очаков». Но прежде всего – характер интеллигентного человека, лишённого всякой ортодоксальности и косности, присущих людям его класса, поэтически относящегося к женщине, на редкость стойкого и мужественного, сознающего свою особую ответственность перед Отечеством, народом, историей. Таких героев в нашей драматургии – раз, два и обчёлся. А ведь он сценически прописан был крайне слабо. И я всё мечтал к нему вернуться на ином уровне осмысления – не получилось.

Жизнь не бухгалтерия, где дебет с кредитом сводятся до копейки. Вот поэтому я всё чаще стараюсь задавать себе «неудобные» вопросы и пытаюсь отвечать на них предельно честно. И многое из того, что делаю, мне не нравится. Это такое, я бы сказал, созидательное самоедство.

Сегодня, в своём, скажем так, почтенном возрасте, я просто обязан подводить некоторые итоги. И, скажу откровенно, не все они приносят мне «большое удовлетворение». И лжет тот, кто говорит, что жизнь его была ровна, верна, безоблачна. В моей жизни всякое бывало. Ошибок много случалось, кроме подлостей, разумеется. В них меня вряд ли кто упрекнёт. Но я всегда брал в работу лишь такие пьесы, в которых мог высказаться за добро, милосердие, против несправедливости. Разумеется, я действовал в пределах возможного, каждый раз пытаясь преодолевать не столько сложности драматургического свойства, сколько реалии бытия. Скажем, отлично понимал, что своим присутствием на съезде или ином каком знаковом мероприятии, получаю право прийти «в инстанции» и за кого-то попросить. Наверное, и поэтому мне судьба подарила знакомство с Вампиловым, с его матерью. Мне доверили ставить Вампилова такие люди, которые с другими бы даже не стали общаться. А возьми нашего живого классика Бондарева. И кто только его ни ставил. Но ко мне Юрий Васильевич относился по-особому. И вряд ли кто больше меня поставил Бондарева. Виктор Петрович Астафьев и Валентин Григорьевич Распутин тоже, благодаря судьбе, ко мне благоволили. Я всегда выбирал своих по духу, по мировоззрению близких мне авторов.

Однако самым «близко родственным» для меня автором всегда был и остаётся Леонид Зорин. Ещё в далёком 1953 году мой учитель Лобанов поставил пьесу «Гости». Один или два раза прошёл спектакль и его сняли за дерзкие, не приличествующие жёсткому времени мотивы. То был дебют Зорина. До сих пор я помню тогдашнее своё чувство необычайной взволнованности тем, как автор сумел защитить достоинство маленького человека, его право на жизнь и собственные поступки. Спустя годы я-таки поставил «Гостей» в Малом в память о людях, учивших нас жить честно. О малых людях, не желавших быть маленькими. И ещё много раз ставил Зорина. Мне очень близка его особая мелодраматическая тональность. Да и зритель, до сих пор убеждаюсь, её великолепно чувствует хотя бы в том же «Перекрёстке».

Никто не заходит так далеко, как человек, который не знает, куда идёт. Вот не рискну самодовольно утверждать, что всегда знал, куда иду. Случалось, и спотыкался. Но теперь мне открылись и другие истины. Например, у Давида Самойлова, которого я тоже когда-то ставил, есть такая мысль: «И начинает уставать вода, и это означает близость снега». Мне она сейчас особенно близка. А от неё уже рукой подать до философии Шекспира: «Готовься к смерти, тогда и жизнь, и смерть, что бы ни было, приятней будут». Но пока я живу, не теряю спасительной надежды продолжать постижение окружающего мира и самого себя в нём. Мне очень хочется, чтобы сохранялось ускользающее из нашего общества добро.

Когда-то Иван Иванович Соловьёв, один из основателей и создателей Ермоловского театра заметил: «Может быть, я отстаю формально, наверное, учиться надо, но переучиваться в главном – поздно. И, может быть, я буду отдавать то, в чём силён и в чём я глубоко серьёзен». А я в силу, может быть, возраста или того фундамента, на котором стою, не способен ухватить всё новое, но пытаюсь почувствовать: а что такое технология и суть современного искусства? И прихожу к выводу, что в конечном счёте всё зависит от умения режиссёра работать с актёром и от актёра, который способен здесь, сейчас, в эту минуту выразить себя и время своё.

Много лет я выхожу на сцену, всякий раз испытывая волнение, будто играю сегодня впервые. Люди, любящие Театр, – всегда наши друзья. Мы зависим от них. Эта та зависимость, которая не унижает, а наоборот помогает жить, надеяться, творить.

Идёт время, требующее оправдания седины и эстетики морщин, приходят молодые, доказывая своё право на поиск. Поэтому я и позвал Олега Меньшикова стать руководителем Московского драматического театра им. Ермоловой.

Мне Меньшиков дорог как индивидуум, как личность творческая и человеческая. Он легко рождает идею, он чувствует и думает в гармоничном сочетании – редкое умение в нашем ремесле. Признаться, я боялся, что дело, которому служу уже очень много лет, вдруг может разрушиться. Ведь именно такая тенденция существует нынче во многих театрах. В нём я вижу сегодня и своего младшего товарища и интересного руководителя, не похожего на других».

Поступок Владимира Алексеевича редкий, прямо скажем, для театральной среды. Лучше самого Олега Меньшиков об этом не скажешь. А он сказал: «Я не помню такого, чтобы человек предлагал на свое место другого художественного руководителя и оставался работать в театре. Надеюсь, что мы будем как старший и младший брат». Дай Бог, чтобы так оно и случилось. Потому что до сих пор главные режиссёры или художественные руководители уходили из своих театров лишь в мир иной.

…Много лет назад автору этих строк довелось вести в Доме актёра имени А. Яблочкиной творческий отчёт ермоловцев перед ударниками труда столичных предприятий. После сольных выступлений артистов, после отрывков из спектаклей слово взял Андреев. Поблагодарив зрителей за сердечный приём, артистов – за хорошую игру, сказал: «А ещё мне хотелось бы выразить особую признательность людям, без которых сегодняшнее действо наверняка бы не состоялось». И стал по очереди вызывать на сцену художника, звукорежиссёра, осветителя, костюмера, гримёра, словом, всех тех, кто обеспечивал вечер. И каждого (!) называл по имени-отчеству, и для каждого нашел персональные и тёплые слова. А благодарный зал своими аплодисментами лишь увеличивал весомость тех слов. Много раз мне приходилось участвовать в подготовке подобных мероприятий, но с таким вниманием со стороны главного режиссера к незаметным труженикам театра столкнулся тогда впервые.

Андреев никогда и ни перед кем не корчил из себя мэтра. Не был он вхож ни в какие околотеатральные среды. Всегда сторонился любых «тусовочных» столичных презентаций и прочих «пиар мероприятий». Живёт мастер своим домом без скандалов и вызовов. Собак любит. Может запросто подобрать дворнягу и привезти её на дачу.

…Много лет назад на съемках фильма «Калиф-аист» Владимир Алексеевич познакомился с молоденькой актрисой Натальей Селезневой. Той самой – из «Кабачка 13 стульев», вернее – из театра Сатиры. Он играл заколдованного принца, она – принцессу. С первого съемочного дня у них случилась любовь. И никто из них друг другу не изменил. У них сын-дипломат, внуки: Алексей и Николай. Словом, образцовая, я бы даже сказал, патриархально прочная семья.

Верно, мало кто знает, Селезнёва – общественный помощник уполномоченного при президенте РФ по правам ребёнка Павла Астахова. И уж точно никому не известно, что Андреев и Селезнёва регулярно помогают детям Луганска и Донецка.

При этом я совсем не уверен, что получу одобрение на обнародование этих сведений со стороны супругов. Не в их строгих правилах рекламировать собственные добродетели.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.
Николай Ка
17.09.2015 14:29
Как всегда, интересно. И талантливо...
Нина
11.09.2015 18:01
Какой у Вас прекрасный  дар, Михаил! Так интересно,мастерски, приближать героев своих очерков к читателям. Огромное Вам спасибо!  
Александр З
09.09.2015 13:15
С некоторым опозданием прочитал материал Михаила Захарчука о Владимире Андрееве.Собственно говоря,обстоятельно рассказано не только о нем,но и других талантливых актерах,режиссерах.драматургах.Этим и примечателен Захарчук: его публикации дают почву для осмысления творчества многих авторов.Прочитал я  материал своего давнего коллеги и разыскал томик пьес Вампилова,до которого прежде руки не доходили.Так что спасибо Михаилу и  за преодоление моей лени.
Фарит
04.09.2015 22:39
Огромная признательность автору и В.А. Андрееву за  трудолюбие, талант, активную жизненную позицию и помощь Донбассу ! Есть с кого брать пример !
Игорь
31.08.2015 11:57
ПРЕКРАСНЫЙ АКТЕР. При этом очень скромен и доброжелателен. Я не очень следил за актерским творчеством Андреева. Но прочитав очередной материал Михаила Александровича, понял, сколько мною потеряно, что не смог приобщиться к такому таланту, как Владимир Андреев.
Спасибо в очередной раз автору материала, что дал возможность узнать многие страницы из жизни мастера театра.
СССР
31.08.2015 8:49
Поздравляю советского артиста тов.Андреева Владимира Алексеевича.Как жаль, что вас ,всенародно любимых советских артистов, становиться все меньше.Ушели из жизни прекрасные советские артисты Л.Дуров и М.Светин.Но больше всего огорчает то,что на смену вам, подбных любимцев народа, ни кто не пришел.Вместе с гибелью СССР,а вот даже тут ,в статье отмеченно:" В самом деле, Андреев без малого семь десятилетий живёт в актёрской профессии, а с учётом студии при московском Дворце пионеров – и того больше. ".Но нет больше дворцов пионеров,есть дворцы  олигархов и шоуменов типа Галкина а они сами понимаете продукт гнилого западничества. Значит вы последняя гордость России живите как можно дольше,что бы маяк для нас советских людей был.Как только голубой экран телевизора превратился в "голубое оч..о"либерализма в души людей полилась скверна.Многие Вам лета
Вера Корсакова
30.08.2015 16:16
В первую очередь хочется  поздравить с юбилеем большого артиста! Пожелать творческого долголетия, крепкого здоровья! Работы его не мимолетные,  все сделано по высшему классу. С огромным творческим вложением труда, души,большого таланта, высокой нравственности.Спасибо ему за его добродетели.Интересно,эмоционально откровенно  написано о юбиляре.Спасибо Михаилу Захарчуку за материал.
Лесник
29.08.2015 18:59
      Тихая радость наполняет душу, когда наблюдаешь таких светлых людей. " Чтобы не исчезало из нашей жизни добро". Если бы это стало реальным девизом нашей жизни всё бы у нас наладилось.
      Но нет. Такие как Андреев востребованы только у той части общества, которое не порвало с традиционным укладом русской жизни, продолжает думать о жизни, о её смысле, о будущем своих потомков.
     Много у нас таких?
     К сожалению, с каждым годом становится всё меньше.
     Смогут ли островки нравственности, даже такой высокой нравственности, которую создал и создаёт всей своей жизнью очень тонкий, в своём мастерстве, актёр и режиссёр Андреев? Зависит от нас, от нас осознающих себя в разверзнувшемся моря бессознательности. Сможем ли мы стать плотиной вселенской мерзости.
Андрей
28.08.2015 16:29
Большое спасибо автору за материал! Вчера увидел юбиляра по ТВ и поразился тому, ка он выглядит в свои годы! Так держать!
Анатолий
28.08.2015 12:54
Спасибо автору за чудесный рассказ о нашем соотчественнике. Замечательный актер, востребованный режиссер, любящий муж, верный друг, мудрый наставник - и это все о Владимире Алексеевиче Андрееве. Дай Бог ему здоровья на долгие годы. Ибо без таких людей нам невероятно трудно будет жить...
Отображены комментарии с 1 по 10 из 20 найденных.

Эксклюзив
28.11.2022
Максим Столетов
Минобороны РФ заявило о создании в США нового коронавируса с 80-процентной смертностью.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.