Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
24 апреля 2024
Виктор Кустов: «Но не все же измеряется деньгами!»

Виктор Кустов: «Но не все же измеряется деньгами!»

Беседа со ставропольским писателем и издателем журнала «Южная звезда»
03.12.2019
Виктор Кустов: «Но не все же измеряется деньгами!»

Виктора Николаевича Кустова я знаю больше 30 лет. В конце 80-х годов прошлого века мы вместе работали в Карачаево-Черкесской областной газете «Ленинское знамя». Это было интересное время – гласность, перестройка. Поэтому начало 90-х встретили с надеждой на реальные перемены к лучшему. Многие коллеги-журналисты тогда были настроены подобным образом, ожидая от новых лидеров государства действий, которые бы привели нашу страну в сообщество так называемых цивилизованных стран, где бы мы были равными среди равных. Но получилось то, что получилось... Похмелье было тяжелым.

Наши пути с Кустовым надолго разошлись. А недавно мы с ним встретились. И я узнал, что он сосредоточился исключительно на издательском деле. У него свое агентство – СКИРА. Это дело не приносит больших барышей, но зато дорого его сердцу.

Виктор, часто издатели сетуют, мол, приходится издавать ширпотреб, чтобы выжить. А как  у тебя обстоят дела?

–  Ну, что тут скажешь, ширпотреб – это, с одной стороны, то, что востребовано рынком, в том числе  литературным, но рассчитано на потребителей, не отличающихся высоким вкусом. А таких всегда было много, даже большинство. Еще Некрасов мечтал: «Когда мужик не Блюхера и не милорда глупого –  Белинского и Гоголя с базара понесет?» Советская цензура помимо функции идеологического надзора выполняла и роль сита, через которое не проходили пошлость и безвкусица. А сейчас можно все, и мы вкушаем от яблока свободы ту его часть, где гнильцо и червоточина. Скажем, возникла потребность на детективы, фантастику, чего в советское время было маловато, и рынок сразу же стал наполняться подобной литературой. Наверное, это нормально. Ненормально, то, что в этом мутном потоке золотые крупинки почти не встречаются. Идет вал всякой ерунды, лишь бы прибыль приносило, как говорится, «пипл схавает».

И что же тогда делать тому, у кого запрос на хорошее чтение? Перестать ходить в книжные магазины, где море книг, но мало литературы? Я так и делаю. Читаю, вернее, перечитываю, в основном то, что давно люблю – классику. Но, наверное, это неправильно. Есть же хорошие произведения, нет, нет, да где-то о них пройдет информация.

– Есть, я это точно знаю. Ведь и в советское время не так много людей читало книги, как это принято думать. Наверное, процентов десять. Остальные просто следовали моде на книги: во-первых, дефицит, во-вторых, признак интеллигентности, но они просто пылились у них в шкафах. При этом для по-настоящему читающей публики существовал литературный процесс, движителем которого были толстые журналы. Они открывали новых авторов, формировали вкусы. Я, например, до Кавказа жил в Красноярске и Иркутске. Как раз в те годы начал писать Валентин Распутин. Получалось, что я ходил с ним по одним улицам, но и не подозревал об этом. Только когда прочитал в «Нашем современнике» его повесть «Живи и помни», понял, что этот гений живет рядом, что нужно обязательно увидеть его, послушать. Мне удалось побывать на встрече с ним, она оставила глубокий след в моей душе.  

Тогда у толстых журналов были миллионные тиражи, а сейчас по паре тысяч у «Нового мира», у «Нашего современника». Некому формировать литературный процесс. Его нет. В столице писатели поделены на группировки, которые «тусуются» и пиарят себя. Оттого чаще на слуху не самые талантливые, глубоко мыслящие, а более ловкие. Модный и известный писатель сегодня не синоним – талантливый и, тем более, высокодуховный.

Потому еще в 90-е годы у меня появилась идея издавать литературный журнал, где бы я мог публиковать интересных мне писателей, поэтов, помогать этим людям выйти на широкую читательскую аудиторию. Уже и название придумал – «Шестой этаж», если помнишь, мы снимали офис на шестом этаже в центре Черкесска. Уже тогда было желание уйти от местечковости, не замыкаться в рамках региона. Я разослал письма с просьбой прислать свои рукописи белорусскому писателю Ивану Шемякину, тому же Распутину, Фазилю Искандеру. Но начались проблемы с бизнесом, созданные местным криминалитетом, пришлось переехать в Ставрополь.

К идее журнала вернулся в 2000 году. А в 2001 вышел первый номер журнала «Южная звезда». Вот уже скоро двадцать лет, как он выходит по четыре номера в год тиражом тысяча экземпляров. Десять лет, как существует сайт «Южной звезды», который помог выйти на широкую аудиторию, не только в России, но и в странах СНГ, дальнего зарубежья. 

Об этом ты рассказывал на прошедшем недавно в Ставрополе форуме Всемирного Русского Народного Собора «Русский язык в межнациональном согласии».

–  Да, наш журнал, можно сказать, это межнациональное согласие и формирует, и развивает. За все время вышли в свет 72 книжки. На сегодняшний день на его страницах опубликованы 627 русскоязычных авторов, из которых 89 проживают за пределами России. Больше всего наших авторов живет на Украине – 34, в США – 15, в Германии – 11. Кроме Украины и стран СНГ, это люди, уехавшие из Советского Союза и России в 80-90- годы. Они говорят и думают на русском языке, это люди Русского мира.

О чем пишут наши соотечественники?

– И в поэзии, и в прозе преобладают две темы: ностальгические воспоминания о Советском Союзе и эмигрантские будни. Что интересно, о жизни в СССР нет оценочной интонации. Никто не идеализирует советское время, но и не хает его. Как правило, это сладкие и с щемящей грустью рассказы о том, что осталось в прошлом, но очень дорого. О нынешней жизни на чужбине пишут безэмоционально, а порой и с безысходностью... 

Ну, а украинские авторы пытаются как-то оценивать нынешнюю политическую ситуацию в своей стране?

– Очень осторожно, как правило, в завуалированной, иносказательной форме. Социальная направленность чаще прослеживается у авторов с востока Украины: Харькова, Днепропетровска, Донецка, Одессы. Кстати, наш автор поэт Вадим Негатуров погиб в Одессе в доме профсоюзов... Много авторов, выходцев из Украины, живет в дальнем зарубежье. Они пишут больше о нашем общем прошлом – Советском Союзе.

Виктор, твой журнал – явление литературной жизни, выходящее по уровню далеко за региональный уровень. Как удается держать столь высокую планку?

– Когда журнал начинался, признаться, нас сильно одолевали местные графоманы, а потому, я сразу решил не замыкаться в рамках региона. Постепенно пена ушла. Но, кстати, на Ставрополье всегда были и остаются хорошие писатели. В первый номер журнала я попросил дать свои мемуары ныне покойного Георгия Шумарова. Он учился в мединституте вместе с Василием Аксеновым, и очень интересно рассказал об этом незаурядном человеке и том времени. А недавно ушедший от нас Василий Звягинцев! Его роман «Одиссей покидает Итаку» известен во всей стране, получил несколько престижных литературных наград. Звягинцева можно назвать основоположником популярного ныне жанра – альтернативная история.

В одном из номеров «Южной звезды» был опубликован роман Анатолия Лысенко «Быстрые волки». Это историческое повествование о раннем христианстве на Кавказе. Лет пять назад ко мне обратился помощник одного высокопоставленного московского генерала с просьбой найти шефу эту книгу. Он, однажды прочитав ее, стал фанатом. Но мы ее не издавали, и просто подарили несколько номеров журнала.

Так что есть, кого печатать. Хочу сказать, что мы не гонимся за новомодными веяниями, всякими модернистскими штучками, за которыми, как правило, скрывается пошлость и безвкусица. Мы придерживаемся классической литературной традиции. Наши авторы пишут о живых людях, о реальных жизненных ситуациях.

Виктор, извини, а как все же приходится выживать в столь стесненных экономических обстоятельствах? «Южная звезда» приносит хоть какие-то дивиденды? 

– Нет, конечно. Долгое время я полностью покрывал убытки из доходов от других видов издательской деятельности. Но уже лет десять, как мы получаем субсидию от Комитета по печати РФ. В свое время подали документы на грант, защитили свой проект, и теперь каждый год подтверждаем его. Государство субсидирует нам половину затрат на журнал. Остальные 200-300 тысяч убытка в год приходится покрывать из собственных средств.

А как дела с распространением?

– Журнал мы не продаем, а отправляем в библиотеки края и вузы, рассылаем авторам. По-другому не получается. Но не все же измеряется деньгами! Что мне не нравится в нынешнем времени, – так это то, что для многих людей деньги стали смыслом жизни, а духовные ценности уходят на второй план. В советское время много было такого, что вызывало справедливые нарекания, и, в конце концов, оказалось нежизнеспособным. Но то, что государственная политика в области культуры была направлена на возвышение человека, это несомненно. Эти высокие традиции русской культуры, литературы мы должны всячески беречь и развивать, если хотим сохраниться как нация.

Беседовал Сергей Иващенко

Фото автора.

Специально для «Столетия»


Эксклюзив
22.04.2024
Андрей Соколов
Кто стоит за спиной «московских студентов», атаковавших русского философа
Фоторепортаж
22.04.2024
Подготовила Мария Максимова
В подземном музее парка «Зарядье» проходит выставка «Русский сад»


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации.
Перечень организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их причастности к экстремистской деятельности или терроризму: весь список.

** Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами.
Реестр иностранных агентов: весь список.