Столетие
ПОИСК НА САЙТЕ
30 ноября 2022
Вернется ли Рахманинов в Россию?

Вернется ли Рахманинов в Россию?

Заметки о посещении виллы композитора в Швейцарии
Ирина Баранчеева, Люцерн – Рим
17.08.2015
Вернется ли Рахманинов в Россию?

Местечко Хертенштейн, недалеко от Люцерна, очаровывает воображение мирными сельскими пейзажами и первозданной тишиной. Именно здесь, среди изумрудных холмов и сумрачного леса, на берегу Фирвальдштетского озера, в 1930 году великий композитор Сергей Васильевич Рахманинов приобрел участок земли, который превратил в настоящий райский уголок, предназначенный для творчества.

Идея купить землю в Швейцарии пришла композитору после того, как он навестил жившего неподалеку Оскара фон Риземана, своего биографа. В Швейцарии Рахманинов впервые побывал в 1902 году во время свадебного путешествия. Возможно, воспоминания о далеких счастливых днях, а также тоска по тамбовскому имению Ивановка, покинутому им после Октябрьской революции, заставили музыканта поверить в то, что наконец-то, после многих потрясений и мытарств гастрольной жизни, он нашел идеальное место для работы.

Весной 1931 года уже полным ходом шли работы по приведению территории в порядок, строился маленький дом с гаражем, было подготовлено ровное место около обрыва к озеру для большого дома, законченного несколько позже. Несмотря на то, что в тот момент вилла скорее напоминала строительную площадку, в конце лета Рахманинов покидал ее весьма «неохотно», как он признался в письме к своему секретарю Е.И. Сомову, добавив, что «и жить и работать мне здесь покойнее и приятнее».

Весну и лето 1932 года, закончив концертные турне по городам Америки и Европы, Сергей Васильевич вновь проводит на своей швейцарской вилле, получившей имя «Сенар» (в честь композитора и его жены – СЕргей и НАталья Рахманиновы). Он целиком захвачен хозяйственными заботами, посадкой деревьев и цветов, и на обширной территории появляются кипарисы, лиственницы, серебряные пихты, березы, клены, сливы, розы, плакучие ивы, кустарник по самому берегу озера и столь любимая композитором сирень.

Кажется, именно в «Сенаре», целиком отдаваясь его обустройству и живя в гармонии с природой, Рахманинов снова обрел тот энтузиазм и душевное равновесие, которые были утрачены с отъездом из России.

В апреле 1932 года он в шутливом тоне сообщает Д. Рибнер: «Мы зарабатываем здесь на кусок хлеба тяжким трудом, - с утра до ночи копаем, пашем, сажаем цветы, кусты и деревья, взрываем скалы и строим дороги, - ложимся с курами и встаем с петухами. До чего же ты тяжела, жизнь швейцарского бюргера!».

Весной 1933 года в «Сенаре» появилась моторная лодка, которую композитор купил на аукционе в соседнем городке Веггис. Морские и автомобильные прогулки были страстью Рахманинова, и он сам хорошо управлял как автомобилем, так и лодкой. Ангар для лодки, который в своих письмах композитор именует «морской базой», сохранился до наших дней, а вот лодка Рахманинова была конфискована швейцарскими властями в годы Второй мировой войны для патрулирования границ.

Несмотря на то, что пребывания Сергея Васильевича в «Сенаре» ограничивались в основном весенними и летними месяцами из-за огромного числа концертов, которые он давал как в Старом, так и в Новом Свете, он всегда рвался на свою виллу, созданную собственными руками, где все было устроено с душой и любовью. Едва его автомобиль въезжал в ворота «Сенара», даже если уже было поздно и темно, Рахманинов все равно отправлялся осматривать деревья и в последующие дни наблюдал за их цветением.

Преданность композитора «Сенару» была вознаграждена. Здесь после долгого молчания, связанного с отъездом с родины, он создал свои поздние шедевры – «Рапсодию на тему Паганини» (1934 г.) и Симфонию № 3 (1935-36 гг.).

Сергей Васильевич очень любил свое швейцарское имение и даже утверждал, что это «единственное место для жизни». Его знаменитыми гостями были певец Ф.И. Шаляпин, пианист В. Горовиц, композитор Н.К. Метнер и другие, но всегда близкие Рахманинову люди, поскольку композитор больше всего ценил в «Сенаре» тишину и покой, так необходимые ему для работы.

Он надеялся провести здесь последние годы жизни, но мировые политические потрясения опрокинули его планы. В 1939 году композитор провел свое последнее лето на вилле и в августе отплыл в Америку, чтобы больше никогда уже сюда не вернуться...

Однако «Сенар» благодаря нейтралитету Швейцарии не затронули ветры войны. После смерти Рахманинова его хозяйкой стала младшая дочь композитора Татьяна, а затем ее сын Александр Борисович Рахманинов, который посвятил жизнь сохранению и пропаганде творческого наследия своего великого деда.

…Входя на территорию «Сенара», сразу же ощущаешь незримое, но явное присутствие здесь композитора и поражаешься тому, с какой любовью и преданностью его потомки сохранили в неприкосновенности это место.

Среди буйной зелени белеет большой дом с широкими окнами, построенный в 1934 году в модном тогда стиле «Баухауса», на входной двери которого красуется монограмма композитора: «S.R.». Сергей Васильевич очень любил этот дом и очень им гордился, и, конечно, самой запоминающейся в нем комнатой, «святая святых», остается большой кабинет Рахманинова, где стоит его рояль, прекрасный «Стейнвей», находится библиотека, нототека, а у окна стоит письменный стол, украшенный небольшими круглыми часами, за которым работал композитор.

О том, что Рахманинов был не только великим композитором, но и выдающимся пианистом, напоминают фотографии и гипсовый слепок его рук, поражавших современников своей «львиной хваткой». На книжной полке – фотографии дорогих композитору людей, каждый из которых сыграл важную роль в его жизни. Среди них – Петр Ильич Чайковский, горячо поддержавший юного Рахманинова на первых шагах в искусстве; Федор Шаляпин, глава знаменитой фортепианной фирмы Фредерик Стейнвей, изобретатель фонографа Томас Эдисон, норвежский скрипач, дирижер и композитор Юхан Хальворсен, который помог Рахманинову в Скандинавии, где тот оказался в начале 1918 года почти без средств к существованию, оставив революционную Россию.

Бродя по дому, наполняешься ощущением, будто Рахманинов только ненадолго отлучился, оставив все на своих местах – свою одежду в приоткрытом чемодане, трости, забытые на столике пожелтевшие рецензии на его выступления, альбомы, фотографии, на одной из которых композитор запечатлен вместе с авиаконструктором Игорем Сикорским, которому он материально помогал в его работе.

Сегодня «Сенар» пустынен, задумчив и молчалив. После смерти Александра Борисовича Рахманинова в ноябре 2012 года вилла перешла его наследникам, и многих любителей творчества композитора взволновали появившиеся в прессе слухи о возможной продаже на аукционе вещей и архива Рахманинова, находящихся на вилле.

В 2013 году пианист Денис Мацуев обратился к Президенту России В.В. Путину с просьбой приобрести «Сенар» и создать в нем культурный центр.

Именно эту цель ставит перед собой и «Фонд Сергея Рахманинова», созданный внуком композитора в 1999 году и возглавляемый в настоящее время его вдовой Натальей Рахманиновой. Благодаря работе Фонда в прошлые годы удалось организовать исполнение и запись многих произведений Рахманинова, в том числе малоизвестных, ведущими оркестрами и с участием известных российских и иностранных исполнителей – Юрия Темирканова, Владимира Ашкенази, Дениса Мацуева, Валерия Гергиева, Михаила Плетнева, Николая Луганского, Джанандреа Нозеда, Антонио Паппано, Даниэле Рустиони и других.

В «Сенаре» сохраняются письма и рукописи композитора, его мемориальные вещи, уникальные предметы обстановки 30-х годов. В настоящее время угроза их продажи с аукциона как будто преодолена. Ведутся переговоры о покупке Россией имения, и остается надеяться, что преодолев все юридические препоны, «Сенар» станет местом встреч музыкантов, исследователей и любителей творчества композитора. Здесь будут проходить концерты, семинары, мастер-классы. И под крышей этого дома всегда будет звучать музыка.

P.S. Прах Сергея Рахманинова покоится на кладбище Кенсико в городе Валхала недалеко от Нью-Йорка. Хотя после его смерти в 1943 году первоначально планировалось захоронить его в России — такова была последняя воля музыканта. Сегодня вновь заговорили о восстановлении справедливости.

«Если вы посмотрите американские источники, то увидите, что Сергей Рахманинов — великий американский композитор русского происхождения. Американцы самонадеянно приватизируют имя Рахманинова, так же как имена десятков и сотен русских, которые волей судьбы оказались после событий революции за рубежом», — заявил на днях министр культуры Владимир Мединский. Министр отметил, что «вернуть Рахманинова было бы великим делом». К тому же он добавил, что могила русского музыканта в Нью-Йорке находится в неудовлетворительном состоянии.

Специально для Столетия


Комментарии

Оставить комментарий
Оставьте ваш комментарий

Комментарий не добавлен.

Обработчик отклонил данные как некорректные, либо произошел программный сбой. Если вы уверены что вводимые данные корректны (например, не содержат вредоносных ссылок или программного кода) - обязательно сообщите об этом в редакцию по электронной почте, указав URL адрес данной страницы.

Спасибо!
Ваш комментарий отправлен.
Редакция оставляет за собой право не размещать комментарии оскорбительного характера.

Сергей
04.09.2015 6:59
Воля Рахманинова состояла в том, чторбы его похоронили на Родине. Почитайте воспоминания его жены. Там написано, что его специально хоронили в запаянном цинковом гробу, чтобы когда-нибудь, когда это стало бы возможным, можно было перевести гроб в Россию. Дословно (цитирую): "Гроб был цинковый, чтобы позднее, когда-нибудь, его можно было бы перевезти в Россию". Вот так. И давайте действительно прекратим пиариться.
Александр
21.08.2015 20:13
Воля Рахманинова священна,как и любого человека. И нечего на этом пиариться
С.М.
18.08.2015 17:21
Надо вернуть, как Глинку. Рахманинов - самый русский композитор.
Наталья
18.08.2015 10:44
Спасибо, Ирина, за яркую душевную статью, наполненную фактами и любовью к творчеству Сергея Рахманинова!
Вера
18.08.2015 8:49
Не стоит тревожить прах. Пусть покоится с миром .
        


Ник 45
17.08.2015 20:16
Не надо возвращать - целее будет. Можно будет хоть где-то почтить память.
Sergei SPb
17.08.2015 15:44
Америка гордится им потому, что стала для него домом. И Швейцария может гордится им по праву.
А более русской музыки, нежели рахманинская, трудно и представить. Она дает отдохновение "при виде того, что делается на родине". Она как русский язык для Тургенева - "велика и могуча".

Эксклюзив
28.11.2022
Максим Столетов
Минобороны РФ заявило о создании в США нового коронавируса с 80-процентной смертностью.
Фоторепортаж
18.11.2022
Подготовила Мария Максимова
К 185-летию создания железнодорожного сообщения в России.


* Экстремистские и террористические организации, запрещенные в Российской Федерации: американская компания Meta и принадлежащие ей соцсети Instagram и Facebook, «Правый сектор», «Украинская повстанческая армия» (УПА), «Исламское государство» (ИГ, ИГИЛ), «Джабхат Фатх аш-Шам» (бывшая «Джабхат ан-Нусра», «Джебхат ан-Нусра»), Национал-Большевистская партия (НБП), «Аль-Каида», «УНА-УНСО», «ОУН», С14 (Сич, укр. Січ), «Талибан», «Меджлис крымско-татарского народа», «Свидетели Иеговы», «Мизантропик Дивижн», «Братство» Корчинского, «Артподготовка», «Тризуб им. Степана Бандеры», нацбатальон «Азов», «НСО», «Славянский союз», «Формат-18», «Хизб ут-Тахрир», «Фонд борьбы с коррупцией» (ФБК) – организация-иноагент, признанная экстремистской, запрещена в РФ и ликвидирована по решению суда; её основатель Алексей Навальный включён в перечень террористов и экстремистов.

*Организации и граждане, признанные Минюстом РФ иноагентами: Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество «Мемориал», Аналитический центр Юрия Левады, фонд «В защиту прав заключённых», «Институт глобализации и социальных движений», «Благотворительный фонд охраны здоровья и защиты прав граждан», «Центр независимых социологических исследований», Голос Америки, Радио Свободная Европа/Радио Свобода, телеканал «Настоящее время», Кавказ.Реалии, Крым.Реалии, Сибирь.Реалии, правозащитник Лев Пономарёв, журналисты Людмила Савицкая и Сергей Маркелов, главред газеты «Псковская губерния» Денис Камалягин, художница-акционистка и фемактивистка Дарья Апахончич.